До последнего времени ВИЧ-инфекция считалась необратимой, поскольку вирус умеет встраивать свой наследственный материал в человеческую ДНК. Поэтому существующие методы лечения позволяют только подавить размножение вируса, но не устранить его из организма.

Специалисты из Гамбургского института экспериментальной вирусологии и иммунологии им. Генриха Петте и Дрезденского института молекулярной биологии клетки и генетики им. Макса Планка сделали огромный прорыв в области генной терапии — впервые полностью удалили вирус из инфицированной иммунной клетки человека. 

В качестве хирургического инструмента выступил фермент рекомбиназа, проявивший способность распознавать в геноме встроенный в него наследственный материал вируса и словно ножницами вырезать его, при этом вновь состыковывая разделенные части.
«Инфицированная клетка излечивается», — констатирует директор Гамбургского института Йоахим Хаубер, но подчеркивает, что пока неясно, удастся ли таким образом излечивать клетки не только в лаборатории, но и у реальных пациентов. 

Следующим этапом работы станут трехлетние испытания метода на мышах. И в случае успеха — масштабные клинические испытания. Хотя новый метод едва ли позволит полностью очистить организм от ВИЧ, удалив генетический материал вируса из всех инфицированных клеток, по словам Хаубера, он значительно уменьшит количество зараженных клеток, чтобы более эффективно сдерживать инфекцию. 

«Уже через десять лет лечение с использованием рекомбиназы может заменить все существующие терапии или по крайней мере их дополнить», — заявил ученый.
Дрезденский институт, возглавляемый Франком Буххольцем, «добывал» необходимую рекомбиназу два года. Понадобилось вырастить 120 поколений «ножниц». Подобно селекционерам ученые совершенствовали молекулу, чтобы получить фермент, реагирующий лишь на ту последовательность базовых пар, которой отмечены начало и конец вирусного фрагмента в геноме, — дабы молекулярный инструмент был направлен сугубо на ВИЧ и не повреждал здоровые участки генетического материала. 

Врач-инфекционист отделения СПИДа Института эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л.В. Громашевского АМН Украины Анна Боброва считает, что использование рекомбиназы для «вырезания» уже встроенного генетического материала вируса — это действительно принципиально новый подход к лечению ВИЧ-инфекции и возлагает на результаты работы немецких коллег большие надежды. 

— Врачи не безоружны против вируса иммунодефицита человека, — объясняет украинский медик. — Так называемые антиретровирусные препараты доказали свою эффективность. Механизм действия наиболее распространенных классов лекарств основан на подавлении ферментов вируса, которые обеспечивают его размножение и жизнедеятельность. Уже разработаны и активно исследуются препараты из групп ингибиторов слияния и проникновения, не позволяющие вирусу внедриться в клетку-мишень, блокаторы других вирусных процессов и компонентов. Основные три группы антиретровирусных агентов доступны и широко применяются в нашей стране в составе разных схем терапии, причем пациенты получают необходимые лекарства совершенно бесплатно. 

Главная задача антиретровирусной терапии — воспрепятствовать размножению вируса в организме, снизить его уровень в крови до неопределяемого и тем самым уберечь иммунные клетки от разрушения. К сожалению, одного препарата для достижения этой цели мало, а потому схемы антиретровирусной терапии включают, как правило, сразу три лекарственных агента, которые пациент вынужден принимать по строгому графику, без перерыва, в течение всей жизни. В большинстве случаев такая терапия позволяет поддерживать иммунитет пациента на достаточно высоком уровне. 

Основная проблема связана с развитием у ВИЧ устойчивости к широко применяемым классам препаратов: по современным данным из разных стран, уже в момент инфицирования 10-15% пациентов получают устойчивый вирус. Это заставляет ведущих мировых исследователей активно заниматься поиском новых лекарственных средств. 

Разработчикам лекарств, основанных на возможностях рекомбиназы, предстоят сложные испытания, которые позволят сделать окончательный вывод об эффективности и безопасности нового препарата. Важно также выяснить, как быстро вирус научится усколь-
зать от подобных воздействий. 

В то же время часть вирусов может избегать и действия «молекулярных ножниц», прячась в так называемых скрытых резервуарах организма пациента, а потому препараты, выпущенные на основе данных разработок, станут важным дополнением к существующим методам лечения антиретровирусными средствами. 

Мы же как практические врачи, работающие с реальными пациентами, будем с нетерпением ждать новостей от ученых и выхода препаратов на рынок.