Соединенные Штаты Америки вечером 31 октября расширили санкции против России. Они, в частности, касаются зарубежных проектов нефтекомпаний. Все они автоматически попадают под запрет во всем мире, если российская доля там превышает 33%.

Теперь американским гражданам и компаниям запрещено не только так или иначе участвовать в разработке определенных типов нефтяных месторождений в России. Они не смогут помогать российским компаниям, в том числе "Роснефти", "Лукойлу", "Газпром нефти", НОВАТЭКу и их дочерним компаниям, в аналогичных проектах за рубежом, которые начнутся после 28 января 2018 года. Таким образом нынешних проектов ограничения не коснутся, пишет "КоммерсантЪ".

Новые санкции также распространяются на российские проекты экспортных трубопроводов, однако четкого указания на это, а также на суть этих ограничений среди опубликованных Минфином США поправок и дополнений нет, пишут "РИА Новости" со ссылкой на представителя Госдепартамента.

Первоначальная редакция этих санкций, которая была принята в сентябре 2014-го, запрещает американским компаниям и гражданам оказывать любое содействие (за исключением финансового) проектам по разработке нефтяных месторождений в российской Арктике, на шельфе (при глубине моря больше 150 м) и в сланцевых залежах.

Таким образом, российские компании не смогут получить услуги или оборудование от американских структур или даже американских граждан (в том числе в качестве сотрудников) для своих новых зарубежных нефтяных проектов в Арктике, на шельфе или в сланцах. В частности, как говорится в разъяснениях Минфина США, американским компаниям нельзя предоставлять услуги бурения, геофизических и геологических исследований, транспортные, управленческие услуги и прочее.

Новые санкции могут в первую очередь коснуться участия российских компаний в проектах на шельфе, прежде всего в Норвегии - некоторые месторождения там попадают и под категорию арктических. Так, "Газпром" сейчас пытается закрыть сделку по покупке у австрийской OMV 38,5% в OMV Norge, которая объединяет норвежские активы OMV. Почти на всех месторождениях там добывают в том числе нефть, и поэтому проекты могут попасть под санкции в зависимости от того, как Минфин США будет оценивать дату их старта - будет проводиться отсчет от начала добычи, от образования юридического лица, от даты вхождения в проектную компанию российской структуры или от даты начала переговоров о таком вхождении.

Планы по развитию новых активов в Норвегии есть и в "Роснефти". Однако пока неизвестно, на какие доли она претендует. Также компания планировала развивать добычу на шельфе Венесуэлы, в основном для получения газа. Будет ли там добывать нефть, пока неизвестно.

Возможные проекты российских компаний в Иране, в том числе на шельфе Персидского залива, под санкции попасть не должны, потому что глубина моря там меньше 150 метров.

Санкции США теоретически могут также осложнить планы "Лукойла" по работе в Норвегии, а также на шельфе Мексики.

Поскольку все крупнейшие нефтесервисные компании, такие как Schlumberger или Baker Hughes, имеют сильные представительства в США, то сотрудничество с ними может быть усложнено. В то же время новые санкции США вводят отдельно от Евросоюза. Поэтому у российских компаний еще остается надежда сотрудничать с европейскими компаниями. Хотя за сотрудничество с россиянами они также могут попасть под санкции.

Наличие санкций может помешать российским компаниям успешно бороться на зарубежных тендерах по розыгрышу участков и вступать в консорциумы по их освоению иначе, чем на положении миноритария.

Сейчас в американский санкционный список в целом входят 278 российских компаний -это почти все крупнейшие игроки энергетического, финансового и оборонного секторов.

Напомним, США, ЕС и Украина вводят санкции против России из-за ее военной агрессии на Донбассе и аннексии Крыма.