Сегодня, 19 сентября, американский дирижер и пианист харьковского происхождения Станислав Христенко презентует музыкальный проект Nova Sinfonietta Art Talk.

Сбылась ли его главная мечта и какой путь он прошел к ее реализации — один из самых выдающихся музыкантов планеты рассказал в эксклюзивном интервью «Вечернему Харькову» накануне концерта.

Принимали по-разному, но везде тепло


— Станислав, свою дорогу в мир музыки вы прокладывали самостоятельно или сыграла роль музыкальная династия? Кем были ваши родители?

—  Я харьковчанин. Мои родители вообще не имели никакого отношения к музыке: мама – по образованию инженер, папа – военный. В школьном возрасте они отдали меня в обычную Харьковскую музыкальную школу №13 им. Коляды – с этого все и началось.

— Уже тогда начала проявляться ваша одаренность?

—  Три раза подряд я становился лауреатом конкурса Фонда поддержки молодых дарований Евгения Кушнарева. С девяти лет играл на международных конкурсах – получал премии. В 11 лет уже выступал в харьковской филармонии. Как-то на конкурсе юных пианистов в Симферополе на меня обратила внимание профессор Московской консерватории им. П. Чайковского Вера Горностаева. В результате образование я продолжил в Москве – в 15 лет стал студентом московского музыкального училища, потом учился в московской консерватории. Затем уехал в Америку – некоторое время получал там образование, а потом и остался жить.

— У вас за плечами порядка 40 международных конкурсов, выступления с крупнейшими музыкантами в лучших концертных залах планеты, в том числе в нью-йоркском Карнеги-холле и в венском Концертхаузе, в Брюсселе, Токио, Гонконге… Как вас принимали?

—  Понятно, что публика везде разная – с разным менталитетом, по-своему воспринимающая музыку, как, впрочем, и жизнь. Так что принимали меня по-разному, но везде – тепло. Ведь музыка – это явление международное, поэтому люди чувствуют ее по-своему, но в то же время духовная, энергетическая связь между слушателями и музыкантом есть всегда.

— А что вы испытывали, выступая с залах с такими громкими названиями?

— Естественно, там, где выступали величайшие исполнители, особое ощущение и волнение соответствующее и, конечно же, гордость, что удалось этого достичь…

Чем измерить успех музыканта?


— Расскажите, как вы стали артистом компании Steinway?

— Компания Steinway – это самый крупный производитель роялей с 200-летней историей. В разные годы артистами этой марки были такие выдающиеся пианисты, как Антон Рубинштейн, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Владимир Горовиц. Эта компания выискивает более-менее успешных пианистов и предлагает им стать артистом Steinwaу, пока их не переманили другие компании. Некоторые музыканты сами подают свои кандидатуры – в компании их рассматривают и либо дают «добро», либо отказывают.

Меня компания пригласила стать их артистом сама — после победы на Международном конкурсе пианистов в Кливленде в 2013 году. Я записываю у них компакт-диски. Кроме того, в компании сейчас есть эдакий рояль, который сам играет. С его участием делают записи с разными пианистами. Так вот я являюсь одним из артистов этого самоиграющего рояля.

— Интересно, по каким критериям компания отбирает себе «лицо»?

— Поскольку Steinway заинтересована, чтобы бренд прославляли, – компания в первую очередь учитывает перспективность и успешность пианиста, чтобы в дальнейшем он мог рекламировать ее.

— Вас называют одним из самых выдающихся музыкантов планеты. А что такое успех для пианиста? Допустим, успех завода им. Малышева зависит от количества и качества выпущенных танков? А чем измеряется успешность музыканта – количеством концертов, любовью публики, знаменитыми концертными залами?

— Вы знаете, наверное, совокупностью: и количеством концертов, и любовью публики, и тем вкладом, который человек сделал…

Если не брать во внимание завод имени Малышева, а взять для примера какую-то творческую профессию, близкую к музыкальной, – допустим, художника или актера -- то что для актера успех? Количество сыгранных спектаклей, роли, в которых он запомнился публике, количество выдающихся ролей… Но при этом, чтобы актер считался успешным – это может быть всего-навсего одна роль, которая осталась в памяти многих поколений, а вовсе не огромное количество перевоплощений. Так и успешность музыканта: это может быть и количество концертов, и качество выступлений, и тот вклад, который оставил музыкант в истории. Последнее даже, наверное, более вероятно…

«Надеюсь, что это будет не последний раз»


— Ваша мечта создать в Харькове камерный оркестр осуществилась?

— Вот на концерте, надеюсь, осуществится. В ДК Art Area мы презентуем музыкальный проект Nova Sinfonietta Art Talk. Камерный оркестр, собранный из харьковских музыкантов, сыграет современную классическую музыку ХХ-ХХI веков по произведениям американских композиторов Джоплина, Лероя Андерсона, Джорджа Гершвина и других. Также состоится европейская премьера произведения для струнного оркестра и аудиозаписи Роберта Паттерсона I See You (2016).

— А почему вы задались такой целью?

—  Идея создания камерного оркестра возникла в прошлом году. Дело в том, что Харьков – мой родной город. Это что-то особенное, свое и неприкасаемое. В Харькове живут мои родители, которых я часто навещаю. То есть я не классический эмигрант, который уехал – и все. Я просто базируюсь в Вашингтоне, но постоянно езжу по всему миру. И хочу, чтобы мой родной горд был самым лучшим в мире. А поскольку я много путешествую, вижу в других городах замечательные вещи и, естественно, мечтаю, чтобы все это было в Харькове, и даже лучше.

К сожалению, интерес к современной классической музыке среди молодежи, как мне кажется, немного падает. Поэтому моя идея – помочь молодежи, музыкантам и слушателям – почувствовать, что эта музыка сегодня актуальна. Мне очень хотелось бы, чтобы эта музыка была актуальна в Харькове так же, как она актуальна в Нью-Йорке и Лондоне. На концерте оркестр играет современную классическую музыку, я рассказываю о ней, о композиторах, структуре и особенностях произведений языком, доступным широкой аудитории. Мы общаемся с молодежью. Поэтому у нас и место выбрано молодежное, надеюсь, что и публика будет в основном молодежная. И очень рассчитываю, что это будет не последний раз.

Во время гастролей я попадаю в интеллектуальный круг, где интересуются искусством. Эти люди ходят на выставки – современные и несовременные, на спектакли, на концерты. То есть это определенный круг, который создает для меня атмосферу в любом городе, куда я приезжаю. И я хочу, чтобы в Харькове был такой же круг, который слушает последние новинки, сочинения композиторов сегодняшнего дня – особенно среди молодежи. Хочу, чтобы оркестр, музыка, которую мы играем, ассоциировались в Харькове с людьми, у которых горят глаза…

Современная классика в современном исполнении


— Сколько музыкантов в вашем оркестре?

— Это камерный, то есть небольшой оркестр. Сейчас в нем 11 человек: пять девушек и шесть парней. Вообще-то, в камерном оркестре может быть до 30 человек.

— По каким критериям отбирали музыкантов?

— Цель проекта — не только дать городу глубокую музыкальную программу, но и создать признанный музыкальный коллектив международного уровня из харьковских музыкантов. Они работали в разных коллективах. Я ходил на концерты — смотрел на них, слушал. Я дирижировал харьковским оркестром на Международном музыкальном фестивале «Зеркальная струя», который проходил в мае этого года в ХНАТОБе. Я видел их работу «живьем». Я слышал их записи…

Харьковский оркестр сыграет в темноте


— Nova Sinfonietta очень отличается от традиционных оркестров. Чем он интересен?

— Мы играем музыку сегодняшнего дня и пытаемся быть современными. Это, например, применение современных технологий — скажем, проекция на экране в качестве презентации. Сейчас уже многие музыканты в мире играют не по нотным тетрадям, а с планшетов, которые установлены на специальных напольных подставках-пюпитрах. Это экологично, удобно и современно. Эту новацию мы применили и в своем коллективе. Кроме того, девушки нашего оркестра выступают в платьях от молодых харьковских дизайнеров. Парни – пока просто в черных костюмах, но в дальнейшем они тоже облачатся в одежду от местных кутюрье. Некоторые композиции будут исполняться в темноте – это дает неограниченные возможности для эксперимента со светом и пространством во время концерта. Мы хотим, чтобы человек, который придет на концерт, был не сторонним зрителем, а участником действа. Чтобы слушатель чувствовал себя максимально свободно и комфортно. Особенно человек, который пришел на подобный концерт впервые.

— Классическая музыка в Харькове, Украине, да и вообще на постсоветском пространстве ассоциируется с чем-то консервативным, с людьми старшего возраста. Надеюсь, своим проектом вы опровергните этот стереотип.

— Мне 33 года, и я чувствую себя в своей тарелке, совершенно не считаю себя консерватором. Я хочу через современную музыку донести молодежи любовь к музыке вообще. Ведь что такое искусство? В первую очередь это выражение мыслей о бытии. Я хочу, чтобы люди задавались вопросом: для чего мы живем? Мы просто потребители или у каждого из нас есть в жизни какая-то миссия? И мне кажется, что знакомство с произведениями искусства заставляет людей об этом задуматься. Это работает во всем мире, и мне хочется, чтобы это работало и в моем родном городе.
Досье
Свой первый сольный концерт Станислав Христенко дал в Харькове, будучи учеником Детской музыкальной школы №13 им. Коляды. Выступал с концертами в более чем в двадцати странах, в том числе как солист – более чем с тридцатью симфоническими оркестрами. Записи выступлений Станислава Христенко, выпущенные на компакт-дисках в США, Великобритании, Германии и Гонконге, а также его выступления получали отзывы во многих газетах и журналах мира, среди которых «Нью-Йорк Таймс» и «Вашингтон пост» (США), El Pais (Испания), журналы «Граммофон» и BBC Music (Великобритания). Станислав Христенко является лауреатом тридцати международных конкурсов пианистов.
Учился дирижированию в Кливлендском институте музыки (США), Варшавском музыкальном институте им. Шопена (Польша) и Северном королевском колледже музыки (Великобритания). Дирижировал с оркестрами в Чехии, Австрии, США и Великобритании. В 2016 году стал лауреатом Международного конкурса дирижеров в Австрии.