Герой, прошедший Иловайский котел, младший сержант Вооруженных сил харьковчанин Олег Зимников достойно представил Украину на первых для страны «Играх непокоренных» в Канаде. Он завоевал золотую медаль в забеге на 1500 метров.

Как изменилась жизнь Олега после Торонто, он рассказал в программе «Персона» на телеканале Р1.

— Олег, для начала хочу поздравить с победой. Вы первый, кто принес золотую медаль Украине на «Играх непокоренных». Как изменилась ваша жизнь после такого успеха и в целом после Игр? Благодаря вам, многие харьковчане впервые узнали о существовании таких соревнований.

— Спасибо. Я бы не сказал, что моя жизнь сильно изменилась после Игр. Конечно, меня поздравляли сослуживцы, командование. Даже на улице подходили незнакомые люди – говорили хорошие слова, фотографировались и просто благодарили. А вообще жизнь продолжается, как и прежде: служу в Вооруженных силах Украины, учусь в Харьковском институте танковых войск, тренируюсь.

— Украина вами гордится прежде всего потому, что вы защищали родину в зоне АТО, но теперь еще больше поводов для гордости – вы стали победителем «Игр непокоренных». А как все начиналось? Каков ваш путь к победе на Играх?

— В мой вуз было направлено письмо из Министерства обороны о том, что если  есть бойцы АТО, и у них были ранения, то они могут направить заявки для участия в «Играх непокоренных». Мне позвонил мой тренер Александр Зонов и предложил подать заявку на участие. Я подумал: почему бы и нет? Я в любом случае тренируюсь, на тот момент был уже  кандидатом в мастера спорта. К тому же мне нравится бег, поэтому решил попробовать свои силы на соревнованиях. Это большая честь – представлять Украину на всемирной спортивной арене. Тренер убедил, что у меня неплохие шансы получить хорошие результаты на Играх.

— Долгим ли был путь от подачи заявки до понимания, что вы уже в сборной Украины?

— Это было очень волнительно. В апреле мое имя объявили в числе участников АТО – претендентов в сборную. Я был очень счастлив, это ощущение не передать словами. А в мае я уже попал в число спортсменов, которые непосредственно будут выступать на Играх. Тогда я понял всю ответственность, которая на меня возложена. Я не мог подвести свою страну, которая наблюдала за мной и ждала результата.

— Вы верили в свою победу? Понимали, что нужно не просто представить Украину на Играх, но еще и вернуться с медалью?

— Да, я верил в победу и понимал, что у меня есть все шансы. Были участники из 17 стран, и все соперники были сильны. За мной всю дистанцию бежали представители Франции и Новой Зеландии.

— А что бы вы могли сказать о самих «Играх непокоренных»? Зачем эти соревнования самим военным?

— Украина впервые принимает участие в «Играх непокоренных». По правилам соревнований, участниками могут стать военные, которые имеют какие-то травмы, ранения, полученные при выполнении боевых заданий. Я считаю, что такие Игры необходимы. Они являются мотивирующими для многих, кто после участия в боевых действиях остался с физическими и моральными травмами. Игры помогают снова почувствовать жажду жизни.

— С какими травмами можно участвовать в этих соревнованиях?

— Самыми разными – это могут быть и контузии, и увечья. Соревнуются спортсмены и на колясках, и на протезах, причем разного возраста.

— Олег, расскажите вашу историю. Как вы попали в АТО, а вскоре получили контузию под Иловайском.

— На момент начала АТО я уже был военным — пулеметчиком 92-й механизированной бригады. В марте 2014 году нашу бригаду отправили на усиление границы Харьковской области, где мы и находились до августа. Потом нас срочно укомплектовали и отправили в Донецкую область, в сторону Иловайска. С 27 на 28 августа, наша колонна попала в засаду. Во время минометно-артиллерийского обстрела рядом со мной разорвался снаряд. Меня отбросило в сторону, и в чувство меня привели сослуживцы. Мы лежали неподвижно, пока не закончился обстрел. Это длилось долго. Потом пробирались по посадке, обходили большие села, подходили с краю села и наблюдали, пытаясь понять, можем ли мы туда зайти. Мы знали одно, что надо идти на запад, ориентировались по солнцу.

— Чем вы питались, что пили?

— В селах подходили к какому-то домику на краю села, пытались разговаривать с пожилыми людьми. Они были больше на нашей стороне, нежели на стороне боевиков. Питались яблоками, которые рвали в садах, воду пили из колодцев. Были люди, которые предупреждали, что нам надо срочно уходить. Один дедушка приютил, дал одежду, а когда стемнело, вывез в безопасное место. Так мы добрались до Харькова.

— Вы сразу оказались в больнице?

— Нет, мне пришлось сразу отправиться в часть, так как я военный. Я не знал, сколько времени меня не было, что с моими товарищами, не знал, сколько ребят погибло. Мы выбрались из засады втроем. Для меня было важно сообщить, что я жив. Огромная трагедия, что там — под Иловайском — полегло много парней. Я и сам не был уверен, что останусь живым. Когда меня отправляли под Иловайск, я родным не сказал, куда еду. А потом понял, что правильно сделал — семья долгое время не знала, что со мной произошло, что я был контужен. Хотел уберечь их от плохих новостей.

— После таких событий в жизни многих происходит переоценка ценностей. Вы не пожалели, что стали военным?

— Сначала было очень тяжело все это осознавать. Я потерял многих боевых товарищей. Порой настигали мрачные мысли. Но есть такая профессия – родину защищать, и я ее для себя выбрал давно. В мою страну пришла беда, и мой долг – стоять на ее защите.

— Как сейчас складывается ваша жизнь?

— Я военный более пяти лет. Понимаю, что им и останусь. Хочется расти дальше – стать офицером, передавать свой опыт. Решил поступить в танковый институт, сейчас я на третьем курсе. На данный момент главная цель — окончить институт и прийти в войска профессиональным военным. А если так сложится судьба, что придется снова идти на поле боя — я готов. Я понимал, на что иду, когда выбирал эту профессию.

— Я вижу у вас на груди медали. За что вам их вручили?

— Недавно президент вручил медаль за достижения третьей степени. Есть медаль участника АТО. Медаль от 92-й бригады за оборону города Счастье и медаль участника боевых действий.

— Вы планируете продолжать заниматься спортом профессионально?

— Да, я хотел бы и в следующем году попробовать свои силы на «Играх непокоренных». Они пройдут в Австралии. Но даже если не я, а другие ребята будут отстаивать честь страны на Играх, то я бы хотел быть для них примером. Не надо замыкаться в себе после ранений, после травм на поле боя. Надо жить дальше – работать, служить, участвовать в этих или любых других соревнованиях. Сейчас в Украине есть такая тенденция, как когда то в Советском Союзе, когда ребята возвращались домой после войны в Афганистане. Они возвращались домой и не могли найти себя в гражданской жизни. Как следствие – агрессия, злоупотребление алкоголем, поломанные семьи. Такое же сейчас происходит у нас. Украина не была готова к войне. Сейчас ребята, которые возвращаются из зоны АТО, не всегда могут найти работу, вернуть взаимопонимание с близкими, а все потому, что возвращаются с раненой психикой, с трагическими воспоминаниями. Им надо помогать избавиться от этого. У многих военных, которые приходят домой после службы в зоне АТО, возникает непонимание, как можно спокойно жить, когда за 300 километров от дома убивают на поле боя молодых ребят. А тут работают рестораны, театры, люди развлекаются и живут своей жизнью. Чтобы привыкнуть к этому, военным нужно время и психологическая помощь.

— Считаете ли вы, что государство должно принимать активное участие в оказании психологической помощи таким парням.

— Да, именно государство должно помогать. Необходимо открывать медицинские психологические центры для военных. С нами нужно разговаривать. Мне повезло – родные  помогли преодолеть сложный период. Но так происходит не у всех. Нужна реабилитация.

— «Игры непокоренных» в какой-то степени могут быть реабилитацией для участников АТО?

— Да, в Играх участвуют либо военные, либо полицейские, и у каждого своя история, своя трагедия, связанная с ранением. Мы друг друга поддерживали во время Игр и сейчас продолжаем общаться. На соревнованиям многие ребята ощутили себя нужными обществу. Это особенно важно для тех, кто в результате ранения остался прикованным к инвалидному креслу. После соревнований я ощущаю повышенное внимание. Остальных ребят это вдохновляет, а некоторым дает смысл жизни.

— Сейчас Министерство обороны активно призывает украинцев идти служить по контракту в армию. Что вы об этом думаете?

— Считаю, что Украине сейчас нужна профессиональная армия. Не мобилизованные граждане, а именно профессиональная армия – люди, которые умеют и хотят служить. И сейчас, когда в Украину пришла беда под названием «война», мы столкнулись с тем, что не все готовы идти на защиту страны, – этим должны заниматься профессионалы. Это выбор каждого человека. Я сделал свой выбор, и я понимаю выбор других людей, которые не хотят служить. Это и есть демократия и свобода выбора.

Что такое «Игры непокоренных»
«Игры непокоренных» (англ. Invictus Games) — международные спортивные соревнования в паралимпийском стиле, основанные принцем Уэльским Гарри в 2014 году. В Играх принимают участие военнослужащие и ветераны, получившие ранения и увечья по время боевых действий, и демонстрируют свои умения в различных спортивных дисциплинах. Например, в баскетболе на колясках, волейболе сидя, гребле в зале, легкой атлетике, стрельбе из лука, плавании, пауэрлифтинге, велоспорте и многих других. В 2017 году Украина впервые получила право приехать на Игры в связи с участием украинских военных в миссиях ООН и непосредственно как страна, чьи бойцы имеют боевой опыт в антитеррористической операции в Донбассе.