Харьков

  • 606
  •  / 

Как «малонадежный» оркестр в Харькове «зажигал»

Как «малонадежный» оркестр в Харькове «зажигал»
Как «малонадежный» оркестр в Харькове «зажигал» 22 сентября в зале Дома Алчевских Харьковский молодежный академический симфонический оркестр «Слобожанский» открыл юбилейный, 25-й сезон.
На открытии музыканты сыграли одно из самых масштабных в истории классической музыки произведений – Симфонию №1 австрийского композитора, оперного и симфонического дирижера Густава Малера. Также был исполнен виртуозный и яркий скрипичный концерт армянского композитора Арама Хачатуряна (солист –  всемирно известный украинский скрипач-виртуоз Дмитрий Ткаченко).

Здесь столько эмоций!

Открыть юбилейный сезон молодежный оркестр пригласили Теодора Кучара – опытного американского дирижера украинского происхождения, который успешно дирижировал в Европе и Америке, а ныне работает в Братиславе (Словакия).

– Симфония №1 Густава Малера – настоящая жемчужина. Красивейшее произведение. К тому же эта симфония очень полезна для молодежных музыкантов. Каждый музыкант ждет возможности сыграть Симфонию №1 Густава Малера. Симфонии, написанные в конце XIX столетия, того же Петра Чайковского и Антона Дворжака имели четыре валторны, три тромбона, две трубы – это был стандартный оркестр на то время. А для Симфонии №1 нужен огромный струнный состав, семь валторн, пять флейт, пять кларнетов, пять гобоев, пять фаготов, пять труб, пять кларнетов. Здесь столько эмоций, шума и музыкантов! Для музыкантов это уникальная возможность, которая больше не повторится в жизни, – отмечает Теодор Кучар.

Дирижер приезжает в Харьков второй раз. Впервые он посетил город в мае этого года по приглашению молодежного оркестра.

– Я много слышал о Харьковском молодежном оркестре «Слобожанский», много слышал о его истории, так что было очень приятно наконец-то встретиться, пообщаться и вместе поработать, – говорит Теодор Кучар.

Юбилей оркестра совпал  с личным юбилеем


Совместная работа со скрипачом-солистом Дмитрием Ткаченко для дирижера уже вторая – в этом году они вместе гастролировали по Америке, где отыграли 44 концерта.

– Дима играл в этом туре два скрипичных концерта Евгения Станковича и Петра Чайковского. Во время гастролей мы много обсуждали дальнейшие совместные планы, прикидывали, что бы мы могли еще вместе сыграть, в том числе в Украине. Неоднократно речь заходила о скрипичном концерте Арама Хачатуряна. И когда Молодежный оркестр пригласил меня открыть юбилейный сезон, я обрадовался, ведь главным приоритетом был именно скрипичный концерт. Пригласили и Диму. Все сложилось, чему я очень рад, – признается Теодор Кучар.

Для американского дирижера 25-летие харьковского молодежного оркестра совпало с личным профессиональным юбилеем – 25 лет назад он начал дирижировать в Украине.

– Я впервые дирижировал в Украине в сентябре 1992 года, 25 лет тому назад.  Стал первым главным дирижером Национального симфонического оркестра в Киеве. До сих пор не знаю, почему именно меня пригласили на эту должность. Я только понял, что в Министерстве культуры хотели видеть в качестве главного дирижера музыканта с украинскими корнями, но такого, который успел поработать за границей. Когда контракт закончился и я ушел с этой должности, Украина забыла обо мне. Но я не забыл об Украине, – улыбается Теодор Кучар.

«Украина обо мне забыла, а я о ней – нет»


После украинского периода дирижер жил в Денвере (США), преподавал в местном университете. Кроме этого, Теодор Кучар возглавлял филармонический оркестр имени Л. Яначека в Праге, был художественным директором Австралийского фестиваля камерной музыки, музыкальным директором и дирижером филармонического оркестра Фресно и камерного оркестра Рено, директором оркестровой школы музыкального фестиваля в Кенте, художественным руководителем фестиваля камерной музыки Невады (США).

Дирижер выступал с концертами в Амстердаме, Берлине, Чикаго, Хельсинки, Гонконге, Лондоне, Мадриде, Праге, Сеуле, Сиднее.

– Когда семь-восемь лет назад я вернулся в Украину, пошел новый виток. Мы начали обсуждать гастроли в Америке, новые записи украинских оркестров. Сейчас я заинтересован работать не только в Киеве. 25 лет назад я кроме Киева не дирижировал ни в одном другом городе Украины. Не было ни возможности, ни, честно говоря, особого интереса. Сейчас я хочу посмотреть большую часть страны и уже на следующей неделе впервые буду дирижировать в Днепре, – поделился Теодор Кучар.

В оркестре работают только приглашенные дирижеры


Сегодня в «Слобожанском» нет постоянного главного дирижера – это внутренняя политика и принцип работы.

– Мы хотим, чтобы у нас работал именно приглашенный дирижер, потому что это позволяет привносить новый взгляд. Обычно мы приглашаем специалистов из-за границы или ярких украинских дирижеров. Каждый дирижер вносит что-то новое, и молодым музыкантам это интересно. Они с удовольствием работают. У нас постоянная смена музыкантов, и из первого состава 25-летней давности остались только я и ударник Агеев. Но я художественный руководитель, в оркестре не играю. Очень доволен и горжусь тем, что наш оркестр, несмотря на колоссальные трудности, существует 25 лет. Ведь когда мы создавали оркестр, многие сомневались, что он будет жить. Одно время его даже называли не молодежным, а малонадежным. И сейчас я с гордостью говорю, что этот оркестр занял свое место в харьковской культурной жизни, – рассказывает художественный руководитель Харьковского молодежного академического симфонического оркестра «Слобожанский» Гарри Абаджян.

Сегодня «Слобожанский» – единственный профессиональный, полный симфонический молодежный оркестр. В Киеве работают молодежный камерный  и молодежный струнный оркестры, но аналога харьковскому коллективу в Украине нет. Молодежный оркестр «Слобожанский» остается для начинающих музыкантов хорошей площадкой, где можно получить большой практический опыт.

– Для молодежи это большая практика – работать в нашем симфоническом оркестре. Это школа. Оркестр был создан для молодых талантливых музыкантов 25-28 лет, которые учатся на старших курсах консерватории, для аспирантов или выпускников – молодых преподавателей. Проходит время, и наши музыканты идут в филармонию, многие уезжают за границу, – говорит Гарри Абаджян.

Молодые музыканты умеют «зажигать»


Попасть в оркестр «Слобожанский» можно с 16-18 лет – но на конкурсной основе, после строгого отбора. Во время отбора конкурсанты играют программу, которая оглашается в требованиях конкурса.

– Должно быть два разнохарактерных сочинения, чтобы показать звук и технику. И обязательно читка с листа, чтобы продемонстрировать, как музыкант ориентируется в оркестре. Мы смотрим перспективу и талант человека. Молодые музыканты умеют «зажигать», и это привлекает новых людей в оркестр. Атмосфера в оркестре царит такая, что все хотят в нем играть. У нас живая музыка, каждый месяц новый дирижер, разные солисты. Мы не законсервированы, – утверждает Гарри Абаджан.

В следующий раз молодежный оркестр «Слобожанский» сыграет 30 сентября в большом зале консерватории в рамках фестиваля «Харьковские ассамблеи» и празднования столетия Харьковского национального университета имени И. П. Котляревского. Оркестр будет участвовать в концерте, посвященном 88-летию украинской камерной и оперной певицы (сопрано) Людмилы Цуркан, на котором выступят ее ученики.

13 октября оркестр сыграет концерт памяти Арно Бабаджаняна.


Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Вечірні Новини"Лого телеканал Р1

Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

программа комментарииЛого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.2359 грн
100 USD 2806.29 грн
100 EUR 3299.91 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи