Сегодня на территории так называемой Нагорно-Карабахской Республики проводятся выборы президента. На первый взгляд, событие, бальзамом проливающееся на души и сердца фанатов победы идей всемирной демократии. Если бы не одно но…

Сегодня на территории так называемой Нагорно-Карабахской Республики проводятся выборы президента. На первый взгляд, событие, бальзамом проливающееся на души и сердца фанатов победы идей всемирной демократии. Если бы не одно но.… На политической карте мира такого государства просто не существует. Сия «республика» не признана ни одним государством, ни единым международным институтом. 

Впрочем, проблема не нова. Так называемые «непризнанные государства» – бич современной политической жизни, серьезно подрывающий глобальную систему международной и региональной безопасности. Число подобных внеправовых территорий насчитывает (согласно Enciclopedia Geraldica) до 12 зон, с охватом населения от 3.5 миллионов жителей (Палестина) до 300 (Княжество Морская земля). По данным более совершенных источников, число конфликтных зон по всему миру сегодня перевалило аж за 20. 

Что характерно – под единым форматом «непризнанных государств» значатся территории, имеющие абсолютно несопоставимую историческую ретроспективу, политические претензии и перспективы разрешения. 

В ряду подобных образований НКР занимает особое место.
Изменение этнического ландшафта Южного Кавказа – процесс давний. Сегодня Армения моноэтническая страна, армянское население в нем составляет 99%. Азербайджанцы, составлявшие 80% населения этих территорий до 1828 г., были изгнаны, вытеснены или истреблены. 

Циклы обострения этнополитического противостояния в борьбе за земли приходятся на разные периоды, в том числе и на 1918-20 годы, в момент распада Российской империи и формирования первых независимых государств на территории Южного Кавказа. Проблема и обретение «status quo» была решена советизацией региона и передачей в состав Армянской Советской Социалистической Республики исторической территории Азербайджана - Зангезура, населенного в тот период в основном азербайджанцами. 

Современная стадия конфликта, известного миру как «нагорно-карабахский», стала следствием распада СССР. Активная фаза конфликта началась в феврале 1988 года. Вооружившись горбачевскими лозунгами «перестройки и демократизации», направленные Арменией эмиссары сформировали вооруженные сепаратистские структуры в Нагорно-Карабахской Автономной Области Азербайджанской Республики, спровоцировав и принудив армянское население к акциям гражданского неповиновения властям Азербайджанской ССР. 

20 февраля 1988 года сессия областного Совета народных депутатов НКАО принимает решение «О ходатайстве депутатов Нагорно-Карабахской автономной области о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР». Параллельно начался процесс этнических чисток с последующим массовым исходом азербайджанцев из Республики Армения и с территории Нагорного Карабаха. Верховный Совет Армянской ССР 1 декабря 1989 года принял постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха». 

Президиум Верховного Совета СССР в постановлении от 10 января 1990 года «О несоответствии Конституции СССР актов по Нагорному Карабаху, принятых Верховным Советом Армянской ССР 1 декабря 1989 года и 9 января 1990 года» однозначно заключил: «провозглашение воссоединения Армянской ССР и Нагорного Карабаха без согласия Азербайджанской ССР является прямым нарушением статьи 78 Конституции СССР».
На основании этого Азербайджанская Республика упразднила НКАО и распространила на эту территорию единое административно-территориальное деление. 

Новая фаза конфликта переросла в активные боевые действия с конца 1991 – начала 1992 годов, когда СССР уже прекратил свое существование как субъект международного права, и перед Республикой Армения были устранены последние правовые и организационные (за исключением международно-правовых) препятствия для насильственной аннексии желаемых территорий. К середине 1994 года армянские вооруженные силы оккупировали территории Азербайджанской Республики, в том числе территорию бывшей НКАО, а также прилегающие к ней районы. Здесь Арменией создана так называемая Нагорно-Карабахская Республика с широко разрекламированным мифом о борьбе доселе не известного этнографам «карабахского народа» за независимость. 

Между тем стоит напомнить, что согласно статье 5 Соглашения "О создании Содружества Независимых Государств" от 8 декабря 1991 года, подписанному и Азербайджаном, и Арменией, говорится: "Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества". Этот подход был закреплен также в Алма-Атинской Декларации, подписанной 21 декабря 1991 года бывшими союзными республиками, включая Азербайджан и Армению. 

Известна и принятая Парламентской Ассамблеей Совета Европы 25 января 2005 года резолюция 1416 «Конфликт в нагорно-карабахском регионе, решением которого занимается Минская конференция ОБСЕ», в которой признается оккупация значительной части территории Азербайджана войсками Армении, а также подчеркивается, что «оккупация иностранной территории любым государством-членом представляет собой серьезное нарушение обязательств этого государства как члена Совета Европы». Известна и резко отрицательная реакция мирового политического истеблишмента на нынешние «выборы» на оккупированных территориях Азербайджана. Заявление Генерального секретаря Совета Европы Тэрри Дэвиса, который в беседе с армянскими журналистами заявил о том, что международное сообщество не признает «президентские выборы» в Нагорном Карабахе, поскольку такого государства вообще не существует, заставило спикера парламента Армении Тиграна Торосяна сделать следующую ремарку - «даже если международное сообщество не признает президентские выборы в Нагорном Карабахе, как выборы государственного института, то вынуждено будет признать как выборы представителя карабахского народа». Того самого народа, который так и не нашел своего места ни в одном учебнике по этнографии и политологии. 

«НКР» действительно не существует. Сторонами в переговорном процессе об урегулировании азербайджано-армянского нагорно-карабахского конфликта являются Азербайджанская Республика и Республика Армения. Переговоры осуществляются на уровне президентов этих стран и их полномочных представителей, при посредничестве Минской группы ОБСЕ, что лишь подчеркивает виртуальность правосубъектности НКР.

Рашад Рзакулиев, директор Центра политической безопасности Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана