Новая программа действует с 1 мая 2017 года. На основе изменений органы соцзащиты населения рассчитают размеры помощи на новый отопительный сезон.

В связи с этим в Департаменте информации и коммуникаций с общественностью Секретариата Кабинета министров Украины дали разъяснения относительно изменений в программе субсидий.

Нужно ли повторно подавать заявление и декларацию о доходах? Повторно подавать документы на оформление субсидии необходимо лишь тем, кто арендует жилье, и у кого произошли изменения в составе семьи. Для остальных субсидиантов перерасчет проведут автоматически, без повторного обращения.

Увеличивается социальная норма для нетрудоспособных. Если в квартире проживают один-два нетрудоспособных человека, социальная норма, по которой им будет считаться размер пособия, увеличивается с 49 кв. м до 75 кв. м.

Субсидия на дачу. Оформить ее можно так же, как и на квартиру или дом. Для этого необходимо подать в местное управление социальной защиты населения заявление и декларацию о доходах. Решением Комиссии по вопросам социальной защиты населения, которые действуют при управлениях соцзащиты, субсидия на дачу будет финансироваться за счет местных бюджетов.

Изменения в отопительный период. Если раньше субсидия на отопительный сезон назначалась с 1 октября до 30 апреля и пересчитывалась в соответствии с решением органов местного самоуправления или органов исполнительной власти о дате начала и окончания отопительного сезона, то в 2017-2018гг. для пользователей централизованного отопления остается привязка к соответствующим решениям органов местного самоуправления или органов исполнительной власти, а для тех, у кого индивидуальное отопление, субсидия начисляется с 15 октября до 15 апреля.

Покупка в 50 тыс. грн не всегда влияет на субсидию. Основной критерий, по которому жилищная субсидия не назначается, является одноразовая покупка, которая превышает 50 тысяч гривень. Однако и здесь есть исключения. В частности, оплата дорогостоящего лечения любого из членов семьи, длительное накопление средств на покупку квартиры или оплата обучения ребенка.

Если, к примеру, семья 10 лет собирала средства, чтобы приобрести себе жилье. Покупка квартиры превысила 50 тысяч гривень, и у семьи нет другого жилья – такие люди имеют возможность подать документы для оформления жилищной субсидии на рассмотрение Комиссии по вопросам социальной защиты населения, которые действуют при каждой райгосадминистрации или органе местного самоуправления. Аналогичная ситуация и с оплатой обучения ребенка.

Если семья совершила покупку, которая превышает 50 тыс. грн в период получения субсидии, безвозвратную государственную помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг ей НЕ прекратят оказывать. Факт такой покупки влияет на право назначения субсидии на следующий срок.

На оформление субсидии НЕ влияет также стоимость имущества, полученного в наследство или в подарок. Этот доход не включается в совокупный доход семьи и не берется во внимание при расчете размера субсидии. Наличие в собственности двух жилых помещений, двух автомобилей также НЕ влияет на право получения субсидии. Учитывается официальный доход, который приносит это имущество.

Если семья приобрела квартиру в кредит, то при определении ее права на субсидию учитывается сумма первого взноса. Если эта сумма превышает 50 тыс. гривень, субсидия может быть назначена по решению комиссии на основании акта обследования материально-бытовых условий проживания.

Задолженность за коммуналку. Текущая задолженность, то есть не уплаченные коммунальные услуги в марте, мае и июне, не влияет на процесс переназначения жилищных субсидий на новый период. Принимается во внимание задолженность, накопленная субсидиантом до февраля 2017 года.

Основным требованием для получателя субсидии является оплата коммунальных услуг с учетом назначенной помощи. То есть, в период получения субсидии задолженности не может возникать вообще. Поэтому очевидно, что это задолженность, которую домохозяйство накопило к моменту оформления субсидии.

Государство, предоставляя субсидию, дает возможность семье в течение года решить вопрос с накопленной в прошлом задолженностью за коммунальные услуги. Если этого не сделано, государство опять же идет навстречу гражданам и дает возможность оформить договор реструктуризации долга с поставщиком услуг для автоматического продолжения субсидии на следующий год (2017-2018гг.). Небольшие долги – 100-500 грн - могут быть уплачены в течение двух месяцев.

В ситуации, когда граждане не согласны с задолженностью, они могут ее обжаловать. На основании решения суда об аннулировании долга действие жилищной субсидии возобновляется с момента приостановления, то есть с мая 2017 года. Новых субсидиантов это не касается.

За какой период учитывают доходы. Если раньше при расчете размера субсидии учитывались доходы за прошлый календарный год – с января до декабря прошлого года, то с 1 мая 2017 года учитываются за последние 4 квартала, предшествующих месяцу, с которого назначается субсидия.

То есть, в мае-июне в процессе переназначения украинцам субсидий на новый период – 2017-2018 – субсидиантам учтут их доходы не за весь 2016-й год, а за три квартала 2016 года и один квартал 2017 года. Новым субсидиантам учтут доходы за предыдущие четыре квартала с момента оформления заявления и декларации.

Что это дает людям? Гражданин, например, весь прошлый год работал и получал высокую заработную плату. В этом году по тем или иным причинам уволился с работы и нуждается в помощи в оплате коммуналки по объективным причинам. Социально несправедливо брать во внимание его прошлогодние доходы, когда он мог самостоятельно оплачивать счета за тепло, электроэнергию и воду. Поэтому правительство идет навстречу таким людям, адаптируя их социальное положение к дате назначения субсидии.

О чем необходимо сообщать в органы соцзащиты? Если помощь назначена, в течение месяца субсидианты обязаны сообщать (по телефону или лично) органы социальной защиты населения о следующих изменениях:

- составе зарегистрированных в жилье: кто-то выписался или прописался;

- социальном статусе членов семьи: кто-то уволился или устроился на работу, стал пенсионером;

- об осуществлении единовременной покупки, которая превышает 50 тысяч гривень;

- наборе коммунальных услуг: отказались от централизованного отопления и перешли на индивидуальное или наоборот.

Монетизация части сэкономленных субсидий. Выплата «живых» денег осуществляется правительством впервые за годы украинской независимости. Это первый шаг к полной монетизации льгот и субсидий.

Монетизации по результатам предыдущего отопительного сезона подлежит экономия электроэнергии, если она использовалась для отопления, в эквиваленте стоимости 150 кВт и природного газа - 100 кубометров. Максимальная сумма средств, которые может получить гражданин - 135 грн за сэкономленную электроэнергию и около 700 грн - за сэкономленный объем газа.

Под монетизацию подпадают около 2 млн домохозяйств. Граждане, которые сэкономили ресурсы, должны до 1 сентября текущего года обратиться в органы социальной защиты с соответствующим заявлением и указать реквизиты банковского счета или почтового отделения, куда можно перечислить средства. Выплата средств будет проходить в сентябре-октябре этого года.

Если гражданин имеет сэкономленную субсидию на газ или электроэнергию, используемые для отопления, но по каким-то причинам не был включен в соответствующий список на монетизацию, он может обратиться к предприятию с просьбой включить его в дополнительный список. Или же нужно предоставить информацию органа социальной защиты населения о наличии сэкономленной субсидии, что часто видно из платежки. И на основании этого управление соцзащиты имеет право спросить представителя услуги – почему такого гражданина не включили в соответствующие списки.