В ближайшие полгода цены на проезд в Харьковском метро не повысятся.

Такое обещание дал глава Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков в ходе пресс-конференции. Правда, при этом он намерен применить лишь административные меры. А вот путей выхода самой подземки из кризиса он так и не назвал.

Главной причиной разговоров о повышении цены проезда является нехватка средств. Прежде всего руководство метрополитена предъявляет претензии к государству, которое не компенсирует перевозку пассажиров льготного контингента. С этим не спорит и губернатор. «Вместо обещанных 221 миллиона гривен (касается всех видов транспорта в области) в регион поступило лишь 18% от этой суммы», — заявил он. Правда, о том, что он лично сделал для поступления этих денег в Харьков, так и не уточнил. 

Арсен АваковИтак, начальник метрополитена Сергей Мусеев обратился в облгосадминистрацию и в Минтранс с просьбой дать разрешение на повышение цен на проезд. Руководство подземки считает, что стоимость жетончика должна быть не менее 1 гривны 12 копеек. Министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский направил в адрес Арсена Авакова официальное письмо с просьбой разрешить повышение стоимости проезда. Это письмо, как заявил губернатор, и стало поводом для его экстренной пресс-конференции. 

Губернатор подчеркнул, что поскольку вопрос повышения цены находится в компетенции облгосадминстрации, то повышения не произойдет. Также губернатор утверждает, что аргументы и доводы в пользу подорожания проезда неубедительны. Более того, губернатор заявил, что будет инициировать расторжение контракта с руководителем метрополитена. 

Что ж, на то и начальство, чтобы решать кадровые вопросы. Но насколько именно такой шаг поможет в разрешении проблем, которые испытывает сейчас Харьковский метрополитен, пока неясно. 

«Мне непонятен смысл моей отставки, о которой говорит председатель Харьковской облгосадминистрации Арсен Аваков. Какое это имеет значение для будущего ГП «Харьковский метрополитен»? — говорит в своем комментарии, опубликованном на официальном сайте метрополитена, начальник метро Сергей Мусеев. — Заключите договор на перевозку льготников, компенсируйте стоимость их проезда, установите соответствующий себестоимости тариф, и мое заявление об отставке — на столе!» — заявил он и выразил предположение, что в этот раз метрополитен втянут в политическую игру. 

А вот в Минтранссвязи заявления председателя Харьковской облгосадминистрации Арсена Авакова называют необоснованными: «Министерство транспорта и связи Украины просит господина Авакова воздержаться от голословных заявлений, а время, потраченное на деструктивную критику Минтранссвязи, тратить на более детальное изучение корреспонденции, которая поступает за подписью министра транспорта и связи Украины, и на консультации с настоящими специалистами в транспортной сфере, чтобы не дискредитировать себя демонстрацией безответственного отношения к вопросу перевозки пассажиров метрополитеном», передает информагентство «SQ» со ссылкой на пресс-службу Минтранса. «Пресс-служба заявляет, что А. Аваков своими заявлениями в адрес Н. Рудьковского пытается отвлечь общественность от того, что на протяжении последних трех лет Харьковская облгосадминистрация отказывается в соответствии с законодательством заключить договор с метрополитеном об организации и оказании транспортных услуг. В результате именно поэтому метрополитен не полностью получает оплату за перевозку пассажиров». 

А вот как видит ситуацию замначальника Харьковского метрополитена по экономике Людмила Шутикова, которая уже много лет работает на этой должности: «Сегодня себестоимость 1,12 гривны. Ведь 75 копеек — это только на бумаге. Реально мы получаем доходную ставку на пассажира 59,5 копейки, — поясняет Людмила Иосифовна. — В 75 копейках были цены уровня прошлого года. На листах согласования этой цены есть приписка и областного совета профсоюзов и других инстанций: «при условии решения вопросов, связанных со льготным проездом». На сегодняшний день эти вопросы не решены. Мы недополучили 42 миллиона компенсации за перевозку пассажиров. Кроме того, те расчеты, которые были приведены при повышении тарифа до 75 копеек, сейчас не актуальны, потому что за полгода выросли цены, дорожает электроэнергия. Ответа от губернатора на вопрос, что же делается сегодня, чтобы помочь метрополитену получить государственную субвенцию, мы, к сожалению, не получили. Эти проблемы по-прежнему остались на плечах самого метрополитена, и харьковский губернатор никак в этом не помог. Вот и возникает вопрос: нужен ли Харькову метрополитен?» 

Людмила Шутикова констатирует, что сегодня вагонный парк изношен на 75-80%. Ремонтировать и приобретать новые вагоны нет финансовой возможности. «В прошлом году мы настолько, так сказать, включили внутренние резервы, что мне становится страшно. Мы сократили 273 работника. Заново переоформили работающих пенсионеров, чтобы не платить за выслугу лет и тем самым сократить фонд оплаты труда. Но есть те вопросы, которые мы самостоятельно не можем решить. Нам необходимо полностью получить компенсацию за перевозку льготной категории пассажиров либо получить определенную сумму из бюджета на регулирование цены. Выходит, что полномочия Арсена Борисовича — утверждать тарифы, не отвечая за финансовую деятельность предприятия и его безопасность. Министр транспорта и связи отвечает за финансовую деятельность, за убытки, за безопасность и не может влиять на тариф. Получается замкнутый круг. Но если его не разорвать, то все может закончиться катастрофой», — бьет в набат зам-
начальника метрополитена.