На прошлой неделе Верховная рада проголосовала за судебную реформу. По просьбам читателей «Вечерний Харьков» расспросил экспертов, какие новации подготовили  украинцам законодатели.

Верховная Рада утвердила законопроект, который запустит судебную реформу и предусматривает изменения в ряде кодексов, а также новации, которые уже вызвали бурные дискуссии. Председатель Чугуевской правозащитной группы адвокат Роман Лихачев рассказал об основных пунктах документа. По его словам, среди новелл есть как позитивные, так и таящие в себе определенную опасность.

Одним из центральных новшеств стало предоставление Верховному суду статуса единственного органа, который сможет пересматривать решения судов первой и апелляционной инстанций.

— Таким образом, в Украине хотят наработать единую судебную практику, то есть все типичные дела должны будут рассматриваться судами по единому принципу, — поясняет Роман Лихачев. — Судьи ВСУ выбираются на конкурсной основе, а президент — согласно закону – последняя инстанция, которая их утверждает.

Еще одна новация — суд теперь имеет право не применять закон или нормативный акт, который противоречит Конституции Украины.

— После вынесения решения суд в обязательном порядке должен обратиться в Конституционный суд Украины с представлением о конституционности закона или другого нормативного акта, — уточняет Роман Лихачев.

Еще одно позитивное новшество — вводится понятие «электронизация суда».

— Стороны теперь могут регистрировать свои официальные адреса в единой судебной информационно-телекоммуникационной системе, куда суд будет направлять процессуальные документы. Все судебные дела будут вестись в электронной форме. То есть теперь все иски, жалобы и другие документы будут регистрировать в этой системе. Разрешается подавать исковые заявления в электронной форме, скрепляя их электронной цифровой подписью, — рассказывает Роман Лихачев. — Эта же система будет выбирать и назначать судей для рассмотрения тех или иных дел. Более того, каждое официальное электронное письмо нотариусам, адвокатам и в госорганы также нужно будет регистрировать в системе.

Кроме того, теперь физически присутствовать во всех судах вовсе не обязательно.

— Участникам дела обеспечивается возможность принимать участие в судебном заседании в режиме видеоконференции, не покидая своего жилья или рабочего помещения, а для свидетелей, экспертов – в помещении другого суда, — уточняет Роман Лихачев.

Положительным, по мнению Романа Лихачева, является такое нововведение в судопроизводстве, как полное фиксирование его техническими средствами.

— То есть СМИ, и все присутствующие в зале судебного заседания могут вести видео- и фотосъемку без отдельного разрешения, — рассказывает эксперт. — Правда, если суд придет к выводу, что это мешает процессу, судья может запретить такие действия.

Кроме того, суд может ограничить доступ людям в зал суда, если в зале не хватает свободных мест. Теоретически это позволит отказать, например, журналистам или наблюдателям, заранее посадив на свободные места «своих» людей, что конечно же, не есть хорошо, считает эксперт.

Повестки в суд отныне будут публиковать в интернете.

— Уведомление о вызове в суд (повестка) теперь может высылаться по электронной почте. В случае, если не известны ни электронный адрес, ни фактическое место проживания участника судебного процесса, он уведомляется через официальный веб-портал судебной власти Украины, — поясняет Роман Лихачев.

Остается непонятным, каким образом гражданин должен узнать, что его фамилия фигурирует на сайте того или иного суда.

Чем чревато сокращение сроков расследования


Заслуживает внимания и такая новелла, как сокращение сроков расследования. Чем это может быть чревато?

— Установлены сроки расследования уголовных производств – до шести месяцев. Однако это может привести к безосновательному закрытию сложных дел, так как времени на поиски доказательств будет очень мало, — говорит Роман Лихачев. – Либо же это приведет к направлению в суд уголовных производств со слабой доказательной базой. Из-за этой нормы автоматически могут закрыть многие резонансные дела последних лет – например, о преступлениях во время Майдана, деяниях Януковича и других скандальных чиновников.

Вместе с тем, чтобы избежать затягивания дел, установлено понятие недопустимости злоупотребления процессуальными правами.

— Установлена в том числе и ответственность за подобные действия, — поясняет Роман Лихачев. – Однако норма изменений прописана размыто – так что суд может безосновательно инициировать привлечение к ответственности «неугодных» адвокатов, прокуроров, других участников процесса. Чего стоит только понятие «безосновательный отвод» как злоупотребление правами.

Подаешь иск – внеси залог


Новеллой станет и то, что представительство в суде теперь осуществляется только лицензированными адвокатами, кроме случаев, установленных законом. Людям без лицензии адвоката запрещают участвовать в суде. Кроме того, теперь к участию в деле может привлекаться эксперт по вопросам права — человек, который имеет научную степень и признан специалистом в области права.

— Также введена уголовная ответственность за представительство в суде без полномочий, — продолжает Роман Лихачев. — Заведомо неправдивое уведомление суда о полномочиях представлять другого человека в суде, а также умышленное невнесение адвокатом в ордер данных об ограничениях полномочий, установленных договором об оказании правовой помощи, карается штрафом до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до трех месяцев.

Более того, отмечает эксперт, адвокаты теперь в обязательном порядке будут допускаться к проведению обыска, что должно уменьшить количество нарушений при их проведении.

Еще одно нововведение – наверное, самое существенное с точки зрения среднестатистического человека — истцов обязали вносить нечто вроде «залога» при подаче заявления в суд. То есть любой, кто хочет судиться, должен внести определенню сумму, которая покроет расходы на судебное разбирательство. Выиграл суд – ответчик компенсирует затраты (если есть чем), проиграл – прощай, залог. В любом случае, по мнению эксперта, суды становятся занятием не для бедных. Допустим, если пенсионер захочет судиться с коммунальным монополистом из-за отсутствия той или иной услуги – затраты он элементарно не «потянет».

Урегулировать спор – с участием судьи


Судебной реформой вводится понятие процедуры урегулирования спора с участием судьи.

— Это когда суд назначает процедуру урегулирования спора и самостоятельно в ней участвует, — поясняет Роман Лихачев. — Бесспорно, это может уменьшить загруженность судебной системы и повысить уровень добровольного урегулирования споров. Еще одна новелла: в случае участия одной из сторон в АТО суд теперь имеет право приостановить рассмотрение дела до возвращения человека.

Кстати, участники судебного процесса теперь имеют право только на десять вопросов друг другу. Большее количество будет квалифицировано как злоупотребление, за которое предлагается наказывать.

— В системе хозяйственного судопроизводства будет действовать Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности, — озвучивает еще одно новшество Роман Лихачев. – А проект Кодекса административного судопроизводства, в частности, включает новеллу – процессуальный механизм рассмотрения типовых дел по примеру решения Верховного суда в одном из таких дел (примерном деле).