Православные считают, что икона — это молитва, воплощенная в краске и линиях. Первым иконописцем был один из учеников Христа — апостол Лука. Согласно преданию, святой Лука создал первые иконы Богородицы со Спасителем на руках еще при жизни Марии Девы. Написаны они были восковыми красками. В наши дни, после многих десятилетий забвения, возрождаются традиции канонической православной иконописи: на Харьковщине впервые появились дипломированные художники-иконописцы.

Вчера в Харьковской епархии восемь выпускников иконописной школы получили свидетельства и представили свои дипломные работы на выставке «Православный Харьков». Кроме выпускных работ, на выставке представлено творчество реставраторов Харьковской государственной Академии дизайна и искусств, проекты и фотографии действующих храмов, выполненные харьковскими архитекторами, а также чудотворные иконы из храмов. Выставка проводится в Свято-Покровском монастыре (улица Университетская, 8) и завершит работу в двадцатых числах июля. 

«Видимое временно, невидимое вечно» 

Мода на религиозную тематику существовала всегда. Изображение Богородицы с младенцем можно встретить даже у лоточников в переходе в метро (хотя ни один прихожанин никогда не купит неосвященную икону или крестик вне стен храма). Спрос рождает предложение — и появляются рисунки, далекие от православия и искусства, не имеющие художественной ценности, искажающие культуру иконописи и в целом традиции церкви. 

Несоблюдение канонов иногда наблюдалось и в новостроящихся храмах. Руководитель иконописной школы при Харьковской духовной семинарии Наталья Чурилова рассказала, что многие современные художники пишут на голубом фоне, синих или белых облачках, «которые не имеют никакого отношения к янтарному цвету и свету, который создал Господь на четвертый день творения». По мнению Натальи, икона должна писаться на золоте, а если приход бедный, на охре, которая имитирует золото. 

Кстати, внешний источник света на иконах отсутствует — свет всегда исходит от ликов и фигур. В старинных иконах встречались три основные цвета: красный, синий и зеленый. Золотом изображалось все то, что имеет прямое отношение к силе Божией. Это цвет Божественного света. Золото на иконе — это не символ земного богатства, а знак освещенности светом Божьим. Черный цвет используется только в тех случаях, когда надо изобразить силы зла. 

Цитата
Однажды у известного священника Александра Меня спросили: «Как научиться понимать и чувствовать икону?» Он ответил: «Только настоящая любовь учит этому, а не искусство. Допустим, у вас умер любимый человек, а у вас нет его портрета, сохранилась только маленькая карточка, старенькая из паспорта, но она вам все равно очень дорога, потому что это тот, кого вы любите. Поэтому для меня даже плохая икона Христа имеет значение».


Роль и место священных изображений в церковной практике обозначил VII Вселенский Собор, состоявшийся в 787 году. Согласно канону, к иконописцу предъявляются определенные требования, как к монаху («полагается священнику и иконописцу чистым быть»). В иконе недопустим полет фантазии художника, свойственный мирской живописи на религиозную тематику. Заявления «я так вижу» исключаются, художник преодолевает свое «Я» — он работает не для себя и не для своей славы. Поэтому икона никогда не подписывается. Несмотря на каноны, среди икон не встречаются две абсолютно одинаковые, каждая — индивидуальна. 

От картин икону отличает то, что она имеет молитвенное предназначение и освящена, получила благословение священнослужителей. Иконы сомнительного содержания, выполненные с нарушением канонов, освящению не подлежат. 

Харьковские иконописцы 
Иконописная школа появилась при храме с честь святых апостолов Петра и Павла благодаря содействию настоятеля храма протоиерея Валентина. В 2000 году под свое крыло ее взяла Харьковская духовная семинария. Обучение в школе продолжается три с половиной года и включает в себя не только практические занятия по иконопи-
си, но и курс лекций по Священному Писанию, Катехизису (краткому изложению основ православного вероучения), иконографии. Занятия иконописи требуют от учеников обязательного посещения храма и регулярного участия в Таинствах Церкви. Многие ученики ездят в паломнические поездки и несут послушание при храмах. 

Большое внимание в школе уделяется восстановлению древней техники иконной живописи, основанной на использовании исключительно натуральных материалов и красок, которые художники изготавливают сами, вручную, соблюдая технологию ХIII-XVI вв. Основу иконы представляет деревянная доска, паволока (наклеенная на дерево тканевая основа) и левкас (белый грунт из мела или гипса и клея). В работе используется натуральное золото.
В основе творчества художников — живописная манера мастеров Византии и Древней Руси. Мастерская выполняет иконы не только для храмов, но и для православных мирян.
Руководит школой опытный художник-реставратор Наталья Чурилова — выпускница Харьковского худпрома, работавшая в реставрационных мастерских им И.Э. Грабаря на Ордынке в Москве и в иконописной школе при академии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Она посвятила свою жизнь изучению православной иконописной традиции и возрождению древней канонической иконы. 

В школу принимаются все желающие не младше 17 лет. Занятия по специальности проводятся два раза в неделю, отдельно — курс лекций по истории Ветхого и Нового Завета и других дисциплин. Стоимость занятий, по словам руководителя, «щадящая» — около 70 гривен в месяц. Всего в школе обучается 36 человек. Но до «финиша» доходят немногие: «дело в том, что остаются в конечном итоге те люди, которые в принципе считают себя посвященными Богу, все остальные просто отходят, они не могут этим заниматься», — отметила Наталья Чурилова. 

Самый главный диплом 

— Свидетельство об окончании Харьковской иконописной школы — это самый главный диплом в моей жизни, — утверждает одна из восьми первых выпускниц этого учебного заведения Елена Котельникова (на фото). Все остальное, считает художница — учеба в Харьковском художественном училище и худпроме — было только подготовкой к нему.
Путь в школу начался для нее с… исповеди. Когда прихожанка упомянула, что является профессиональным художником, ее пригласили расписывать Свято-Покровский храм. Долго не решалась учиться в школе, потому что «труд иконописца — это серьезное дело, духовное служение и нужно менять в корне всю свою жизнь». Теперь Елена считает, что иконопись — дело всей ее жизни. 

То, что выпускницами оказались только девушки, Елена считает случайностью:
«У нас учились 15-20 ребят, но это скрупулезный, тяжелый труд. Работа, требующая усидчивости. Это дело, которому нужно отдаваться полностью. Ребята не добрались до диплома». Полученное свидетельство не гарантирует трудоустройства («это как Господь управит»), поэтому Елена — «самозанятое лицо», свободный художник. 

На вопрос корреспондента «Вечерки», правда ли, что перед написанием иконы нужно специально поститься и молиться, Елена ответила, что когда создавались серьезные чудотворные иконы, так и было. Писались иконы в основном монахами, которые накладывали на себя пост, духовное молитвенное правило. Но «мы — люди слабые и грешные, стараемся хотя бы соблюдать устав церкви, то есть соблюдать посты и жить чистой жизнью, не допуская смертных грехов». 

Учитывая, что в Харькове и Харьковской области появляется все большее количество храмов, руки молодого мастера и ее сокурсниц будут востребованы. Да и домашние иконостасы порой перерастают из бумажных икон в целую галерею написанных на более «серьезной» основе, в том числе и на досках. Однако надо помнить, что верующие молятся не иконе, а Богу и воздают почтение не самой иконе, а изображенному на ней лицу. Поэтому и появляются на Харьковщине иконы намоленные, чудотворные — Песчанская, Озерянская, Ахтырская, которые озаряют Божьей благодатью нашу землю. 

Нет икон чудотворных и «обычных» 

Чудотворной может быть любая икона, через каждую из них может явиться человеку чудо. Это зависит от воли Божией и от нашего с вами отношения к этой иконе, от силы и искренности молитв перед образом. Одно из величайших чудес — мироточение некоторых икон (миро появлялось даже на бумажных иконах в обычных квартирах прихожан), благоухание, обновление (самопроизвольное очищение от налета и грязи), самопроизвольное зажигание лампадок перед ними и исцеление людей. 

Несколько лет назад в Липовой Роще под Харьковом в храме икона Божьей Матери Иверская отразилась миром на стекле, под которым она была в окладе. Теперь туда приезжают паломники со всей Украины, чтобы приложиться к новоявленной святыне. 

Лицо Бога 

Как выглядел Иисус Христос? Иконописцы изображают его таким, каким мы его видим на иконах, благодаря дошедшим до нас историческим свидетельствам. Так, историк IV века Евтропий приводит донесение проконсула Иудеи Публия Лентула римскому сенату: «этот человек высок ростом… Волосы у него на голове гладкие, темного цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назореев… На лице нет пятен и морщин (Напомним, Иисусу — 33 года. — Прим. авт.)…Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые (что нехарактерно для иудеев! — Прим. авт.) и необыкновенно блестящие».

Справка

Слово «икона» — греческого происхождения, означает «образ, изображение». Изображать Бога-Отца всегда было запрещено («не сотвори себе кумира»), а Бога-Сына (Христа), Богородицу и святых — разрешалось. Огромное значение в иконописи занимает творчество монаха Андрея Рублева (ок.1360-ок.1430): в 1551 г. было принято постановление «писать живописцем иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев».