22 сентября в зале Дома Алчевских Харьковский молодежный академический симфонический оркестр «Слобожанский» открыл юбилейный, 25-й сезон.

На открытии музыканты сыграли одно из самых масштабных в истории классической музыки произведений – Симфонию №1 австрийского композитора, оперного и симфонического дирижера Густава Малера. Также был исполнен виртуозный и яркий скрипичный концерт армянского композитора Арама Хачатуряна (солист –  всемирно известный украинский скрипач-виртуоз Дмитрий Ткаченко).

Здесь столько эмоций!

Открыть юбилейный сезон молодежный оркестр пригласили Теодора Кучара – опытного американского дирижера украинского происхождения, который успешно дирижировал в Европе и Америке, а ныне работает в Братиславе (Словакия).

– Симфония №1 Густава Малера – настоящая жемчужина. Красивейшее произведение. К тому же эта симфония очень полезна для молодежных музыкантов. Каждый музыкант ждет возможности сыграть Симфонию №1 Густава Малера. Симфонии, написанные в конце XIX столетия, того же Петра Чайковского и Антона Дворжака имели четыре валторны, три тромбона, две трубы – это был стандартный оркестр на то время. А для Симфонии №1 нужен огромный струнный состав, семь валторн, пять флейт, пять кларнетов, пять гобоев, пять фаготов, пять труб, пять кларнетов. Здесь столько эмоций, шума и музыкантов! Для музыкантов это уникальная возможность, которая больше не повторится в жизни, – отмечает Теодор Кучар.

Дирижер приезжает в Харьков второй раз. Впервые он посетил город в мае этого года по приглашению молодежного оркестра.

– Я много слышал о Харьковском молодежном оркестре «Слобожанский», много слышал о его истории, так что было очень приятно наконец-то встретиться, пообщаться и вместе поработать, – говорит Теодор Кучар.

Юбилей оркестра совпал  с личным юбилеем


Совместная работа со скрипачом-солистом Дмитрием Ткаченко для дирижера уже вторая – в этом году они вместе гастролировали по Америке, где отыграли 44 концерта.

– Дима играл в этом туре два скрипичных концерта Евгения Станковича и Петра Чайковского. Во время гастролей мы много обсуждали дальнейшие совместные планы, прикидывали, что бы мы могли еще вместе сыграть, в том числе в Украине. Неоднократно речь заходила о скрипичном концерте Арама Хачатуряна. И когда Молодежный оркестр пригласил меня открыть юбилейный сезон, я обрадовался, ведь главным приоритетом был именно скрипичный концерт. Пригласили и Диму. Все сложилось, чему я очень рад, – признается Теодор Кучар.

Для американского дирижера 25-летие харьковского молодежного оркестра совпало с личным профессиональным юбилеем – 25 лет назад он начал дирижировать в Украине.

– Я впервые дирижировал в Украине в сентябре 1992 года, 25 лет тому назад.  Стал первым главным дирижером Национального симфонического оркестра в Киеве. До сих пор не знаю, почему именно меня пригласили на эту должность. Я только понял, что в Министерстве культуры хотели видеть в качестве главного дирижера музыканта с украинскими корнями, но такого, который успел поработать за границей. Когда контракт закончился и я ушел с этой должности, Украина забыла обо мне. Но я не забыл об Украине, – улыбается Теодор Кучар.

«Украина обо мне забыла, а я о ней – нет»


После украинского периода дирижер жил в Денвере (США), преподавал в местном университете. Кроме этого, Теодор Кучар возглавлял филармонический оркестр имени Л. Яначека в Праге, был художественным директором Австралийского фестиваля камерной музыки, музыкальным директором и дирижером филармонического оркестра Фресно и камерного оркестра Рено, директором оркестровой школы музыкального фестиваля в Кенте, художественным руководителем фестиваля камерной музыки Невады (США).

Дирижер выступал с концертами в Амстердаме, Берлине, Чикаго, Хельсинки, Гонконге, Лондоне, Мадриде, Праге, Сеуле, Сиднее.

– Когда семь-восемь лет назад я вернулся в Украину, пошел новый виток. Мы начали обсуждать гастроли в Америке, новые записи украинских оркестров. Сейчас я заинтересован работать не только в Киеве. 25 лет назад я кроме Киева не дирижировал ни в одном другом городе Украины. Не было ни возможности, ни, честно говоря, особого интереса. Сейчас я хочу посмотреть большую часть страны и уже на следующей неделе впервые буду дирижировать в Днепре, – поделился Теодор Кучар.

В оркестре работают только приглашенные дирижеры


Сегодня в «Слобожанском» нет постоянного главного дирижера – это внутренняя политика и принцип работы.

– Мы хотим, чтобы у нас работал именно приглашенный дирижер, потому что это позволяет привносить новый взгляд. Обычно мы приглашаем специалистов из-за границы или ярких украинских дирижеров. Каждый дирижер вносит что-то новое, и молодым музыкантам это интересно. Они с удовольствием работают. У нас постоянная смена музыкантов, и из первого состава 25-летней давности остались только я и ударник Агеев. Но я художественный руководитель, в оркестре не играю. Очень доволен и горжусь тем, что наш оркестр, несмотря на колоссальные трудности, существует 25 лет. Ведь когда мы создавали оркестр, многие сомневались, что он будет жить. Одно время его даже называли не молодежным, а малонадежным. И сейчас я с гордостью говорю, что этот оркестр занял свое место в харьковской культурной жизни, – рассказывает художественный руководитель Харьковского молодежного академического симфонического оркестра «Слобожанский» Гарри Абаджян.

Сегодня «Слобожанский» – единственный профессиональный, полный симфонический молодежный оркестр. В Киеве работают молодежный камерный  и молодежный струнный оркестры, но аналога харьковскому коллективу в Украине нет. Молодежный оркестр «Слобожанский» остается для начинающих музыкантов хорошей площадкой, где можно получить большой практический опыт.

– Для молодежи это большая практика – работать в нашем симфоническом оркестре. Это школа. Оркестр был создан для молодых талантливых музыкантов 25-28 лет, которые учатся на старших курсах консерватории, для аспирантов или выпускников – молодых преподавателей. Проходит время, и наши музыканты идут в филармонию, многие уезжают за границу, – говорит Гарри Абаджян.

Молодые музыканты умеют «зажигать»


Попасть в оркестр «Слобожанский» можно с 16-18 лет – но на конкурсной основе, после строгого отбора. Во время отбора конкурсанты играют программу, которая оглашается в требованиях конкурса.

– Должно быть два разнохарактерных сочинения, чтобы показать звук и технику. И обязательно читка с листа, чтобы продемонстрировать, как музыкант ориентируется в оркестре. Мы смотрим перспективу и талант человека. Молодые музыканты умеют «зажигать», и это привлекает новых людей в оркестр. Атмосфера в оркестре царит такая, что все хотят в нем играть. У нас живая музыка, каждый месяц новый дирижер, разные солисты. Мы не законсервированы, – утверждает Гарри Абаджан.

В следующий раз молодежный оркестр «Слобожанский» сыграет 30 сентября в большом зале консерватории в рамках фестиваля «Харьковские ассамблеи» и празднования столетия Харьковского национального университета имени И. П. Котляревского. Оркестр будет участвовать в концерте, посвященном 88-летию украинской камерной и оперной певицы (сопрано) Людмилы Цуркан, на котором выступят ее ученики.

13 октября оркестр сыграет концерт памяти Арно Бабаджаняна.