После обнародования нового закона о коммерческом учете, который вступил в силу в августе этого года, появилось немало домыслов и слухов.

Например, о том, что квартирные счетчики горячей и холодной воды теперь можно выбросить на помойку за ненадобностью, поскольку их показания учитываться не будут. Якобы количество потребленной воды будет считаться исключительно по данным домового прибора учета. Так ли это на самом деле, выяснял «Вечерний Харьков».

В разъяснениях, размещенных на правительственном портале, этот миф опровергается.

«Если говорить о многоквартирных домах, то закон выделяет два вида узлов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды: узел коммерческого учета (общедомовой) и узлы распределительного учета (квартирные). Узел коммерческого учета служит для измерения объема всей тепловой энергии/воды, употребленной в здании. То есть именно по показаниям приборов учета определяется, сколько всего тепловой энергии или воды употребили все потребители. Этот объем необходимо «распределить» между потребителями в доме - то есть определить, кто сколько услуг потребил и сколько должен за них заплатить. Именно для этого и будут использоваться квартирные счетчики, — говорится в сообщении.

Таким образом, закон предусматривает такой базовый принцип распределения: объем, определенный с помощью общедомового узла, будет распределяться между потребителями пропорционально к показаниям квартирных счетчиков.

«Благодаря такому подходу снимается проблема «разницы в показаниях» (разница между суммой показаний квартирных счетчиков и показаниями домового счетчика в результате разного класса точности), а также проблема потерь в результате утечки воды из внутридомовых сетей из за их неудовлетворительного состояние. Следовательно, закон и в дальнейшем предусматривает использование показаний квартирных счетчиков при расчетах за коммунальные услуги», — говорится в сообщении правительства.

В законе есть один хитрый момент, говорит эксперт в сфере ЖКХ Евгений Лисичкин: показания квартирных счетчиков при наличии домового прибора учета действительно игнорироваться не будут. Однако потери тепла и воды во внутридомовых сетях теперь будут делиться на всех жильцов, вне зависимости от того, стоит у тебя квартирный счетчик или нет.

— Разница между показаниями домового счетчика и суммой показаний квартирных приборов учета будет пропорционально делиться между всеми жильцами в многоквартирном доме. То есть, если во внутридомовых сетях есть потери тепла и воды через «дырявую» трубу (а они обязательно есть, особенно в старых домах, где состояние внутридомовых сетей не выдерживает никакой критики) – за это в конечном результате придется платить всем. То есть для тех, у кого стоит индивидуальный водомер, часть этой разницы будет приплюсовываться к показаниям счетчика, — поясняет он. — Это новация, в законе 1198, который действовал до этого, такого не было. Там было все просто: если есть индивидуальный счетчик – платишь исключительно по его показаниям.

По словам эксперта, таким образом поставщики жилищно-коммунальных услуг фактически обезопасили себя от потерь.

— На самом деле поставщик теряет стимул и мотивацию работать на снижение потерь, потому что все, что «улетучилось» во внутридомовых сетях, – все равно будет компенсироваться жильцами. То есть фактически поставщик ничего не теряет – все потери будут покрываться за счет собственников жилья. Именно для этого и нужен общедомовой счетчик — чтобы засвидетельствовать потерю, которая идет между забором на начало дома и попаданием в квартиру, — говорит Евгений Лисичкин. – А у жильцов появился стимул создавать ОСМД и приводить в порядок состояние своих внутридомовых сетей.

Также закон предполагает, что домовые приборы учета должны быть установлены: для жилого фонда в течение двух лет со дня вступления закона в силу – для холодной и горячей воды (для нежилого – в течение года). И в течение года жилой и нежилой фонд должен быть оборудован приборами учета тепловой энергии. Установка счетчиков производится за счет жильцов.

— Эти счетчики может устанавливать как исполнитель услуг («Харьковводоканал», ХТС), так и сами жильцы – в рамках строительных норм, — говорит Евгений Лисичкин. — Исполнитель услуг за два месяца до того, как намеревается установить общедомой счетчик, уведомляет об этом жильцов. И в течение этого срока у вас есть возможность или согласиться с условиями, затратами, стоимостью счетчика, его установки, которые предлагает исполнитель, либо не согласиться, сообщить об этом исполнителю услуг и в течение четырех месяцев после уведомления самим установить этот счетчик. Кстати, если исполнитель услуг предлагает очень большую стоимость – в течение пяти лет дается рассрочка оплаты, ну или как жильцы договорятся с исполнителем.

Еще одна новация – в платежке появится дополнительная графа об оплате ремонта, обслуживания и поверки счетчиков.

«Однако эта графа вовсе не означает дополнительную плату, — поясняется на правительственнм портале. — Уже сегодня большинство исполнителей коммунальных услуг заложили в тарифы на свои услуги затраты на установку и поверку узлов учета. Закон предусматривает, что отныне такие расходы не должны включаться в состав тарифа на коммунальную услугу. Таким образом, жильцы домов, которые установили общедомовые счетчики за свои средства, не будут платить за их установку в других домах посредством инвестиционной составляющей тарифа, которая равномерно насчитывалась на всех потребителей. Такой подход, как ожидается, будет способствовать более прозрачному финансированию установки, поверки и замены узлов учета. Следовательно, закон просто предусматривает вынесение в отдельный платеж тех расходов, которые раньше были «спрятаны» в тарифе на коммунальную услугу, но не применялись на практике.