Культура

  • 358
  •  / 

В Харькове сыграет Nova Sinfonietta

В Харькове сыграет  Nova Sinfonietta
Сегодня, 19 сентября, американский дирижер и пианист харьковского происхождения Станислав Христенко презентует музыкальный проект Nova Sinfonietta Art Talk.
Сбылась ли его главная мечта и какой путь он прошел к ее реализации — один из самых выдающихся музыкантов планеты рассказал в эксклюзивном интервью «Вечернему Харькову» накануне концерта.

Принимали по-разному, но везде тепло


— Станислав, свою дорогу в мир музыки вы прокладывали самостоятельно или сыграла роль музыкальная династия? Кем были ваши родители?

—  Я харьковчанин. Мои родители вообще не имели никакого отношения к музыке: мама – по образованию инженер, папа – военный. В школьном возрасте они отдали меня в обычную Харьковскую музыкальную школу №13 им. Коляды – с этого все и началось.

— Уже тогда начала проявляться ваша одаренность?

—  Три раза подряд я становился лауреатом конкурса Фонда поддержки молодых дарований Евгения Кушнарева. С девяти лет играл на международных конкурсах – получал премии. В 11 лет уже выступал в харьковской филармонии. Как-то на конкурсе юных пианистов в Симферополе на меня обратила внимание профессор Московской консерватории им. П. Чайковского Вера Горностаева. В результате образование я продолжил в Москве – в 15 лет стал студентом московского музыкального училища, потом учился в московской консерватории. Затем уехал в Америку – некоторое время получал там образование, а потом и остался жить.

— У вас за плечами порядка 40 международных конкурсов, выступления с крупнейшими музыкантами в лучших концертных залах планеты, в том числе в нью-йоркском Карнеги-холле и в венском Концертхаузе, в Брюсселе, Токио, Гонконге… Как вас принимали?

—  Понятно, что публика везде разная – с разным менталитетом, по-своему воспринимающая музыку, как, впрочем, и жизнь. Так что принимали меня по-разному, но везде – тепло. Ведь музыка – это явление международное, поэтому люди чувствуют ее по-своему, но в то же время духовная, энергетическая связь между слушателями и музыкантом есть всегда.

— А что вы испытывали, выступая с залах с такими громкими названиями?

— Естественно, там, где выступали величайшие исполнители, особое ощущение и волнение соответствующее и, конечно же, гордость, что удалось этого достичь…

Чем измерить успех музыканта?


— Расскажите, как вы стали артистом компании Steinway?

— Компания Steinway – это самый крупный производитель роялей с 200-летней историей. В разные годы артистами этой марки были такие выдающиеся пианисты, как Антон Рубинштейн, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Владимир Горовиц. Эта компания выискивает более-менее успешных пианистов и предлагает им стать артистом Steinwaу, пока их не переманили другие компании. Некоторые музыканты сами подают свои кандидатуры – в компании их рассматривают и либо дают «добро», либо отказывают.

Меня компания пригласила стать их артистом сама — после победы на Международном конкурсе пианистов в Кливленде в 2013 году. Я записываю у них компакт-диски. Кроме того, в компании сейчас есть эдакий рояль, который сам играет. С его участием делают записи с разными пианистами. Так вот я являюсь одним из артистов этого самоиграющего рояля.

— Интересно, по каким критериям компания отбирает себе «лицо»?

— Поскольку Steinway заинтересована, чтобы бренд прославляли, – компания в первую очередь учитывает перспективность и успешность пианиста, чтобы в дальнейшем он мог рекламировать ее.

— Вас называют одним из самых выдающихся музыкантов планеты. А что такое успех для пианиста? Допустим, успех завода им. Малышева зависит от количества и качества выпущенных танков? А чем измеряется успешность музыканта – количеством концертов, любовью публики, знаменитыми концертными залами?

— Вы знаете, наверное, совокупностью: и количеством концертов, и любовью публики, и тем вкладом, который человек сделал…

Если не брать во внимание завод имени Малышева, а взять для примера какую-то творческую профессию, близкую к музыкальной, – допустим, художника или актера -- то что для актера успех? Количество сыгранных спектаклей, роли, в которых он запомнился публике, количество выдающихся ролей… Но при этом, чтобы актер считался успешным – это может быть всего-навсего одна роль, которая осталась в памяти многих поколений, а вовсе не огромное количество перевоплощений. Так и успешность музыканта: это может быть и количество концертов, и качество выступлений, и тот вклад, который оставил музыкант в истории. Последнее даже, наверное, более вероятно…

«Надеюсь, что это будет не последний раз»


— Ваша мечта создать в Харькове камерный оркестр осуществилась?

— Вот на концерте, надеюсь, осуществится. В ДК Art Area мы презентуем музыкальный проект Nova Sinfonietta Art Talk. Камерный оркестр, собранный из харьковских музыкантов, сыграет современную классическую музыку ХХ-ХХI веков по произведениям американских композиторов Джоплина, Лероя Андерсона, Джорджа Гершвина и других. Также состоится европейская премьера произведения для струнного оркестра и аудиозаписи Роберта Паттерсона I See You (2016).

— А почему вы задались такой целью?

—  Идея создания камерного оркестра возникла в прошлом году. Дело в том, что Харьков – мой родной город. Это что-то особенное, свое и неприкасаемое. В Харькове живут мои родители, которых я часто навещаю. То есть я не классический эмигрант, который уехал – и все. Я просто базируюсь в Вашингтоне, но постоянно езжу по всему миру. И хочу, чтобы мой родной горд был самым лучшим в мире. А поскольку я много путешествую, вижу в других городах замечательные вещи и, естественно, мечтаю, чтобы все это было в Харькове, и даже лучше.

К сожалению, интерес к современной классической музыке среди молодежи, как мне кажется, немного падает. Поэтому моя идея – помочь молодежи, музыкантам и слушателям – почувствовать, что эта музыка сегодня актуальна. Мне очень хотелось бы, чтобы эта музыка была актуальна в Харькове так же, как она актуальна в Нью-Йорке и Лондоне. На концерте оркестр играет современную классическую музыку, я рассказываю о ней, о композиторах, структуре и особенностях произведений языком, доступным широкой аудитории. Мы общаемся с молодежью. Поэтому у нас и место выбрано молодежное, надеюсь, что и публика будет в основном молодежная. И очень рассчитываю, что это будет не последний раз.

Во время гастролей я попадаю в интеллектуальный круг, где интересуются искусством. Эти люди ходят на выставки – современные и несовременные, на спектакли, на концерты. То есть это определенный круг, который создает для меня атмосферу в любом городе, куда я приезжаю. И я хочу, чтобы в Харькове был такой же круг, который слушает последние новинки, сочинения композиторов сегодняшнего дня – особенно среди молодежи. Хочу, чтобы оркестр, музыка, которую мы играем, ассоциировались в Харькове с людьми, у которых горят глаза…

Современная классика в современном исполнении


— Сколько музыкантов в вашем оркестре?

— Это камерный, то есть небольшой оркестр. Сейчас в нем 11 человек: пять девушек и шесть парней. Вообще-то, в камерном оркестре может быть до 30 человек.

— По каким критериям отбирали музыкантов?

— Цель проекта — не только дать городу глубокую музыкальную программу, но и создать признанный музыкальный коллектив международного уровня из харьковских музыкантов. Они работали в разных коллективах. Я ходил на концерты — смотрел на них, слушал. Я дирижировал харьковским оркестром на Международном музыкальном фестивале «Зеркальная струя», который проходил в мае этого года в ХНАТОБе. Я видел их работу «живьем». Я слышал их записи…

Харьковский оркестр сыграет в темноте


— Nova Sinfonietta очень отличается от традиционных оркестров. Чем он интересен?

— Мы играем музыку сегодняшнего дня и пытаемся быть современными. Это, например, применение современных технологий — скажем, проекция на экране в качестве презентации. Сейчас уже многие музыканты в мире играют не по нотным тетрадям, а с планшетов, которые установлены на специальных напольных подставках-пюпитрах. Это экологично, удобно и современно. Эту новацию мы применили и в своем коллективе. Кроме того, девушки нашего оркестра выступают в платьях от молодых харьковских дизайнеров. Парни – пока просто в черных костюмах, но в дальнейшем они тоже облачатся в одежду от местных кутюрье. Некоторые композиции будут исполняться в темноте – это дает неограниченные возможности для эксперимента со светом и пространством во время концерта. Мы хотим, чтобы человек, который придет на концерт, был не сторонним зрителем, а участником действа. Чтобы слушатель чувствовал себя максимально свободно и комфортно. Особенно человек, который пришел на подобный концерт впервые.

— Классическая музыка в Харькове, Украине, да и вообще на постсоветском пространстве ассоциируется с чем-то консервативным, с людьми старшего возраста. Надеюсь, своим проектом вы опровергните этот стереотип.

— Мне 33 года, и я чувствую себя в своей тарелке, совершенно не считаю себя консерватором. Я хочу через современную музыку донести молодежи любовь к музыке вообще. Ведь что такое искусство? В первую очередь это выражение мыслей о бытии. Я хочу, чтобы люди задавались вопросом: для чего мы живем? Мы просто потребители или у каждого из нас есть в жизни какая-то миссия? И мне кажется, что знакомство с произведениями искусства заставляет людей об этом задуматься. Это работает во всем мире, и мне хочется, чтобы это работало и в моем родном городе.
Досье
Свой первый сольный концерт Станислав Христенко дал в Харькове, будучи учеником Детской музыкальной школы №13 им. Коляды. Выступал с концертами в более чем в двадцати странах, в том числе как солист – более чем с тридцатью симфоническими оркестрами. Записи выступлений Станислава Христенко, выпущенные на компакт-дисках в США, Великобритании, Германии и Гонконге, а также его выступления получали отзывы во многих газетах и журналах мира, среди которых «Нью-Йорк Таймс» и «Вашингтон пост» (США), El Pais (Испания), журналы «Граммофон» и BBC Music (Великобритания). Станислав Христенко является лауреатом тридцати международных конкурсов пианистов.
Учился дирижированию в Кливлендском институте музыки (США), Варшавском музыкальном институте им. Шопена (Польша) и Северном королевском колледже музыки (Великобритания). Дирижировал с оркестрами в Чехии, Австрии, США и Великобритании. В 2016 году стал лауреатом Международного конкурса дирижеров в Австрии.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Лента новостей14 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.6103 грн
100 USD 2726.75 грн
100 EUR 3200.11 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи