Общество

  • 955
  •  / 

Что харьковский школьник привез из Индонезии: видео-факт

Что харьковский школьник привез из Индонезии: видео-факт
Украинские школьники завоевали пять медалей на Международной физической олимпиаде в Джокьякарте (Индонезия), на которой собрались более 400 школьников из 88 стран мира.
Одно «золото» взял ученик Харьковского физико-математического лицея №27 Сергей Кригин. О том, насколько напряженной была борьба, десятиклассник рассказал в эфире программы «Персона» на телеканале Р1.

— Расскажите, пожалуйста, как вы попали на олимпиаду?

— Для того чтобы войти в число участников, нужно преодолеть достаточно серьезный путь в Украине. Для начала необходимо пройти все этапы соревнований — от районного до всеукраинского. На всеукраинском этапе надо стать одним из десяти лучших, попасть в отборочный тур и войти в ТОП-5 — из этих участников формируется команда. Данный процесс проходил на протяжении учебного года.

— Джокьякарта находится на другом конце света. Насколько было тяжело после такой дороги сосредоточиться и показать свои знания?

— Действительно, мы летели в Индонезию с тремя пересадками — через Амстердам, Бангкок и т.д. Но потом у нас было время, чтобы прийти в себя. Два дня нам дали на отдых, еще день заняло открытие олимпиады, и только потом начался сам турнир. К этому моменту я полностью восстановился и был готов к соревнованиям.

— Чему вы посвятили два дня отдыха? Неужели только подготовке к олимпиаде?

— Перед соревнованиями уже нет смысла готовиться — это надо делать в течение всего года, а то и нескольких. После прибытия нас поселили в четырехзвездочный отель, и мы либо отдыхали в номере, либо в холле отеля общались с участниками из других стран.

— Вы впервые путешествовали без родителей? Почувствовали себя взрослым?

— Да, наверное, я почувствовал себя взрослым. Мало того, что мы были без родителей, так еще и по правилам олимпиады нам нельзя было видеться со своими руководителями, которые прилетели с нами из Украины. Дело в том, что они выбирают задания для участников, переводят их и имеют доступ к решениям. Поэтому с нами были только гиды из местных жителей.

— Вы приблизительно понимали, какие задания могут быть у вас?

— Да, международная олимпиада проходит, как правило, в одном формате: участники получают три теоретических задания и два экспериментальных. Так что мы все знали, как приблизительно будут выглядеть задачи. Что касается уровня сложности, то попадались темы и из школьной программы, и  университетской. У меня, например, было одно задание вузовского уровня, которое касалось модели расширения вселенной — в школьной программе этого нет.

— Вы учитесь в десятом классе. Откуда знаете программу университета? Вы прошли ее в рамках подготовки к олимпиаде?

— Чтобы попасть на международную олимпиаду, надо как минимум полностью знать школьную программу, в том числе и углубленную ее часть. Но я очень увлекаюсь физикой, потому уже изучаю университетскую программу и понимаю, что попавшиеся мне задания соответствуют уровню второго курса.

— Вы сказали, что задания состояли из теоретических и экспериментальных. Что входило в число последних?

— Задача состоит из нескольких пунктов. Участникам выдают оборудование в опечатанных коробках и условия выполнения задания в конвертах. По сигналу мы начинаем работу, в ходе которой из оборудования нужно собрать установку и провести ряд экспериментов.

— Какое задание было у вас?

— Одна из задач была посвящена диффузии — в нем по искривлению луча лазера надо было определить концентрацию соли в растворе. Вторая была посвящена магнетометрам и сейсмометрам. Нужно было собрать установку, которая позволяла бы измерять силу землетрясений и ускорение поверхности.

— Вы легко справились со своими заданиями или были трудности?

— С экспериментальным заданием почти никто никогда не справляется полностью. За пять часов, которые отведены на него, выполнить его практически невозможно. Первую задачу я сделал примерно на 80%, а вторую — на 40%. В этом году это оказался неплохой результат.

— И как это — чувствовать себя лучшим среди четырехсот участников олимпиады?

— Золотые медали получили около 8% участников. Что же касается моей самооценки, ничего особо не изменилось — чувствую себя так же, как и раньше.

— Но почему вы выбрали для углубленного изучения именно физику?

— Меня родители еще до школы водили в кружки по математике, мне это нравилось, и, наверное, я и сегодня больше позиционирую себя как математик. Потом уже, в 8 классе мне начал преподавать физику замечательный педагог — Илья Маркович Гельфгат, он меня и увлек физикой. То есть меня стало больше интересовать, как устроен наш мир, а не заниматься математикой, которая изучает мир абстрактный.

— Родители как-то повлияли на ваш выбор?

— Да, они мне очень помогли. Водили меня на те кружки, которые мне нравились, не заставляли заниматься неинтересными для меня делами. Конечно, они мне время от времени напоминали, что IT-сфера более перспективна, чем наука, но когда я все-таки решил выбрать физику, родители меня поддержали.

— Куда собираетесь поступать после окончания школы?

— Я хочу поступить в Киевский национальный университет им. Т.Г. Шевченко. Это для меня не составит труда, так как университет заинтересован в том, чтобы в его стенах учились победители международных олимпиад и участники МАН. А потом, после двух лет обучения, я планирую поступить в один из зарубежных вузов, возможно, американский.

— Во время олимпиады вам не поступали предложения от зарубежных вузов?

— В этом году такого не было. А вот на украинской олимпиаде наши более или менее известные вузы приглашали на учебу. Преподавателям, которые были в жюри, отводился час, чтобы презентовать свои учебные заведения.

— Вы планируете учиться в зарубежном вузе бесплатно?

— В зарубежных университетах нет понятия бюджетных мест, однако какой-то процент все-таки выделяется для бесплатного обучения — нужно только выиграть грант. Также есть вузы, которые сами выбирают будущих студентов исключительно по уровню знаний. Я планирую получить право на бесплатное обучение или выиграть какой-нибудь грант.

— А возвращаться в Украину потом планируете? Где бы вы хотели работать?

— Возможно, я вернусь для профессорской деятельности. Но сначала хотел бы заняться исследованиями.

— Чего же не хватает украинской системе образования и в целом Украине, чтобы такие таланты, как вы, оставались тут?

— В научной сфере катастрофически не хватает финансирования — бюджет настолько мал, что нет перспектив для развития. К примеру, оборудование, которое нам выдавали для выполнения заданий на олимпиаде, намного лучше и современнее того, которое сейчас есть в наших университетах для научной и исследовательской деятельности.
В образовании, увы, тоже многое упирается в дефицит средств — в связи с этим почти нет заинтересованных преподавателей, большинство работают исключительно из-за денег, мало кто считает это своим призванием. Наверное, можно по пальцам пересчитать педагогов, которым действительно нравится то, что они делают. Но только увлеченные своим делом люди могут подготовить отличных специалистов.

— Если бы вы были министром образования, что бы сделали в первую очередь?

— Я бы пересмотрел преподавательский состав и, конечно же, увеличил финансирование, предоставил хорошее оборудование для научной деятельности и всячески пытался заинтересовать талантливых людей остаться в стране.

— Сергей, вам 16 лет, а вы отвечаете на вопросы так, как не каждый взрослый смог бы. Возможно, у вас уже есть конкретные планы на будущее, например, что-то открыть или изобрести и стать знаменитым?

— Я хочу заниматься больше теоретической работой, чем исследовательской. Но и исследовательскую деятельность  не планирую совсем забрасывать. Сейчас прогрессивными областями считаются квантовая механика и космология. Я пока не определился, какой из них буду заниматься. Космология носит более теоретический характер, она почти не имеет практического применения — эта наука рассматривает существование мира в огромных масштабах. Что касается квантовой механики, то там много аспектов, которые могут быть применены в инженерном деле. Это и квантовые компьютеры, и наноматериалы, которые позволяют создавать структуры с очень разнообразными полезными свойствами.

— Вы во время олимпиады общались со своими ровесниками – участниками из других стран. Какие у них планы на ближайшие годы?

— Британские школьники в основном планируют поступать в английские вузы, например в Оксфорд, где они проходили практику перед олимпиадой. Участники из Польши больше склоняются к немецким вузам, а белорусы думают о Москве или дальнем зарубежье.

— Как вы проводите свободное от изучения физики время? Есть ли у вас другие увлечения?

— Я учусь играть на гитаре, а также мне нравится собирать пластиковые модели самолетов времен Второй мировой войны. Но месяца четыре перед олимпиадой занимался исключительно физикой. Сейчас, конечно, я могу расслабиться – погулять, отдохнуть.

— Есть ли у вас кумир в физике, на которого вы хотите быть похожим?

— Мне всегда было интересно, как разные ученые приходили к какому-либо решению задачи или открытию. Но, наверное, по духу мне более всего близок Ричард Фейнман, который помимо того, что сделал большой вклад в развитие квантовой механики, был также большим шутником.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Лента новостей15 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.692 грн
100 USD 2763.51 грн
100 EUR 3262.6 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи