Украинцы наследуют потребительское поведение европейцев, поэтому вряд ли стоит опасаться, что электронные книги в конечном итоге вытеснят с рынка своих бумажных собратьев, считают эксперты.

— Главное – не путать электронную книгу с пиратской, — говорит генеральный директор издательства «Фолио» Александр Красовицкий. — Электронная книга – это законная часть книжного рынка, которая во всем мире имеет разные тенденции, в зависимости от законодательной среды.

Допустим, в Соединенных Штатах, по словам издателя, электронная книга стабильно занимает около 40% рынка. А в Европе этот процент значительно ниже. В Великобритании например — 20-25%, а в континентальной Европе доля электронной книги сегодня занимает 3,5-4%. Причем наблюдается тенденция к уменьшению этой доли.

— Это связано в первую очередь с тем, что в большинстве европейских стран существует законодательство, регулирующее ценообразование электронных книг, которое идет от цены бумажных, — поясняет Александр Красовицкий. — Кроме того, там ограничен доступ американских мегаигроков – таких, как «Майкрософт», «Гугл», «Эппл», – на европейские рынки. Это привело к стабилизации ситуации с книгоизданием. И после 3-4 лет падения, которое наблюдалось в начале 2010-х годов, бумажное книгоиздание в европейских странах вернулось в позитивный тренд и с каждым годом растет.

Очень важную роль здесь играет потребительское поведение европейских читателей, которое отличается от американских.

— У американского читателя не принято иметь большую библиотеку дома – книга является товаром, который прочел и уничтожил, — рассказывает Александр Красовицкий. — А в Европе большие библиотеки – это предмет гордости интеллектуалов. Соответственно, купить книгу и показать соседу, что приобрел новинку, что она у тебя стоит на полке, – это очень важный фактор, чего не скажешь о файле в компьютере, который никто не увидит.

Украина же, по словам издателя, в случае ликвидации проблем с электронным пиратством, скорее всего, пойдет по европейскому пути.

— Во всех сегментах книжного рынка мы больше повторяем тенденции потребительского поведения Польши, Германии, центрально-европейских государств, чем России и США, — отмечает он.