Экономика

  • 740
  •  / 

Цена на автогаз бьет рекорды

Цена на автогаз бьет рекорды
Цена на автогаз бьет рекорды Все чаще меняющиеся на харьковских АЗС таблички с ценами на автомобильный газ в последнее время приводят водителей в замешательство. Увидев, что стоимость топлива уверенно подбирается к 17 гривнам, многие уже задумались о том, так ли выгодно иметь машину, которая ездит на пропан-бутане.
Только за последние выходные (24-28 августа) розничные цены на сжиженный газ выросли на 0,5-1,0 грн. за литр, достигнув на некоторых заправках новой рекордной отметки в 16,99 грн. Предприниматель Николай, которому по работе много приходится колесить по Харькову и области, уверен, что при таких ценах сэкономить на использовании газобаллонного оборудования, которое он не так давно установил на свое авто, не получится.

- Когда я принимал решение о переоборудовании машины, стоимость литра газа была вдвое меньше цены литра бензина. При этом расход пропан-бутана на 100 км всего в 1,2-1,4 раза больше. После несложных подсчетов я понял, что смогу немного сэкономить на разъездах, и установил на машину газовое оборудование, - объясняет Николай. - Однако радость моя была недолгой. Сегодня сжиженное топливо выходит не дешевле бензина. А если прибавить еще 10 тысяч гривен, которые пришлось выложить за переделку авто, то я начинаю сомневаться, не сделал ли я глупость.

Прораб Алексей Сергеевич из тех же соображений решил не торопиться с установкой газобаллонного оборудования на свой автомобиль. Хотя планы такие были, признается он.

- Честно говоря, я собирался за лето накопить денег и уже осенью «вкинуть» их в машину, - рассказывает Алексей Сергеевич. - Но когда увидел, что творится с ценами на заправках, решил притормозить. Где это видано, чтобы литр газа стоил дороже, чем пол-литра бензина? Правда, говорят, что через месяц-два топливо снова подешевеет, но, думаю, старые цены уже не вернутся. В общем, решил подождать несколько месяцев — посмотреть, что будет дальше.

На заправках на вопрос о ценах отвечают не очень охотно. Мол, на рынке сейчас сложилась такая ситуация, а в убыток себе никто торговать не будет. Так что хотите — покупайте, не хотите — не надо.

Студент Руслан вот уже три года каждое лето подрабатывает на АЗС. Такого резкого подорожания, говорит, не видел ни разу.

- Думаю, тут совпало сразу несколько факторов, - рассуждает он. - От начальства слышал, что газ сейчас в Украине в дефиците — поставщики не справляются с объемами, потому и оптовая цена на него все время растет. А за своими наблюдениями могу добавить, что в последнее время количество авто, работающих на сжиженном топливе, выросло в разы, потому и потреблять стали гораздо больше. Примерно каждый третий-четвертый литр, который у нас продается, — это автогаз. Думаю, с наступлением осени и зимы, когда многие поставят машины в гараж, цены пойдут вниз.

По данным экспертов рынка, за первую половину августа оптовые цены на пропан-бутан выросли на 63% и пересекли отметку в 24 тыс. грн. за тонну. Это абсолютный рекорд за всю историю наблюдений, сообщает Espreso.

Что касается средней розничной цены, то в конце июля она составляла 10,81 грн./литр, а к концу августа выросла больше чем вполовину.

Подобный скачек цены был почти в это же время год назад. С 23 августа 2016 года начался рост, достигший пика 23 сентября - 13,16 грн./литр. Затем цена начала опускаться.

Санкции не имеют отношения к подорожанию


Некоторые эксперты усмотрели причину дефицита газа в том, что 13 февраля Минэкономразвития на основании материалов СБУ наложило санкции на ряд украинских импортеров топлива и запретило им внешнеэкономическую деятельность. Однако, по словам заместителя главы ведомства Максима Нефедова, санкции министерства не могли повлиять на сегодняшнюю розничную стоимость.

- Санкции на внешнеэкономическую деятельность, которые мы администрируем по представлению СБУ, не остановили деятельность ни одного игрока на рынке. Когда выходит приказ о санкциях, он вступает в силу через 40 дней - собственно, чтобы можно было подать апелляцию. В данном случае так и произошло: СБУ изменило представление - и мы отменили приказ до его вступления в силу, - отмечает он.

По словам Нефедова, Минэкономразвития не занимается рынком сжиженного газа и не имеет инструментов влияния на него.

- Мы не следим за этим рынком, у нас нет кнопок «вкл-выкл» или возможностей регулировать цены, - добавил замминистра.

Монополизации рынка не наблюдается


Основная причина нынешнего кризиса и роста цен на сжиженный газ в Украине заключается в нехватке ресурса у поставщиков и производителей, рассказывает в интервью EnKorr глава поставщика российского сжиженного газа Proton Energy Group S.A. (Швейцария) Нисан Моисеев.

- Основная причина – дефицита газа в традиционных для Украины источниках поставок: России, Беларуси, Польше. Ряд заводов остановился на сезонные ремонты, это уже вызвало рост цен в Европе и Черноморском регионе на 10-15%, – говорит Моисеев.

К тому же, по его словам, кризис подхлестнули сезонный рост потребления, нехватка подвижного состава и хранилищ.

- При пиковом потреблении 150 тыс. т в месяц резервуарный парк - всего 40 тыс. т. В период низких цен можно было бы делать запас и плавно проходить пик потребления. Однако нехватка хранилищ предопределяет дороговизну услуг по хранению и рискованность создания запасов, – заявил глава швейцарской компании.

Как передает «Корреспондент», нынешний кризис на рынке автогаза протекает острее, чем летом прошлого года.

- Потребление за год снова выросло, стране надо больше газа, а его нет, – объясняет Моисеев.

В то же время он опроверг версию о том, что причиной роста цен является монополизация рынка.

- В 2017 году импорт сжиженного газа произвело более 90 компаний, в 2016 году было меньше импортеров. Сейчас без проблем завозят газ со всевозможных сухопутных направлений, растут поставки по морю, – заявляет глава Proton Energy Group, ссылаясь на данные украинской таможни.

Россия ввела ограничения для экспорта газа в Украину


Эксперт и главный редактор профильного издания "НефтеРынок" Александр Сиренко в интервью Espreso называет и другие причины подорожания сжиженного газа. Например, повышение спроса со стороны населения.

- В Украине дорогой бензин. Даже при снижении мировых цен на нефть в апреле-июле этого года бензин в нашей стране так и не подешевел. Поэтому все больше людей переходят на автогаз. Это и провоцирует компании повышать цены.

Кроме того, добавляет эксперт, сейчас сжиженный газ используют не только автомобилисты, но и зерновые трейдеры.

Осложняют ситуацию на рынке и изменения в импорте. Александр Сиренко отмечает, что основными поставщиками являются Россия, Беларусь и Казахстан. Около 60-80% импорта, по оценкам эксперта, приходится именно на РФ. А там недавно ввели ограничения для экспорта сжиженного газа в Украину.

- По сути, разрешение завозить газ в Украину получили только два российских игрока – «Роснефть» и компания бывшего харьковского олигарха Сергея Курченко. Так как последний в Украину поставлять отказывается, остается всего один поставщик, - поясняет Сиренко.

Что же касается Беларуси, то она неспособна обеспечить потребности украинского рынка в полной мере.

- Часто бывает так, что под видом белорусского в Украину завозят российский газ от компаний, которым нельзя продавать у нас, - уточняет эксперт.

По его словам, Казахстану завозить пропан-бутан к нам до сих пор было не слишком выгодно из-за дороговизны транспортировки. Но теперь, с повышением цены, Украина вызывает больше интереса. То же самое с западными поставщиками - Польшей, Литвой и Румынией. Также в будущем можно ожидать и импорта американского горючего.

Кроме того, участники рынка также отмечают значительные задержки в движении вагонов по территории Украины, особенно в Одесской области.

- Из-за отсутствия тепловозов доставка вагонов под погрузку в Румынию и обратно занимает около 40 дней, работать с таким плечом очень рискованно и дорого, – говорит аналитик консалтинговой группы «А-95» Артем Куюн.

По его словам, низкая оборачиваемость вагонов также не позволяет развернуть эффективные поставки газа с моря, из стран, где сегодня цены значительно ниже, чем в Украине.

Дополнительным фактором дестабилизации поставок может стать изменение требований лицензирования перевозок топлива. Контролирующие органы уже анонсировали, что с 1 сентября будут требовать лицензии, но большинство компаний не успеет оформить необходимые документы, пишет «Сегодня».

Что будет дальше?


Большинство экспертов единогласно заявляют: стоимость газа скоро снизится, пишет «Экономическая правда».

- Цены откатятся. Думаю, это произойдет уже в сентябре, как только трейдеры восполнят недостачу ресурса, — говорит заместитель директора Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

- Естественно, цены не будут такими высокими, — соглашается руководитель агентства ExPro Геннадий Кобаль. — Не может газ стоить больше 1 тыс. дол. за тонну, когда за границей он стоит на 40% дешевле. Пройдет время, компании увидят, что есть спрос, и завезут ресурс.

Правда, добавляет он, никто спешить не будет - все хотят заработать.

Поскольку одним из факторов текущего роста цены является ажиотажный спрос, то ситуативно можно ожидать любых высоких цен на газ, рассказывает директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин.

- Однако законы экономики не обмануть, и если потребителю станет невыгодно использовать сжиженный газ как альтернативу бензину, то он не станет покупать его себе в убыток, — отмечает он.

Даже при нехватке ресурса цена на топливо остановится на экономически обоснованном уровне, который по многолетним наблюдениям не может превышать 60% от высокооктанового бензина, объясняет эксперт. По его словам, при текущих средних уровнях цен на высокооктановый бензин это около 14 грн.

- Если бензины не начнут расти в цене (сейчас наблюдается некоторое их удешевление. — ред.), то после текущего подорожания газа цены на него должны вернуться к этому уровню. Главное — не паниковать, — заявил Сапегин.

С ним согласен и коммерческий директор одной из сети АЗС Игорь Чернявский, передает УНИАН. Рынок сжиженного газа уже проходит период ажиотажного роста оптовых цен, и поэтому через две недели розничная стоимость автогаза может упасть до 14 грн. за литр, верит он.

- Я с уверенностью могу сказать, что ценовой пик уже пройден, вопрос только в том, на каких отметках мы остановимся. Я думаю, через неделю-две мы увидим цену 14 грн. за литр очень спокойно, - говорит он.

По словам Чернявского, оптовая стоимость сжиженного газа сегодня уже стала ниже, по сравнению с теми предложениями, которые озвучивали поставщики 23 августа.

- Перед праздниками мы закончили торги, ни у кого ничего не купив, дошли до цены 680 долл. за тонну, это около 24 800 грн. за тонну. Сегодня от тех же поставщиков мы получили цену 580 долл. за тонну, - добавил он.

В общем, по мнению большинства экспертов, газ хоть и подешевеет, но к прежнему уровню его стоимость не вернется. Анализ рынка потребления этого топлива с 2015 года демонстрирует четкую тенденцию к постепенному росту цены, пишет «Слово и дело». Так, в январе 2014-го цена на сжиженный газ стартовала с отметки 6,30 гривен за литр. В январе 2015 года она уже составляла 8,65 гривен за литр, еще через год - 9,48 гривен, а летом этого года — около 11 грн.

- Ожидать снижения розничных цен стоит в третьей декаде сентября, - прогнозирует в комментарии УНИАН Александр Сиренко. - Тогда начнет снижаться спрос, и сжиженный газ может начать поступать с других направлений – это морские поставки в порты Черного моря и ж/д партии из Польши и Румынии. В конце сентября цены на АЗС могут снизиться до отметки в 12-13 гривен за литр.

Власть требует расследования


Во вторник, 29 августа, премьер-министр Владимир Гройсман провел совещание с представителями отраслевых ассоциаций и компаний-операторов рынка сжиженного газа, на котором обсуждались причины резкого роста цен.

По итогам совещания Министерству энергетики и угольной промышленности было поручено провести проверку оптовых поставщиков на предмет согласованных действий. Также свое оперативное расследование проведет и Антимонопольный комитет Украины. По словам главы ведомства Юрия Терентьева, предварительный анализ рынка признаков сговора не выявил, но необходимо более глубокое исследование.

Следующее совещание с премьером запланировано на 17 сентября, сообщает «Левый берег».

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей19 ноября

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.4437 грн
100 USD 2649.91 грн
100 EUR 3125.57 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи