В далекой уже молодости я очаровывался стихами Блока: «Случайно на ноже карманном найди песчинку дальних стран, и сразу мир предстанет странным, закутанным в цветной туман». Я и сейчас ими очаровываюсь, только вот беда: замечаемые мною странности в этом мире не имеют отношения к блоковским, а «туман», который они навевают, тревожен и зловещ.

У моей жены есть старая подруга, и вот с возрастом ее стали привлекать странные, мягко говоря, идеи. 

— Если хочешь, чтобы твои желания сбылись, — говорит она, — надо собственноручно cшить мешочек, положить внутрь веточку дуба, птичье перышко… (что-то еще и еще — я забыл), пошептать туда свои желания и спрятать в шкаф. Твои желания обязательно сбудутся. 

Какое-то на старости лет мистическое мракобесие с черной магией. Но каково же было мое удивление, когда на глаза мне попалось интервью, данное президентом Виктором Ющенко российским «Известиям». В нем он сказал:
— Есть… одна вещь, которая мне дорога. Это каменный нательный казацкий крест. Вот он. Его нашли под Берестечком. Он упал на землю, когда один из наших хлопцев сложил голову (в битве с поляками в 1651 году. — «Известия»). Крестик и перстень всегда со мной. Когда мне было трудно, когда я пытался выжить после отравления, я их целовал. Они побывали во всех святых местах от Афона до Иерусалима. 

«Известия» озаглавили интервью так: «На встречу с Путиным возьму с собой нательный казацкий крест». Речь идет о встрече, намеченной на август, на которой пойдет речь о поставках газа в будущем году. Хочется дать совет президенту. Пусть пошепчет крестику, чтобы вернул 50-долларовую цену на российский газ, разрушенную «любыми друзями» в 2005 году. 

А вот странная фраза из материала «Повышения тарифов на ЖКУ в Киеве не будет» (УTPO — Украина, 11.07.07, 8.32): «Напомним, Минэкономики Украины прогнозирует очередное подорожание ЖКУ с конца лета этого года, которое может быть вызвано ростом цен на энергоносители и повышением уровня минимальной заработной платы». С «ростом цен на энергоносители» все понятно, но почему «повышение уровня» непременно влечет за собой рост тарифов? Выглядит это все так: «Скоро у мужиков появятся деньги. Надо их отобрать, и лучший способ для этого — поднять тарифы». И почему-то странным это кажется только чудакам, начитавшимся в детстве Блока. А большинству — «намана»…
Странны и недавние попытки присвоить харьковским вузам имена бандеровских «дiячiв», привязав эти попытки к 100-летию со дня рождения Р. Шухевича — командующего УПА. Инициатива эта «светлым лучом» шла из националистических кругов Западной Украины и, преломившись в чистом, как слеза, хрустале секретариата президента, упала в восточные регионы. Я даже не хочу давать оценок этим «дiячам», но я призываю в свидетели людей старшего поколения: кто-нибудь видел в СССР пединститут, скажем, имени С.М. Буденного? Или медицинское учреждение имени К.Е. Ворошилова? А ведь каждый из них мог бы похлопотать о присвоении своего имени десятку институтов и двум десяткам техникумов. Клиника Бурденко — это имя! Но это имя не генерала, а врача, коим он был по своему призванию. А генералом он был одновременно, по житейской случайности. СССР был тоталитарным государством и не было в нем никаких формальных препятствий к тому, чтобы назвать что угодно любым именем. Но не называли именами военных людей ни гражданских образовательных, ни медицинских, ни вообще никаких сугубо цивильных учреждений и организаций. И не только в СССР, во всем мире не называли. 

Военные профессии, при всем к ним уважении и при всей их необходимости, сопряжены все-таки с убийством людей, и нравственный императив, о котором говорил Кант («Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над моей головой и нравственный закон во мне»), не позволяет называть именами военных гуманитарные учреждения. Оказывается, даже в большевиках этот нравственный императив «при всем при том» все-таки звучал.
И это, повторюсь, даже если отвлечься от вопросов, кого и зачем убивали все эти «резуны» и «сокирники». А если еще и этим заняться, то странностей можно найти еще больше. Но, оказывается, это кому-то «не позволяет», а нашим «орлам» еще как позволяет. Тогда возникает странный вопрос, а знают ли они вообще о том, что это такое — «нравственный императив»? А ведь кое-кто из них претендует на то, чтобы быть высшим моральным авторитетом для нации. Хорошая этими странными людьми сформируется нация, ничего не скажешь. 

А вот еще один странный персонаж — народный депутат от БЮТ Олег Антипов. Он зарегистрировал в секретариате ВР законопроект, в котором предлагает поменять местами порядок цветов в государственном флаге Украины. Я не против, я только — за. Куда как приятнее все же отдавать почести флагу Украинской Народной Республики, чем бандеровскому флагу, каковым является «синьо-жовтий». Но ведь Антипов свое предложение мотивирует совершенно иначе: по китайскому учению фен-шуй нынешнее расположение цветов символа нации символизирует неблагополучие Украины. Нам уже своего мракобесия не хватает, нам еще и китайского подавай! Как иногда говорят: слов нет, одни выражения. 

Ну и под конец — еще одно очень и очень странное событие. 6 июля Донецкая область праздновала свой 75-летний юбилей. Приезжал на празднование и президент Ющенко. А 3 июля в области проходило совещание, посвященное подготовке к этому визиту. На этом совещании сотрудник УГО (Управление государственной охраны, занимается охраной VIP-персон), по данным народного депутата Елены Бондаренко, некто О. Ходзинский потребовал от руководителей областных структур представить в УГО… списки неблагонадежных граждан! Он пояснил, что списки эти нужны для того, чтобы всякие нелояльные элементы не мешали УГО охранять президента. Управление Госохраны явно начинает перебирать на себя определенные политические функции. Анекдот из серии абсурдов, но… почему-то не смешно! Сразу вспоминается охранка, гестапо, НКВД, тонтон-макуты и т.д. И тут уже не оценки надо давать, а ставить диагнозы.