Не первый раз и, кажется, уже далеко не первый год слышны призывы избавится от советского наследия страны в самых разных сферах жизни: от устаревших географических названий до нормативных актов советской эпохи.

Однако если с названиями все довольно просто, то отказ от законодательства тех времен может стать нелегкой задачей. Ситуацию проанализировала старший юрист юридической фирмы «Астерс» Инесса Летич.

Во-первых, в ряде вопросов и общество, и бизнес привыкли жить по старым правилам. А во-вторых, отменяя старое законодательство, необходимо предлагать альтернативные правила, соответствующие вызовам времени и запросам заинтересованных сторон. Наверное, именно необходимость поиска и разработки альтернатив может стать камнем преткновения на пути достижения амбициозной цели по уходу от советского нормативного наследия.

Здесь хотелось бы вспомнить несколько законодательных актов советских времен, которые, несмотря на солидный срок «эксплуатации», продолжают регулировать довольно важные сферы жизни страны, а их современные замены пока остаются в статусе планов на будущее.

Хотя в действующей законодательной базе можно найти очень раритетные экземпляры (например, Положение о переводном и простом векселе 1937 года), пожалуй, самым известным образцом стойкости советского нормотворчества по праву можно считать Кодекс законов о труде Украины 1971 года. Данный нормативный акт регулирует практически все ключевые вопросы труда и занятости, от правил трудоустройства и увольнения до разрешения трудовых споров, в связи с чем переоценить его важность сложно даже непрофессионалу.

Однако хотя кодекс практически беспрерывно подвергается разного рода изменениям (только в 2017 году изменения вносились уже трижды), такого косметического «ремонта» явно недостаточно для придания акту современного вида. Усугубляет проблему устарелости КЗоТа и то, что значительное количество подзаконных актов, принятых на его основании, также были приняты до 1991 года.

Например, по советским правилам в Украине определяется порядок совмещения должностей и работа на дому. С другой стороны, вопросу замены КЗоТ на современный аналог уделяется довольно много внимания. Так, проект нового Трудового кодекса был разработан достаточно давно, и периодически обсуждается в течение примерно 10 последних лет, однако дальше первого чтения в украинском парламенте так и не продвинулся.

Более молодым, однако гораздо больше устаревшим «товарищем» КЗоТа является Жилищный кодекс УССР 1983 года, регулирующий ряд важных вопросов управления и использования жилищного фонда страны. В отличие от КЗоТ, такой кодекс не подвергался достаточному количеству даже косметических изменений. Например, преамбула ЖК все так же упоминает победу Великой Октябрьской социалистической революции. Безусловно, работать с таким нормативным материалом очень нелегко, а порой и вовсе невозможно. На сегодня существует проект Жилищного кодекса Украины, однако особого интереса в законодательных кругах он, похоже, пока не вызывает.

Далее стоит вспомнить Кодекс Украины об административных правонарушениях, принятый в 1984 году. Данный кодекс регулярно меняется и обновляется как в части административных правонарушений и штрафов, так и в части органов, имеющих право такие штрафы применять. Так, только в 2017 году изменения в акт вносились 11 раз. Так что, похоже, дата принятия не помешает КУоАПу эффективно работать еще не один год. Хотя проект нового Кодекса об административных проступках все же существует и время от времени вызывает соответствующие дискуссии.

Среди довольно важных и известных актов тех времен стоит упомянуть более современные, но все же советские законы «О внешнеэкономической деятельности» и «О защите прав потребителей», принятые в начале 1991 года. Первый из них регулирует основы ВЭД-деятельности, включая субъектный состав и вопрос применения санкций. Второй же закон посвящен вопросам защиты потребительских прав, от необходимой информации на упаковке товара до порядка возврата некачественных покупок. Законы также неоднократно подвергались изменениям, особенно закон «О защите прав потребителей», который за годы существования дважды был изложен в новой редакции. В связи с этим, признать такие законы советскими можно скорее по формальному признаку, чем по существу.

То есть, наверное, стоит признать, что факт принятия нормативного акта до 24 августа 1991 года автоматически не означает, что такой акт утратил свою актуальность или важность для регулирования тех или иных отношений. К примеру, мировое сообщество, и Украина в том числе, успешно применяют ряд международных документов, принятых порядка 50-70 лет назад. В то же время ряд законов, которые были приняты в независимой Украине, уже успели устареть, и также подлежат замене. Однако в целом необходимость работы над заменой советской нормативной базы остается фактом, особенно в части кодексов советских времен.