Недавно в Доме архитектора прошла очередная премьера театра P.S. «Возвращение Амилькара». Впрочем, этот спектакль премьерой можно назвать только наполовину. Речь идет о «возвращении» постановки в репертуар театра.

Сорвать с людей маски и создать вокруг себя мир настоящих чувств — вот единственное желание банкира Александра Амилькара. В искренность людей, их желание и способность испытывать по-настоящему сильные чувства господин Амилькар не верит и поэтому решает все это… купить. А приобрести нужно не так и много: любовь, семейное благополучие и преданную дружбу.
За определенную сумму профессиональная актриса Элеонора, юная проститутка Виржиния и безработный Машу соглашаются играть роли соответственно жены, дочери и друга. Амилькар выдвигает лишь одно условие: он должен верить, что происходящее вокруг него — это правда. Созданная иллюзия действительно похожа на правду, но проблема именно в этом — она только похожа. Контракт заканчивается, стеклянный мирок разбивается, жизнь оказывается сильнее. Иллюзия так и остается иллюзией.
Кто же такой этот Александр Амилькар? Человек, который срывает фальшивые маски, или несчастный, попытавшийся свои иллюзии превратить в реальность? Как всегда ответить на эти вопросы режиссер Степан Пасичник предложил зрителю. У спектакля довольно-таки богатая история. В начале восьмидесятых в журнале «Современная драматургия» была напечатана пьеса французского драматурга Ива Жамиака под названием «Амилькар, или Человек, который платит». Пьеса Степана заинтересовала. Уже будучи студентом режиссерского факультета (класс профессора, нар. арт. Украины Александра Барсегяна), Степан впервые получил возможность поработать над пьесой. В конце 1999 года Пасичнику предложили поставить дипломный спектакль на актерском курсе, который заканчивали тогда Сергей Москаленко (известный сегодня в Украине как Black Jack) и Екатерина Кирт, которые и сыграли роли Амилькара и Элеоноры.
Начиная работу над спектаклем, Степан не предполагал, что он войдет в репертуар театра. Однако по окончании института молодые актеры не захотели идти в государственные театры, и спектакль остался в P.S. До 2002 года, после которого театр на время прервал свою деятельность, спектакль был сыгран 56 раз. Харьковчанам он тоже пришелся по вкусу. «Я недавно узнал о том, что существовали целые клубы любителей «Амилькара», — рассказывает Степан Пасичник, — где велись дискуссии по поводу спектакля, исполнителей, персонажей, их правоты и неправоты, темы, конфликта, атмосферы и т. д.»
После недавнего возобновления деятельности театра в него вернулись Екатерина Кирт и Сергей Москаленко. Так из спектакля «Амилькар, или Человек, который платит» родился спектакль «Возвращение Амилькара». Сегодня актерский состав спектакля, исключая исполнителей главных ролей, изменен. В него пришли молодые актеры Виталий Бурлеев, Алла Бовт и Кирилл Лукаш, а роль Мелии играет заслуженная артистка Украины Лидия Погорелова (актриса Харьковского театра им. Т.Г. Шевченко). Вот так и получился новый спектакль. «Я не хотел реанимации спектакля, слава Богу, ее и не получилось, — рассказывает Степан Пасичник. — Хотя, понятно, что какие-то вещи все-таки остались, которые мы считали удачными. Все же остальное, вплоть до мизансцен, костюмов и сценографии, было изменено».
Успех спектаклю придает и участие в нем популярного теле- и радиоведущего Black Jack, актера Сергея Москаленко. По его словам, Степан Пасичник — это единственный режиссер, с которым он хочет и может работать. Сегодня Сергей Москаленко чувствует себя довольно уютно как в роли ведущего, так и в роли актера. Обе они ему близки, просто по-разному: «Я думаю, очень хорошо, что я, пройдя путь расставания с театром почти на четыре года, вернулся на эту территорию, — рассказывает Сергей Москаленко. — И дело не в том, что работа ведущего — это другое. Это совершенно другое. Это совершенно другие энергии. Для меня театр — это по-настоящему серьезно».
Все мы склонны к иллюзиям и мечтам. Зачастую не различая эти понятия. И если у мечты есть шансы стать реальностью, то у иллюзии — вряд ли. Она обречена на то, чтобы так и остаться иллюзией…
Комментарий

Степан Пасичник, художественный руководитель театра P.S.: «Тот мир, который создал для себя Амилькар, я называю «хрустальный шарик». Это очень утонченный мирок, но, создав себе некоторую модель, он вдруг понимает, что эта модель очень хрупкая и обязательно должна разбиться, она не может существовать, потому что когда это сталкивается с жизнью, жизнь оказывается сильнее, правее, чем любая созданная иллюзия».
Сергей Москаленко (Black Jack), актер театра P.S.: «Тема искренности чувств и отношений между людьми будет всегда, пока есть люди. Они всегда будут стремиться стать настоящими и всегда будут прятаться за маски. Кто-то будет пытаться эти маски снимать, кто-то будет их снова создавать, но в любом случае человек будет стремиться к тому, что называется «истинные чувства».