На заседании Кабмина, состоявшемся 18 июля под председательством премьер-министра Виктора Януковича, в числе прочего шла речь и о решении Конституционного суда от 11 июля, который признал неконституционными ряд статей госбюджета-2007, предусматривающих в том числе сокращение социальных гарантий граждан.

Теперь секретариат президента предлагает Кабмину изыскать средства в госбюджете для выполнения этого решения КС и возобновить ранее отмененные выплаты. Специалисты Кабмина оценивают необходимый для этого объем средств в 67 млрд. гривен. Об этом и сообщил Виктор Янукович, открывая 18 июля заседание Кабмина. «67 миллиардов нам предлагают, чтобы мы нашли и выплатили. За счет чего?», — спросил он. 

И в самом деле, за счет чего? Как сообщало Государственное казначейство, за январь-июнь 2007 года доходы общего фонда государственного бюджета составили 56 млрд. 152 млн. грн., что составляет 104,6% от запланированных на этот период доходов. Из простого сопоставления чисел видно, что 67 миллиардов — это более чем полбюджета. Даже при всем перевыполнении такую сумму «под бочкой с дождевой водой» не найдешь, так что губы можно не раскатывать. 

Не получим, так не получим. Не в первый раз. Но кое о чем сказать все же надо. А надо сказать о том, что недофинансирование многих жизненно важных статей бюджета — обычная практика в украинском государстве. Систематически недофинансируются не только социальные расходы, но и наука, образование, культура, здравоохранение, инновационная деятельность, исполнение делегированных полномочий и т.д. и т.п. И это при всем при том, что финансирование по многим недофинансируемым позициям определено законодательно. А ведь недофинансируются! 

В 2002 году Конституционный суд рассматривал обращение 53 народных депутатов по поводу толкования в Конституции слов «бесплатная медицина». 

Суд по этому поводу решил, что «Положення частини третьої статті 49 Конституції України «у державних і комунальних закладах охорони здоров'я медична допомога надається безоплатно» треба розуміти так, що у державних та комунальних закладах охорони здоров'я медична допомога надається всім громадянам незалежно від її обсягу та без попереднього, поточного або наступного їх розрахунку за надання такої допомоги.
Судьи КС в своих комментариях отмечали тогда, что в любом правовом государстве этого решения было бы достаточно, чтобы на следующий же день из поликлиник и больниц исчезли все эти окошечки, куда предлагается вносить «благотворительные» взносы, и сетовали на то, что у нас, к сожалению, государство все еще чуть-чуть не правовое, хотя успехи, конечно, достигнуты большие. 

С тех пор прошло 5 лет, но никуда не делись «благотворительные» окошечки и «тети» за ними порой буквально сатанеют, когда слышат, что пенсионер не может заплатить 30 гривен за УЗИ. «Ну ладно, — требуют они, — дайте хоть 20, мы вас так и быть инвалидом запишем!» Одолжение делают. 

Так что конституционно бесплатная медицинская помощь — благо только тогда, когда она действительно может быть оказана, когда государство (или кто-то другой) в состоянии эту «бесплатность» оплатить, а если не в состоянии, то и врач, и пациент оказываются в диком поле беззакония и произвола. Абсолютно таким же образом дело обстоит и с социальными выплатами. 

Но почему? Да потому что существует большой зазор между обязательствами, принимаемыми «на себя» иными политиками (не будем тыкать пальцем, но таких у нас много и в Верховной Раде, и в полной «любих друзів» президентской команде) и реальными возможностями государства, находящимися в руках у тех «негров», кому эти обязательства по должности надо выполнять. Они ведь, эти политики, почти по Маяковскому — «из мухи делают слона, а после продают слоновую кость». А еще у них при этом появляется приятная возможность бить «негров» палкой по спинам, если те «не потрафляют».
Вот по поводу бесплатной медицины поболтали-поболтали — и забыли. Никому она особенно не была нужна, тем более — дело-то тупиковое. 

А теперь — другое дело, потому что есть такие, кому «надо». Надо не потому, что они хотят, чтобы эти выплаты были действительно сделаны. Их в этой ситуации куда больше устраивает, что выплаты эти невозможны и сделаны не будут. Зато — какой прекрасный повод погулять палками по негритянским спинам! Это же, если «правильно» его подать, может прилично «подсадить» рейтинги и Партии регионов, и лично Виктора Януковича в преддверии досрочных выборов. 

Правительство приняло на этом заседании заявление относительно решения КС. «Заседание суда проходило в закрытом режиме в нарушение традиционных принципов гласности и непрерывности процесса, без приглашения представителей Кабинета министров. Досадно, что вместо профессионального обсуждения чрезвычайно сложного вопроса суд пошел путем вынесения кулуарного решения, которое имеет признаки политического и предвыборного заказа, направленного против действующего правительства», — говорится в заявлении. 

Правительство считает, что в решении КС от 9 июля 2007 года под видом заботы о малообеспеченных слоях населения в 1,5 раза повышаются должностные оклады руководителям вспомогательных подразделов местных государственных администраций, увеличивается оплата труда руководства Антимонопольного комитета. 

«Среди тех, кто получил право на льготы по уплате коммунальных услуг, услуг связи и право на бесплатный проезд в общественном транспорте — судьи и прокуроры, народные депутаты и депутаты местных советов. А это далеко не самые бедные слои населения».
Говоря о социальных инициативах Президента Украины Виктора Ющенко, Николай Азаров отметил, что часть из них укладывается в концепцию правительства, а часть «требует дополнительной дискуссии». «Любые дополнительные расходы должны иметь четко рассчитанные дополнительные источники финансирования. Их надо прощупать. Я еще раз заявляю, что госбюджет 2008 года не будет популистским, будет составлен исходя из темпов роста экономики», — подчеркнул Азаров. 

Одновременно премьер подчеркнул: «Все решения мы должны выполнить по повышению зарплат и пенсий... Если какая-либо статья не будет профинансирована, ответственные должностные лица будут уволены».