В Харькове полным ходом идет подготовка спектакля Homo Soveticus по пьесе Виктора Шендеровича.

Его делает команда из разных городов Украины, и сам спектакль будет всеукраинским — первыми городами в гастрольном туре станут Полтава, Днепр, Киев, и Харьков. Ведь и тема, затронутая пьесой, всеукраинская — слепая и необъяснимая ностальгия по Советскому Союзу. Но в театре, напоминают создатели, происходят чудеса, и даже самые яростные «совкофилы» начинают прозревать. Так ли это, выяснится осенью — сдача спектакля назначена на 31 июля, а харьковчанам Homo Soveticus покажут 19 октября.
 
— Это история о том, как «совок» ломает людей, как он остается у них в мозгах, о человеке, который всю жизнь жил в системе и исповедовал ее ложные, идиотические ценности, — объясняет постановщик Максим Голенко (Киев). — Как это искоренить, что с этим делать, как с этим жить? Это — огромная проблема для Украины.
 
Особенно ярко ностальгия по СССР, по мнению автора пьесы «Потерпевший Гольдинер» Виктора Шендеровича (Москва), проявляется у эмигрантов. Главный герой пьесы, советский эмигрант Вульф Гольдинер, бывший парторг харьковского завода «Энерготяжмаш» теперь — американский пенсионер. Он живет в Нью-Йорке и ненавидит США. В один из его редких выходов в люди он попадает под колеса машины Джейн Уотсон. Суд приговаривает женщину к общественным работам — ухаживать за сбитым ею пенсионером. Ирония судьбы в том, что Джейн сама родилась в Харькове, ее родители тоже эмигрировали из СССР, и ее папа работал инженером на том же «Энерготяжмаше». В их диалогах сталкиваются два мировоззрения — американское и советское.
 
— Гольдинер — последний мамонт советской эпохи, а Джейн — ангел, показывающая ему ужас, который он славословит. Это и смешно, и трагично, как принято в трагикомедии. И это универсальная тема для всей страны. Поэтому постановка будет гастрольной и объездит всю Украину, — считает продюсер спектакля Михаил Бондаренко. — Виктор Шендерович практически прижал к стене и уговорил взять пьесу. Он писал о своей стране, но для Украины эта тема стала еще более важна с началом войны. Войны совка и будущего нашей страны.
 
Спектакль, полное название которого «Homo Soveticus. Американская комедия & советская трагедия», станет первым театральным проектом «Ампулки» — новой компании Михаила Бондаренко. До этого продюсер 18 лет выпускал спектакли в разных городах, проводил гастроли других театров («Ленком», театр Романа Виктюка, театр И. Франко), познакомил Украину с Нино Катамадзе и Евгением Гришковцом, привозил «Несчастный случай» и Ирину Богушевскую.
 
Михаил Бондаренко говорит, что для создания этого спектакля он собрал «театральные сливки» со всей страны. Это киевский режиссер Максим Голенко, с которым продюсер  экспериментировал на арене цирка над спектаклем «Афродизиак». Это любимый в Харькове актёр театра кукол им. Афанасьева Вячеслав Гиндин (украинскому зрителю он известен по фильму «Иван Сила»). Это Ольга Жуковцова из Днепра, известная по роли помощницы министра иностранных дел в сериале «Слуга народа». Играют в эпизодических ролях и придумывают и исполняют музыку для Homo Soveticus музыканты харьковской группы SHKLO. Но в понимании пьесы все они соглашаются с автором.
 
— Хомо советикус — это термин философа Александра Зиновьева, — объясняет Вячеслав Гиндин. — Это бацилла, которая сидит в людях и меняет им мозги, меняет им структуру ДНК, все меняет. Человек превращается в зомби. В Украине они тоже есть — люди, ностальгирующие по СССР. Я думаю, это все же это ностальгия по молодости. Очень многие путают драйв юности, счастье детства с особенностями государственного строя. У меня тоже было прекрасное детство, но я его ассоциирую со своей семьей, а не с режимом. У Хомо советикус это все слилось.
 
Режиссер обещает подготовить спектакль к 31 июля — на этот день в харьковском Центре культуры Киевского района (ДК Связи на ул. Скрипника, 7) назначен генеральный прогон для СМИ. В этот же день исполнитель роли Гольдинера Вячеслав Гиндин празднует свой день рождения. Финальная версия спектакля будет готова в октябре. На премьеру в Харькове и Киеве приедет и автор пьесы Виктор Шендерович.
 
— «Потерпевший Гольдинер» уже ставился несколько раз, но, как правило, камерно. Наша постановка будет совершенно иной. Мы должны прыгнуть выше собственных голов, — уверен Максим Голенко. — Сейчас — важное время, идет становление украинского  негосударственного театра, ушли россияне, открылся рынок. Поэтому наша постановка должна быть максимального качества, едкая и, желательно, целительная. Говорят, вирус хомо советикус не лечится? Посмотрим.