Гость редакции «Вечерний Харьков» — декан факультета самолетостроения «Национального аэрокосмического университета им. Жуковского «Харьковский авиационный институт», доктор технических наук, профессор кафедры 104 Сергей Планковский.

Выпускники находят работу у мировых производителей


— Здравствуйте, Сергей Игоревич! Меня зовут Нина. Скажите, какие задачи стоят перед вузами в связи с реформой образования?

— Начнем с того, что мы уже несколько лет живем в условиях, когда конкурс на специалиста является всеукраинским. Многие помнят, что раньше места государственного заказа распределялись по каждому конкретному вузу. Последние несколько лет действует иная система – устанавливается фиксированный госзаказ на конкретную специальность, и он касается всех вузов страны. Например, если существует только 200 мест госзаказа, то 201 человек уже не может пройти по конкурсу. Конечно, это сильно изменило всю систему работы вузов. И сейчас стоит задача – не просто привлечь выпускников школ, а заинтересовать самых лучших абитуриентов, убедить детей и их родителей, что наш вуз является лучшим выбором для них по той или иной специальности. Вот это я бы назвал самым серьезным изменением в ходе реформы.

— Сергей Игоревич, добрый день. Николай беспокоит. Готов ли НАУ «ХАИ» к обязательной аккредитации?

— Да, конечно. С этим проблем нет. Это работа, которая давно и системно ведется не только в ХАИ, но и в других учебных заведениях. Конечно, немного изменяются условия, каждый раз выдвигаются дополнительные требования. Я бы хотел сказать еще об одном новшестве. При распределении бюджетных мест среди вузов прежде всего будет учитываться качество научно-педагогического состава. Будет обращаться внимание не на количество профессоров и докторов наук, а на их научные публикации в международных журналах. В этом аспекте многим университетам будет нелегко, особенно тем, которые традиционно работали, например, в области машиностроения, в военно-промышленном комплексе – там у научного состава не так много публикаций в научно-популярных журналах. Например, когда я учился в ХАИ, контакты с иностранцами были просто немыслимы.

— Здравствуйте, меня зовут Анатолий. Новый закон об образовании вызвал много дискуссий по части языкового вопроса. Существуют ли в ХАИ проблемы с языком преподавания?

— В высшей школе так остро вопрос не стоит. В вузах нужно больше ориентироваться на то, чтобы преподавали профессионалы самого высокого уровня. Если, к нам, например, приедет профессор из Италии или Германии, то лекцию он будет читать, скорее всего, на английском языке, а если, скажем, Жорес Алферов, то наверняка на русском. Поэтому позиция моя простая – безусловно, правильно больше уделять внимания преподаванию на украинском языке, но в высшей школе резко вытеснять другие языки нельзя. Стоит отметить, что к нам приезжают иностранцы, и они учатся на английском – такие программы у нас давно работают, – но многие выбирают русский язык для обучения, и мы не должны им отказывать.

— Сергей Игоревич, добрый день! Как, по-вашему, нужно реформировать систему образования, чтобы выпускники вузов были востребованы на международном рынке труда? Это Альбина Семеновна звонит.

— Я много раз возил своих студентов на европейские конкурсы студенческих научных работ. С радостью наблюдал, как студенты из Европы общаются, видел их светлые лица, умные глаза – каждый из них знает минимум три европейских языка. В Европе нельзя получить диплом бакалавра без сертификата знания английского языка уровня В2. Я считаю, что в этом плане мы пока серьезно проигрываем другим европейским странам, – нужна масштабная языковая подготовка. Что касается остальных аспектов, я бы не сказал, что мы сильно отстаем от Европы. Не спорю, надо подтягивать уровень преподавателей. Технологии не стоят на месте, и педагогам нужно быть в курсе всех новшеств. Однако наши выпускники находят себе работу у мировых авиационных производителей – в Чехии, Германии, Италии. И в инженерных специальностях они держат высокую планку. Проблема порой заключается именно в знании языков. Меня иногда расстраивает пассивная позиция отдельных студентов, ведь у них масса возможностей. Чего стоит хотя бы обмен студентами по академическим программам, благодаря которым студенты могут уехать на год в одну из стран Европы. ХАИ давно и успешно работает в этом направлении. Например, в прошлом году мы получили награду «Лидер международной деятельности» Министерства образования Украины.

ХАИ – бренд мирового уровня


— Приветствую вас! Дмитрий Дмитриевич беспокоит. Сергей Игоревич, поделитесь, как вузам, и ХАИ в том числе, удается держаться на плаву с постоянным дефицитом финансирования со стороны государства?

— Во-первых, пора перестать надеяться на государство, нужно рассчитывать и на свои силы тоже. Во многих технических университетах много талантливых инженерных команд со своими идеями. Им просто необходимо помочь. Например, в нашем университете есть талантливая команда, которая занимается созданием электрореактивных двигателей для спутников, космических аппаратов. Аналогов в мире не так уж много и все очень дорогие – двигатель может стоить сотни тысяч долларов. И тут главную роль играют инвесторы. Многие мировые авиапроизводители заранее подыскивают себе работников, вкладывая средства в вузы. Не так давно к нам приезжали представители компании из Объединенных Арабских Эмиратов, которые отобрали десять выпускников для работы по техническому обслуживанию самолетов и вертолетов. Но инвестиции, конечно, – не основной вид финансирования. Харьковским вузам, особенно техническим, нужно создавать вокруг себя созвездие из талантливых инженерных команд, которые могут работать над разработками мирового уровня.

— Здравствуйте, меня зовут Ирина. Скажите, а нет ли на сегодняшний день опасности, что ХАИ лишится автономии?

— Риск, безусловно, есть. Авиационно-космическая отрасль сегодня, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Мы стараемся держать уровень, пытаемся выживать. Но университету нужен успешный промышленный партнер – ждем возрождения авиационной отрасли страны. Надеюсь, что нам удастся сохранить автономию, поскольку ХАИ – это бренд мирового уровня.

— Добрый день, Сергей Игоревич! Который год из страны уезжают лучшие педагоги, в том числе и преподаватели технических вузов. Что делать, как удержать их на родине? Меня зовут Александр.

— Тут ответ простой. Вот смотрите, еду я в метро и вижу объявление рекламного характера, в котором на производство приглашают работников без высшего образования и предлагают заработную плату 12 тысяч гривен. Как может чувствовать себя специалист из нашего университета, которому мы платим 6-7 тысяч гривен? Нужен, безусловно, конкурентный уровень оплаты труда. Он не должен быть выше, чем на ведущих предприятиях страны или в бизнес-структурах, но оплата не может быть настолько низкой, чтобы убивать мотивацию. Более того, необходимо давать педагогам площадку для самореализации. Кроме преподавания, они должны иметь возможность заниматься наукой и таким образом заявлять о себе не только в Украине, но и в других странах. И обязательно в коллективе должна царить творческая атмосфера.

Иностранцы ценят качество образования


— Здравствуйте, меня зовут Артур. Много ли сейчас в ХАИ иностранных студентов, и из каких стран они приехали?

— На сегодняшний день в университете примерно 1200 иностранных студентов. Всего за годы существования ХАИ у нас обучались студенты из 86 стран мира. Сейчас большинство наших иностранцев – из Китая, Индии, Нигерии, много ребят из арабских стран. К сожалению, из стран Европейского союза студентов мало – буквально несколько человек, которые приехали в ХАИ по программе обмена студентами. Иностранцы достаточно высоко оценивают качество нашего образования. Недавно мы получили аккредитацию Министерства образования Иордании – стали приезжать ребята из этой страны. Кстати, такую аккредитацию имеют не так уж много вузов в Украине. Также у нас есть аккредитация Министерства образования Ирана и других стран. Для харьковских вузов, да и для города в целом обучение иностранцев очень выгодно, поэтому мы стараемся активно привлекать иностранных студентов – участвуем в образовательных выставках по всему миру, пытаемся заинтересовать молодежь из тех стран, откуда к нам «еще не протоптана дорожка». Например, очень хочется выйти на рынок образования Бразилии. Во многом реализовать дерзкие планы мешают военные события.

— Здравствуйте, это Карина. Как думаете, надо ли развивать студенческое самоуправление в Украине?

— Безусловно, я в этом уверен. Я имел счастье наблюдать, как развивается и работает студенческое самоуправление в некоторых европейских странах, и могу сказать, что  нам есть к чему стремиться. Но тут нашим студентам надо понять, что с точки зрения жизни в университете пора брать инициативу в свои руки. Быт, досуг, учебная программа, выбор предметов – во всем студенты могут сказать свое слово, но часто они ведут себя пассивно. Впрочем, я уверен, что все поправимо. Наша задача – дать понять студентам, что у них есть возможность управлять многими процессами в вузе.

Главное – эффективная команда


— Здравствуйте, меня зовут Павел Викторович. Знаю, что вы являетесь кандидатом на пост ректора ХАИ, выборы которого пройдут 16 ноября. Каким вы видите будущее университета?

— Я сделаю все возможное, чтобы ХАИ стал лидером украинского образования. Думаю, мне удастся этого добиться. У меня много учеников, которые умнее меня, и я уверен, что будущее за ними. Они знают английский язык, у них великолепные мысли, изобретения, они смогут достойно представлять наш вуз в Украине и за ее пределами. У меня есть опыт, я учился в ХАИ, я здесь работаю и знаю, как действовать дальше. Не бывает идеального руководителя, но бывает эффективная команда, и она у меня есть. У нас сейчас семь кандидатов на пост ректора – это хорошая конкуренция. Я даже замечаю некоторую растерянность в коллективе от столь широкого выбора. Но я уверен, что все пройдет по правилам и без конфликтов. Каждый имеет право на свое мнение.

— Здравствуйте, меня зовут Елена, я сотрудница ХАИ. Сергей Игоревич, я обратила внимание, что на информационных стендах есть ваше фото как кандидата на должность ректора, агитационные листовки. Материалов других претендентов я не вижу. Я переживаю за наш вуз и хотела бы, чтобы университет возглавил человек достойный. Как по-вашему, вы обладаете достаточным опытом для такой работы?

— Знаете, Елена, я не молодой человек, и у меня большой опыт – как педагогический, так и научный. Успел и в бизнесе поработать. Поэтому говорить, что я иду на эти выборы без опыта, было бы нечестно. Что касается листовок, я не понимаю, почему другие кандидаты не воспользуются своим законным правом – распространять агитационные материалы, которая позволяют ознакомиться с программой будущего ректора.

— День добрый! Николай беспокоит. Сергей Игоревич, поделитесь, пожалуйста, своими наблюдениями, как проходит предвыборная «гонка» на должность ректора НАУ «ХАИ».

— Все проходит спокойно, несмотря на то, что у нас семеро кандидатов. Каких-либо скандалов или эксцессов не наблюдается. Надеюсь, что все закончится благополучно.

— У всех на слуху история выборов ректора ХНУРЭ, когда в университете оказалось два ректора и вуз, по сути, остался без управленца. Не повторится ли и такая же ситуация и в ХАИ?

— В большой степени это зависит от вышестоящих органов. Если Министерство образования признает выбор коллектива – все пройдет благополучно, скандал никому не нужен. Хотя можно вспомнить прошлые выборы в ХАИ, когда Владимир Кривцов одержал уверенную победу, коллектив безоговорочно его поддержал, но все равно были судебные разбирательства. В итоге уже Верховный Суд Украины окончательно признал Владимира Станиславовича ректором.

— Добрый день! Меня зовут Марина. Сергей Игоревич, что, на ваш взгляд, нужно изменить в ХАИ, на что обратить внимание в первую очередь?

— На мой взгляд, нужно привести в порядок использование инфраструктуры. Мы давно об этом говорили, но, возможно, из-за того, что Владимир Станиславович в последнее время сильно болел, до некоторых вопросов просто не доходили руки. Хотя, безусловно, он все держал под контролем. Мы будем продолжать его дело. Ну вот, например, у нас есть аэродинамический комплекс, сверхзвуковая труба. Это уникальный исследовательский инструмент –  единственный в Украине. Необходимо провести его европейскую сертификацию, и тогда мы сможем сдавать его в аренду, предоставлять для исследований. В скором времени к нам должны приехать американские ракетчики, чтобы ознакомиться с комплексом. Мы могли бы получить дополнительные средства для вуза и для страны – 50–60 миллионов гривен в год. Также я планирую заняться автономией факультетов, кафедр. Дать больше свободы и возможностей, чтобы люди могли развиваться. В этом направлении тоже нужно проделать большую работу.

Личное дело
Сергей Игоревич Планковский родился 20 марта 1963 года в городе Владимире-Волынском Волынской области. В 1986 году окончил Харьковский авиационный институт имени Н.Е. Жуковского, работал инженером на кафедре технологии производства летательных аппаратов ХАИ. С 1993-го – научный сотрудник, а с 1995-го – старший научный сотрудник кафедры технологии производства летательных аппаратов. С 1998 года – помощник ректора ХАИ. С 2006-го – доцент, с 2010-го – профессор кафедры технологии производства летательных аппаратов ХАИ. С 1 декабря 2015 года – декан факультета самолетостроения ХАИ. Доктор технических наук, профессор.
Женат, дочери 23 года. Любит читать и путешествовать.