Культура

  • 1357
  •  / 

В новом сезоне в харьковском театре кукол покажут мультфильм

фото: автора

В новом сезоне в харьковском театре кукол покажут мультфильм
Сезон в харьковском театре кукол начнется премьерой детского спектакля «Белоснежка и семь гномов».
Инсценировку легендарной сказки братьев Гримм сделала актриса театра Ирина Дубровская. И это далеко не первый спектакль, созданный в паре с режиссером-постановщиком театра, заслуженным артистом Украины Игорем Мирошниченко.

— Мы работаем в паре. Ирина пишет пьесу, а я ставлю спектакль, — улыбается актер и режиссер Харьковского академического государственного театра кукол им. В. А. Афанасьева Игорь Мирошниченко.

Игорь Мирошниченко служит в театре 31 год, он пришел сюда актером сразу по окончании института. А теперь имеет квалификацию режиссера и ставит в родном театре собственные спектакли. «Белоснежка и семь гномов» — седьмая по счету его постановка.

— Мы 25 лет играли в театре «Белоснежку», но за эти годы спектакль морально и физически устарел. Между тем эта классическая сказка любима и детьми, и взрослыми, поэтому не хотелось убирать ее из репертуара. Мы решили сделать что-то новое — со свежей пьесой, новыми куклами и  другими актерами, — рассказывает Игорь Мирошниченко. — Я хотел поставить спектакль о любви и свободе — мне кажется, это главное в жизни. Так появилась на сцене золотая клетка-дворец, из которой Белоснежка пытается сбежать. Лес — это символ свободы. И сила любви, которая воскрешает мертвых в буквальном смысле этого слова.

Спектакль напоминает мультфильм


В сказке удачно используется 2D и 3D-графика, так же как и в предыдущих постановках Игоря Мирошниченко — в «Тайне королевского сада» и «Снежной королеве».

— У нас получился триптих из трех спектаклей, где главных героинь играет одна и та же актриса — Юлия Шапранова. Она и принцесса Алена в «Тайне королевского сада», и Герда в «Снежной королеве», и вот теперь Белоснежка. Актриса прошла стадии разных характеров. Персонажи вроде бы похожи — влюбленные девушки, — но все разные. И нам в театре было интересно посмотреть, как одна актриса играет три разные роли в трех разных спектаклях, сделанных в одной манере. Конечно, спектакли отличаются —  сюжетами, героями, средой обитания, — говорит постановщик.

Внимательный зритель сразу заметит, что спектакль напоминает полнометражный мультфильм «Белоснежка и семь гномов» студии Уолта Диснея. Узнаваемы костюмы героев — гномов, принца, королевы-мачехи. Даже имена у гномов, как в мультфильме — Простак, Весельчак, Ворчун, Лентяй.

— Мы действительно задумывали спектакль в диснеевской манере. Изначально говорили с актерами, что хотелось бы попытаться плюнуть в ту же сторону, что и Дисней, — смеется Игорь Мирошниченко. — Может быть, Диснея нам не переплюнуть, но хотя бы приблизимся к мэтру. Я хотел сделать спектакль похожим на диснеевскую анимацию. Приступая к работе,  ставил задачу — сделать практически мультфильм. Результат мне нравится: спектакль действительно смотрится как полнометражный мультфильм, хотя это театр.  Мы помещаем наших безусловных кукол в формат кино, потому что куклы — это безусловная среда, хотя по сути они являются условностью. Но в сочетании с графикой получается живая безусловная природа на фоне мультипликационной среды, доведенной до абсурда. Здесь практически везде живая анимация. Практически все сцены живые, анимированные — шелестит лес, в пещере мерцают кристаллы, во дворце блестит зеркало. Мы пытались найти точки соприкосновения театра и мультипликационного кино. Хорошо это или нет — покажет время. Пока не знаю. Мы экспериментируем. Мне интересно попробовать соединить несоединимое — театр и кино, — рассказывает режиссер.

Режиссер отказался от декораций


Интересный пример соединения театра и кино в спектакле — когда королева-мачеха готовит для Белоснежки отравленное яблочко. Плод растет и напитывается ядом на видеопроекции, и вдруг раз — и уже настоящее яблочко лежит в руке куклы. Оно перешло из визуальной проекции в физический твердый план.
 
— Мы попробовали поиграть в видеопроекции. Видимо, на этом и закончим. Это очень сложно делать — чисто технически. Театр как вид искусства сопротивляется такому большому количеству видео, хотя в драматическом театре уже давно используется видеопроекция. Мы попробовали соединить театр с кино: что-то получилось, что-то — нет. Я считаю, что театр должен оставаться театром — со своей аурой. Зритель ведь идет в театр, а не в кино. Я и раньше это понимал, но в «Белоснежке» хотел дойти до какой-то высокой точки применения современных технологий. Есть успешные примеры синтезирования, но это больше единичные случаи. Например, в Москве Евгений Миронов играет Гамлета — он один актер на сцене, все другие персонажи и декорации — видеопроекция. Даже бой с Лаэртом — это видео. Если мы и будем продолжать опыты с видеопроектором, наверное, это будут какие-то вкрапления в спектакле. Так мне представляется на данный момент. Не знаю, что будет через год-два? Может, мы вообще уйдем в 3D и будем выдавать зрителям 3D-очки, — фантазирует Игорь Мирошниченко.

Синтез кино и театра — сложный и неоднозначный процесс, а кроме того, это непросто еще и в техническом плане. Театр должен быть специально оборудован под видеопроекторы по принципу кинозалов.

— У нас помещение не приспособлено, нет мощных проекторов. Театральный свет противоречит картинке — засвечивает экран. И таких технических моментов масса, их пока не удалось победить до конца. Учитываем уроки предыдущих спектаклей — пытаемся учиться на собственных ошибках и неудачах, — признается постановщик спектакля.

По его словам, технические новинки в какой-то степени не дают возможности актерам импровизировать. Видеопроекция привязана к музыкальным кускам, поэтому исполнителям нужно точно уложиться в определенное время.

— Основа спектакля — это драматургия, жизнь человеческого духа. Все по Станиславскому. Взаимоотношения между персонажами, создание образа — использование видеопроекции никак на это не влияет. Но влияет на исполнение роли в техническом плане. Нужны синхронные движения с видео, прямые попадания. Для того актеры и репетируют, чтобы довести движения до автоматизма, — смеется Игорь Мирошниченко.

Декораций в спектакле не много, 95–97% декораций — это видео.

— Я от этого сознательно отказался. Вручную сделаны только кровать, дуб, раскалывающийся в пещере камень и часы. Зато в спектакле происходит мгновенная смена мест действия: был дворец — и уже дом гномов. Без видео мы бы потратили кучу времени на перестановку. Кроме того, нужно было бы строить огромное количество громоздких декораций. А с видео мы можем мгновенно менять место действия, и это главный плюс, — считает Игорь Мирошниченко.

Кто знал, что он такое сделает


Куклы к спектаклю «Белоснежка и семь гномов» создал заслуженный деятель искусств Украины, художник из Днепра Виктор Никитин. Создавал с нуля — начиная с эскизов и заканчивая, как говорится, гвоздями. Не каждый художник способен сделать куклу от начала до конца — это редкий дар. К тому же куклы в «Белоснежке» весьма необычные. У гномов вращаются шеи, головы ходят отдельно от туловища в вертикальной и горизонтальной плоскости. Актеры театра кукол столкнулись с подобными куклами впервые.

— Я, честно, не знал, что он такое сделает. Сначала у меня был шок, но я доверяю Никитину — как человеку и как художнику. Понимаю, что плохо быть не должно. Если он такое придумал -- значит с этим можно работать. Никитин исходил из того, что гномы — это не люди, у них должна быть другая пластика. У людей — принца, Белоснежки, лесничего, королевы-мачехи — обычная пластика. А гномы — сказочные персонажи. Поэтому он и сделал специальные прорези, чтобы у гномов ходили головы. Поначалу актерам было сложно освоить непривычную технику: они немножко помучились. Но когда поняли, как с этим жить, стали получать удовольствие, — делится Игорь Мирошниченко.

Это вторая работа режиссера с Виктором Никитиным. Семь лет назад художник создал персонажей для спектакля «Три поросенка», но тогда это были традиционные куклы.

— Он настоящий мастер и знаток своего дела. Знает материал и то, что актеру нужна легкая кукла, чтобы не уставала рука и не болела шея. Еще одна характерная черта Никитина — это надежность, — не нарадуется режиссер. — Несмотря на то что в куклах есть живущие отдельно друг от друга части, они достаточно крепкие. Специальный уход за ними не нужен.

Спектакль «Белоснежка и семь гномов» поставлен за рекордно малый срок — всего за полтора месяца.

— Для таких технически сложных спектаклей это очень мало. По-хорошему нужно три-четыре месяца. Это связано с производством видео. Еще нет спектакля, а человек делает для нас видео. Мы все обсуждаем на пальцах. Потом приносится видео — мы начинаем смотреть и понимаем, что это не годится по каким-то критериям: не тот свет, звук, темпоритм, размер. Все переделывается — на это уходит несколько дней. Потому и сложно. Нужен хороший подготовительный период. С момента начала репетиций нужно, по идее, не меньше трех месяцев плотной работы. Если по-актерски мы справились достаточно быстро, то техническая сторона заняла много времени, — резюмирует Игорь Мирошниченко.

В сентябре театр кукол начнет новый сезон с «Белоснежки и семи гномов».

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей19 ноября

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.4437 грн
100 USD 2649.91 грн
100 EUR 3125.57 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи