За месяц до официального старта избирательной кампании по досрочным выборам в парламент Украины 13 ведущих украинских экспертов - политологов и социологов, которые являются участниками «Украинского клуба», попытались смоделировать политическую ситуацию после выборов 30 сентября.

Большинство экспертов выразили уверенность, что 3-процентный барьер на внеочередных парламентских выборах преодолеют четыре политические силы: Партия регионов, Блок Юлии Тимошенко, Блок «Наша Украина - Народная самооборона» (НУ-НС) и Компартия (КПУ). Что касается таких участников избирательной кампании, как Соцпартия (СПУ), Прогрессивная социалистическая партия Украины Натальи Витренко (ПСПУ), Народный блок Литвина, то часть экспертов исключила их появление в Верховной Раде, а часть - если и допускает такую возможность, то со значительным сомнением. 

В зависимости от окончательных результатов выборов возможны несколько вариантов коалиции в новом парламенте. Наиболее ожидаемым является формирование парламентской коалиции в составе Партии регионов и КПУ. Воспроизведение коалиции в формате Партии регионов – Компартии – Соцпартии представляется менее вероятным из-за низких шансов социалистов попасть в парламент. Следующей по степени вероятности, по мнению экспертов, является формирование так называемой «широкой коалиции» в составе Партии регионов и блока «Наша Украина – Народная самооборона», несмотря на заверения оппозиционных сил о создании коалиции в случае победы на выборах и невозможности блокирования с Партией регионов. Более всего сомнений у экспертов вызывает перспектива создания альянса Партии регионов и БЮТ. Значительно снижают шансы появления такого альянса «взаимная идеологическая идиосинкразия», принципиальные расхождения стратегических интересов и целей, в частности, по должности премьера и следующим президентским выборам. 

Возможности создания коалиции Партии регионов и Компартии будет способствовать хороший результат обеих политических сил на выборах. Кроме этого, по мнению экспертов, Партия регионов и КПУ могут снова объединиться с целью противостоять президенту Ющенко. Необходимо также учитывать тот факт, что эти силы уже знают, как договариваться между собой, учитывая опыт работы в предыдущем парламенте. Вместе с тем серьезным препятствием для создания такой коалиции, помимо нехватки необходимого количества мандатов, может стать нежелание президента утвердить премьера от такой коалиции. Не исключен также международный фактор, заключающийся, в частности, в том, что Запад, прежде всего США, негативно относится к наличию в правительстве коммунистов. 

Эксперты видят вполне реальные перспективы для формирования коалиции в составе блока «Наша Украина – Народная самооборона» и Партии регионов. Электоральные рейтинги этих политсил вполне гарантируют создание такого альянса вплоть до так называемого конституционного большинства в 300 голосов, позволяющего вносить изменения в конституцию. Такой союз подкрепляется готовностью президента Ющенко и бизнес-элиты Партии регионов к компромиссу с целью выхода из политического кризиса и стабилизации политической ситуации. Стоит также заметить положительное отношение к созданию такого альянса со стороны Запада. При этом электорат обеих политических сил негативно воспринимает перспективу такого союза. Неминуемое продолжение противостояния Ющенко и Януковича также может помешать созданию коалиции. Кроме этого, Партия регионов и НУ-НС могут не сойтись в принципах распределения властных полномочий и конкретных должностей. Не следует сбрасывать со счетов и то, что Россия будет далеко не в восторге от такой интеграции украинской элиты. 

В экспертной среде также высказывались мнения о том, что в процессе формирования парламентской коалиции возможна «двухходовка»: сначала, в зависимости от результатов выборов, будет попытка создать коалицию в формате «Наша Украина – Народная самооборона» – Блок Юлии Тимошенко или «Партия регионов – КПУ», а уже потом будет попытка реализовать формат НУ-НС – Партия регионов. 

По мнению экспертов, наибольшие шансы стать спикером в новом украинском парламенте имеет нынешний лидер фракции Партии регионов, координатор парламентского большинства Раиса Богатырева. Богатырева почти стопроцентно становится спикером, если формируется коалиция в составе Партии регионов и КПУ. В случае коалиции Партии регионов и НУ-НС она также имеет высокие шансы занять это кресло, если будет реализован сценарий «премьер – не-Янукович». Шансы самого Виктора Януковича и одного из лидеров «Нашей Украины – Народной самообороны» Вячеслава Кириленко – «средние». «Умеренные» шансы на избрание спикером имеют секретарь СНБО, бывший председатель Верховной Рады Иван Плющ, Юлия Тимошенко и нынешний первый вице-спикер Адам Мартынюк. 

Что касается должности премьер-министра, то здесь, по мнению экспертов, наилучшие шансы имеет нынешний глава правительства Янукович. 

Тимошенко может стать премьером, если будет сформирована коалиция в составе «Наша Украина – Народная самооборона» и Блок Юлии Тимошенко, причем БЮТ должен набрать на выборах голосов больше, чем НУ-НС. 

Неплохие шансы возглавить правительство имеет глава президентского секретариата Виктор Балога. По мнению экспертов, перед ним открывается возможность стать премьер-министром при двух форматах коалиции – «оранжевой» и «широкой». Эту кандидатуру будет активно лоббировать президент. Партия регионов может быть не против кандидатуры Балоги, при условии полного учета других своих должностных интересов.

Эксперты также включили в перечень потенциальных кандидатов на премьерство самого богатого украинца и депутата от Партии регионов Рината Ахметова. Его перспективы объясняют наличием определенных договоренностей между Партией регионов и президентским лагерем. 

Эксперты указывают на то, что кандидатуры спикера и премьера часто были предметом комплексного – пакетного - соглашения политических сил, компромиссом, который учитывал определенные обстоятельства и интересы. Поэтому перспектива избрания спикера и премьера, вероятно, будет рассматриваться как неразрывный кадровый тандем.
Почти все эксперты считают, что после выборов политический кризис продолжится, поскольку ключевые институциональные конфликты, которые послужили причиной политическую кризиса весной 2007 года, остались нерешенными. Помимо варианта с несозданием коалиции, что может быть сделано искусственно, вероятно также блокирование президентом работы парламента, если результаты выборов его не удовлетворят. Кандидаты в депутаты от пропрезидентских сил могут не взять мандаты, что автоматически приведет к нелегитимности парламента.