Ситуация вокруг ОСК «Металлист» довольно оптимистичная. Нынче ведется активная реконструкция главной спортивной арены Харькова. В этих подвижках были заинтересованы все – и власть, и болельщики, и Александр Ярославский, президент «Металлиста», который специально для этого создал «Металлист-АРЕНУ», директор которой, Сергей Волик, и рассказал об уже законченных, текущих и планируемых работах.
- Какова основная задача «Металлист-АРЕНЫ»?- Основная задача – изучать и перенимать опыт других стадионов, адаптировать к нашим условиям и инсталлировать в наш проект. Причем, задумывалась вся та работа, которая сейчас ведется, еще до Евро-2012, который стал своего рода катализатором всех наших действий.
-Какие вопросы решены, а какие только предстоит решить?
- Пока решены задачи по установке табло и звукового оборудования. Это что касается стадиона. Но главное предстоит впереди – зрители должны чувствовать себя комфортно и безопасно. В рамках развития вопроса комфортности перед нами стоит несколько основополагающих задач. Первое – это зонирование секторов, которое мы уже начали разрабатывать. Зонирование секторов подразумевает не только разделение мест по престижности и стоимости, но и организация передвижения зрителей, которая позволит комфортно и безопасно перемещаться по стадиону, а также иметь простой и быстрый доступ к организованной системе питания, туалетам и зонам отдыха. Нам, во чтобы то ни стало, необходимо избежать уже порядком поднадоевшие очереди в туалеты и точки питания, которые сейчас присутствуют чуть ли не на всех стадионах Украины, где имеется высокая посещаемость. К тому же, зонирование позволит нам грамотно организовать пути эвакуации в форс-мажорных ситуациях - куда и с какого сектора люди должны будут выйти при непредвиденных обстоятельствах, чтобы покинуть стадион без угрозы для собственной жизни.
- К вопросу о комфортности. Сейчас на стадион поступают партии новых сидений, которые визуально идентичны старым. Перейдете ли вы со временем на мягкие сиденья?
- Пока наш болельщик не пришел к той культуре поведения, чтобы мы могли установить мягкие сиденья. Если взять, например, Лондон, то там на некоторых стадионах действительно установлены мягкие сиденья с подлокотниками, обшитые кожзаменителем. И никто из болельщиков их не режет, не поджигает. Вполне возможно, что уже в этом году мы начнем оборудовать стадион сиденьями с чехлами и подлокотниками, начиная с сектора, где будут располагаться VIP-персоны и владельцы абонементов. Мы верим в наших болельщиков и со временем надеемся создать для всех болельщиков комфортные условия. Что касается новых сидений, то планируется установка 42 000 сидений одного цвета (синего) на всем стадионе.
Кроме того, сейчас в разработке находится система обеспечения питанием внутри стадиона на секторах, чтобы зрители могли перекусить во время матча, а не только до его начала, в перерыве или после завершения.
- Как заставить зрителя приходить на стадион заранее и избежать всем поднадоевших давок и очередей?
- Как показывает европейская практика, на некоторых стадионах основная масса болельщиков приходит на матч загодя, а есть стадионы, где фанаты приходят к началу матча за десять минут. Для того, чтобы большинство болельщиков приходило на матча заранее, нам необходимо создать на стадионе культурно-развлекательный комплекс, где были бы спорт-бары, кафе, магазины, музей и зоны отдыха, где люди могли бы пообщаться, выпить кофе или прохладительные напитки, увидеть и купить нужную им атрибутику, посмотреть европейский и украинский футбол на телеэкранах различных заведений.
Плюс нам необходимо обеспечить человека информационной поддержкой. То есть люди, пришедшие на стадион, должны не только увидеть футбол, но еще и узнать определенную информацию, касающуюся игры. Сколько длится победная серия «Металлиста» и станет ли она рекордной в случае очередной победы? Как продвинется команда по турнирной таблице, если наберет три очка? Они должны узнать все нюансы, касающиеся матча: сегодня может быть юбилейный гол или игра, или побит исторический рекорд. Все болельщики хотят стать частью успешной истории. Поэтому информационную поддержку матчу мы будем обеспечивать в виде программок, информации на табло и прочих носителях.
- Что еще необходимо сделать?
- Пока еще не сделана общая концепция стадиона, как единого многофункционального культурно-развлекательного комплекса. Стадион должен работать не только на обеспечение проведения футбольных матчей, но и соревнований по другим видам спорта, например, легкой атлетики. Также здесь можно будет проводить семинары, выставки, концерты и прочие мероприятия. Пока приоритет отдан, естественно, футболу, но в будущем, надеемся, та же легкая атлетика будет способна собирать зрителей на стадионе.
Для этого разрабатывается полная концепция стадиона отделением швейцарской компании КPMG. Они имеют высококвалифицированных сотрудников - строительных менеджеров, которые имеют доступ ко всему опыту, накопленному компанией за время ее работы. Эта организация проектировала некоторые португальские стадионы, которые использовались во время проведения предыдущего чемпионата Европы.
В этой связи важен вопрос функционального наполнения подтрибунных помещений в соответствии с нормами УЕФА и даже ФИФА, ведь есть ряд требований, к которым последняя организация относится жестче. Это касается зоны безопасности между футбольным полем и болельщиками, мест для инвалидов, мест для прессы, парковок и мест для автомобилей телевидения. Необходимо сделать соответствующие помещения для тренеров и футболистов, арбитров и инспекторов матча, смешанные зоны и многое другое. Все остальные места, которые не будет использоваться для организации футбольного матча, будут отданы под коммерческую составляющую всего объекта. Таким образом где-то около шестидесяти процентов территории стадиона будут использованы исходя из норм и требований УЕФА, а оставшаяся часть - под коммерческую составляющую проекта: магазины, музей, спортзалы, спорт-бары и др. Но опять же, эти все заведения должны быть со спортивным уклоном – например, в случае с магазином, это может быть место продажи атрибутики. Скорее всего, они будут размещены под Южной трибуной, и, естественно, функционировать не только во время футбола.
Что касается раздевалок, судейских, комнаты допинг-контроля и прочих необходимых помещений, то у нас уже есть готовое решение, где и что будет размещаться. Уже определены те узкие места, которые нуждаются в изменении.
- Будет ли введена новая система распространения билетов?
- Да, конечно, эффективная система продажи и контроля билетов введена будет непременно. Замечу, что контроль – это не форма недоверия к тем, кто их продает. Это, прежде всего, контроль посещаемости, определение количества болельщиков на стадионе в определенный момент. Оператор безопасности будет понимать, где какое количество болельщиков находится и какими путями проще всего эвакуировать их в случае необходимости, так как информация будет считываться с билетов и обрабатываться компьютером.
Естественно, что новая система продажи билетов будет направлена, главным образом, на то, чтобы болельщик мог купить билет не только в кассах стадиона, но и в удобных для него местах, в том числе получить билет с доставкой на дом. Футбол должен один раз зайти к нему в дом и больше не выходить оттуда. К тому же, мы должны понимать, что человек может забыть об игре, поэтому в таких случаях необходимо, чтобы ему приходило напоминание о матче, а если он постоянный клиент, то для него будет существовать система скидок. Плюс система эта будет предполагать бронирование, в том числе и при помощи Интернета.
- Определены ли сроки, когда билетная система будет введена в действие?
- Внедрение этой системы занимает от полутора до четырех месяцев, в зависимости от ее сложности. Непосредственно программа с компьютерами устанавливается в течение двух месяцев, а вот сама система, включающая турникеты и прочие приспособления (например, считывающие информацию устройства), устанавливается на протяжении трех-четырех месяцев. Только после того, как мы определимся с общей концепцией, мы будем понимать, в какие сроки нам ее удастся внедрить.
- Когда планирует завершиться реализация еще не готовой, общей концепции стадиона?
- Основные мероприятия мы хотим завершить к 31 декабря 2008 года, что включает в себя реконструкцию всех трибун, подтрибунных помещений, замену беговых дорожек и благоустройство территории.
- Места для прессы, я так понимаю, тоже будут сделаны подобающим образом?
- Да, УЕФА уделяет этому вопросу достаточное внимание, заботясь о прессе, телевидении, радиовещании. Телевидение на сегодняшний день является источником финансирования многих турниров, клубов. Так что, выполнение соответствующих требований, касающихся телевидения и прессы, для нас стоит в одном ряду, вместе с комфортом и безопасностью зрителей. Поэтому мы должны обеспечить необходимое количество мест на центральной трибуне для прессы, мы должны обеспечить места для телекомментаторов, а также места для телекамер и прочей необходимой аппаратуры.
Также на стадионе должны быть места для телестудий, залы для пресс-конференций. Поэтому функциональное наполнение западной трибуны несколько видоизменится.
Кроме этого, мы должны будем обеспечить места для официальных партнеров и спонсоров.