При проведении тестов в Харьковском национальном экономическом университете для охраны аудиторий были приглашены военные. Таким способом решили исключить присутствие и помощь преподавателей и других специалистов на вступительных экзаменах.

О достоинствах и недостатках всеобщего независимого тестирования выпускников школ рассказал на пресс-конференции в информационном агентстве «Status Quo» ректор Харьковского национального экономического университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины Владимир Пономаренко.
Абитуриенты экономического университета проходят независимое тестирование вот уже три года подряд. В этом году приемная комиссия учла при зачислении на учебу результаты внешнего оценивания знаний, проведенных среди выпускников школ трех областей Украины. По результатам тестирования в этом году на бюджетное обучение зачислены 164 человека. Это 30% от государственного заказа. 

Остальные абитуриенты отвечали на тестовые вопросы в аудиториях университета. Тесты составляли специалисты Украинского центра оценивания качества образования, они же и провели проверку работ абитуриентов. По словам Владимира Пономаренко, единственное слабое место при проведении тестирования — отсутствие гарантий того, что абитуриенты самостоятельно выполняли работы. Чтобы решить эту проблему, в университет вызвали военизированную охрану, при помощи которой и следили, чтобы в аудитории никто посторонний не заходил, а преподаватели не подсказывали. 

Затем все работы абитуриентов отправлялись для проверки в Киев. Применение системы кодирования с помощью штрих-кода исключает возможность установления авторства экзаменационной работы, а значит, нельзя подтасовать результаты оценивания.
При проведении тестов абитуриентам выдавали специальный листок для записи результатов ответов. Его разрешали забрать с собой после проведения экзамена. Через 30 минут после окончания тестирования специалисты Украинского центра оценивания качества образования размещали в Интернете правильные ответы на экзаменационные задания. А через несколько дней, после проверки работ, в Интернете публиковались фамилии абитуриентов с результатами тестирования. 

По мнению Владимира Пономаренко, такая система ликвидирует возможность административного вмешательства в процесс оценки знаний. Ведь не секрет, что родители абитуриентов часто пытаются найти «знакомства» с руководителями ВУЗов, чтобы повлиять на результаты вступительных экзаменов. 

— Применение тестирования снимает социальную напряженность в обществе, обусловленную недоверием учащихся и их родителей к объективности оценки знаний на выпускных и вступительных экзаменах, — говорит Владимир Степанович. — А также формирует реальную основу снижения уровня взяточничества в школах и вузах при оценке знаний абитуриентов и школьников; создает у школьников веру в собственные силы и справедливость; нацеливает родителей на поиск путей приобретения качественного образования, а не высоких оценок. Кроме того, система позволяет сформировать единый для всей страны стандарт знаний по каждой учебной дисциплине и в дальнейшем оценивать степень его усвоения. Также дает возможность оценить качество преподавания предмета конкретным учителем. Ведь по результатам тестов легко проследить, смог ли ученик проявить качественные знания по предмету или нет. 

К недостаткам системы тестирования Владимир Пономаренко относит также сложности, возникающие с выбором абитуриентами вуза. Ведь сегодня школьники имеют право подать документы сразу в несколько учебных заведений. И часто бывает, что, пройдя вступительные процедуры и даже поступив на учебу за счет бюджета в один из ВУЗов, они выбирают для учебы другой. Поэтому назвать точные цифры будущих первокурсников по различным специальностям ректор до сих пор не может. 

В целом же Владимир Пономаренко оценивает внешнее тестирование как первый шаг в направлении повышения качества образования.