Казахстан все заметнее становится влиятельным экономическим тяжеловесом на постсоветском пространстве. По уровню инвестиций он занял второе после России место в Грузии, третье – в Азербайджане. И, естественно, в зоне казахстанского внимания не могли не оказаться соседи по региону – центральноазиатские республики.

На днях в Бишкеке состоялся бизнес-форум «Киргизстан - Казахстан». Обращаясь к предыстории, необходимо отметить, что первый бизнес-форум подобного формата был проведен в 2003 году во время пребывания Владимира Путина в Бишкеке. Однако по ряду причин большинство его решений осталось нереализованным. Благодаря Казахстану такая форма двустороннего взаимодействия получила весомую основу. Представительная делегация политиков и бизнесменов из Казахстана провела ряд встреч на высшем уровне, подписав в итоге целый пакет соглашений экономического и политического характера.
Чем сегодня вызван интерес к налаживанию более активного сотрудничества? С Киргизстаном все более или менее ясно. Страна, переживающая перманентный политический кризис, несмотря на заявления о том, что удалось достичь стабилизации в экономической сфере, остается одной из беднейших в регионе, неспособной самостоятельно справиться с большинством своих проблем. Поэтому возможность переложить большинство своих проблем на плечи более успешного и динамично развивающегося соседа выглядит для руководства Киргизстана как своеобразный «спасательный круг». 

Интерес Казахстана носит более прагматичный характер, не ограничивающийся сегодняшним днем. Не вызывает сомнений, что экономика в данном случае является лишь одним из инструментов реализации далеко идущих планов руководства Казахстана по закреплению лидирующих позиций на региональном уровне. Сравнительно короткая история интеграционных процессов в Центральной Азии показала малую действенность и ограниченный эффект многосторонних союзов, в которых каждый из участников изначально имел специфическое представление общего будущего. Руководство Казахстана ныне выбирает другую тактику. Судя по последним решениям, она строится на постепенном включении в орбиту своего влияния более слабых соседей с тем, чтобы иметь возможность единолично определять стратегию реализации интеграционных проектов для Центральной Азии. Именно в таком ключе следует рассматривать активную интервенцию «казахстанского империализма» в экономики Киргизстана и Таджикистана. Неслучаен и выбор секторов экономики, планомерно захватываемых частными и государственными компаниями из Казахстана. В частности, это гидроэнергетика, контроль над которой позволит в будущем обеспечить Казахстану геостратегическое доминирование в регионе, лишив своих соперников сколько-нибудь весомых рычагов влияния на ситуацию в Центральной Азии. Одновременно игра в «великого интегратора» позволит Казахстану существенно укрепить позиции на международной арене, взяв на себя роль посредника в отношениях России и США с Центральной Азией. Стало очевидным, что Узбекистан сегодня оказался неспособным к выполнению подобной миссии. Контроль над Киргизией и Таджикистаном, совместные проекты с Туркменистаном в углеводородной сфере позволяют казахской стороне окончательно свести к нулю претензии Узбекистана на лидерство в регионе. 

В то же время эти амбициозные планы официальной Астаны далеко не так легко реализуемы, как ей хочется. Наиболее вероятной причиной их срыва может стать значительное количество экономических и политических рисков, характерных для внутреннего развития современного Казахстана. «Петролеумная» экономика Казахстана страдает теми же болезнями, которые свойственны другим постсоветским странам. Это однобокое сырьевое развитие (около 90% экспорта составляет сырье), низкая конкурентоспособность производимой продукции, зависимость в развитии от более могущественных государств. Уже сейчас обозначились определенные признаки надвигающегося финансового и экономического кризиса, препятствующие устойчивому развитию Казахстана. Помимо этого, несмотря на внешнюю стабильность, в политической жизни Казахстана присутствует жесткое «подземное» противостояние клановых группировок, постепенно начинающих «прицениваться» к вероятному наследству Назарбаева. Итогом становятся регулярные скандалы, подрывающие тщательно создаваемый имидж Казахстана как прогнозируемого и прогрессивно развивающегося государства. Одним из наглядных примеров тому является история с бывшим зятем президента Алиевым, в очередной раз впавшим в немилость и апеллирующим к международным правозащитникам. Если добавить к этому явное нежелание внерегиональных внешнеполитических игроков к реальному усилению Казахстана, то его амбиции на роль «нового старшего брата» так и останутся амбициями, не реализовавшись на практике. Однако, пока в качестве планов они выглядят вполне адекватными поставленной Нурсултаном Назарбаевым задаче о вхождении Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. 

Нур Омаров, член Экспертного совета РИА Новости