На днях заместитель начальника Управления Госавтоинспекции УМВДУ в Харьковской области полковник милиции Михаил Бакумов рассказал о том, как будет проходить надзор за страхованием автомобилей со стороны его ведомства. Полковник заверил, что «драконовских» мер не предвидится.

Согласно вступившему с 1 января в силу Закону «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» все авто, мотоциклы и даже мотороллеры страны должны иметь страховку. Похоже, этот закон, подписанный Леонидом Кучмой еще летом прошлого года, вызывает у автолюбителей бурю негативных эмоций. Во всяком случае, по данным официальной статистики, лишь 4% водителей страны на сегодняшний день застраховались. Остальные либо ждут отмены закона, либо надеются «проскочить незамеченными».
А тем временем наступила другая дата: по данному закону с 1 апреля сотрудники ГАИ должны контролировать наличие страховых полисов у участников дорожного движения. Однако до недавнего времени правоохранители этим вопросом не занимались, ожидая волевых решений собственного руководства. И вот наконец автоинспекторы определились: проверять наличие полисов они будут, а заставлять страховаться — нет.
Михаил Бакумов объясняет: «Будут существовать три момента, когда нарушителей данного закона придется привлекать к административной ответственности: годовой техосмотр, любое дорожно-транспортное происшествие (вне зависимости от того, есть ли пострадавшие из-за ДТП) и операции по снятию автомобиля с учета в МРЭО ГАИ. Подчеркну, что речь здесь не идет о том, что без страхового полиса нельзя будет пройти техосмотр или снять машину с учета, — все эти работы будут проведены в полном объеме в соответствии с действующим законодательством. Но так как отсутствие страховки является нарушением Административного кодекса (в частности, статьи 126 часть 3), милиционер обязан будет составить протокол об административном правонарушении. За него полагается штраф
от 8,5 до 17 гривен».
Милиционер подчеркнул, что никаких проверок «на линии» по данному вопросу не предусмотрено. Да, инспекторы могут спросить, есть ли у водителя полис, и, разумеется, могут посоветовать его приобрести. Но штрафовать или каким-то другим способом наказывать «бесстрахного» автовладельца они не имеют права. О каждом случае злоупотреблений в этом вопросе полковник милиции попросил сообщать руководству УГАИ или УМВД Украины в Харьковской области. По словам Михаила Федоровича, размер штрафа будет зависеть от дисциплинированности самого водителя, а также от наличия «смягчающих обстоятельств»: например, с ветеранов и пенсионеров брать будут «по минимуму», с владельцев шикарных иномарок — побольше.
Об эффективности системы страхования полковник милиции говорить отказался, сославшись, что это — не его парафия. Однако он подчеркнул, что данные нормы полностью совпадают с аналогичными, принятыми в Российской Федерации. Продолжая его мысль, хочется отметить, что во всех нормативных актах, связанных с автострахованием (и в Законе, подписанном Кучмой, и в постановлениях Кабмина, подписанных Азаровым и другими министрами), «лейтмотивом» проходит положение о «Зеленой карте» — международной системе автомобильного страхования. Во многих странах мира машина без страховки воспринимается общественностью как источник повышенной опасности. Люди относятся к таким фактам с возмущением. Больше того, полиция старается не возбуждать никаких дел, если в небольшую аварию попали две застрахованные машины. А вот если хоть одна из них не застрахована — без суда не обойтись. Европейские устремления Украины, а также попытка позиционировать нашу страну как транспортную магистраль Европы напрямую связаны с тем, как быстро мы сумеем развить множество инфра-структур, в том числе и автостраховую, которая во многих других странах развита великолепно.
Пример: некий харьковский студент, будучи на стажировке в США, выезжал с автостоянки и случайно задел один из мирно стоявших автомобилей. Послышался звон разбитого стекла, и парень «ударил по газам». Но далеко отъехать не получилось — бдительные прохожие сообщили «куда надо», и уже через несколько минут нарушитель был прижат к обочине. Первым вопросом полицейских было: «Застрахован ли автомобиль?» Узнав, что машина застрахована, стражи порядка обрадовались. И спросили, почему парень скрылся с места преступления. Тот сказал, что ничего не заметил. «Копы» позвонили в обе страховые компании (ту, которая застраховала машину студента и ту, полис которой находился в «протараненной» машине), страховщики поручились за то, что уладят дело. Инцидент был исчерпан, на прощание правоохранители попросили юношу впредь выезжать со стоянки осторожнее... Смысл этой истории прост: западным страховщикам (да и вообще любым бизнесменам) проще заплатить деньги сразу же, чем доводить дело до суда, так как тяжба может обойтись куда дороже разбитой фары (крупный процесс потребует вложения сотен тысяч долларов только в адвокатов, а фар дороже нескольких тысяч долларов не
бывает).
Еще один положительный момент — установление законом обязательного лимита ответственности страховщика за ущерб, причиненный жизни и здоровью одного потерпевшего (он составляет 51 тысячу гривен), а также его имуществу — 25,5 тысяч гривен (если общий ущерб окажется в пять раз больше, возмещение каждому из пострадавших может снижаться). То есть распространенная в анекдотах ситуация, когда «Запорожец» въехал в «Мерседес», тут полностью учтена.
Увы, как и всякое начинание, автостраховка не лишена недостатков. Так, установленный данным Законом, а также другими нормативными актами ежегодный «базовый страховой платеж» составляет 291 гривну 49 копеек, что является довольно большой суммой для многих водителей. Правда, для «раз в год выезжающих дедушек» разработано несколько компромиссных вариантов — например, застраховаться можно всего за 7 гривен, правда, такой полис будет действовать только 15 дней. Существуют варианты страхования на месяц, полгода, год и другие сроки. В страховом договоре учитывается объем двигателя машины, ее стоимость, а также опыт самого водителя. Кстати, это совсем неплохо: чем меньше аварий совершает водитель, тем дешевле ему обходится страховка. «Зачастил» — и страхование становится дороже. Появляется еще один стимул соблюдать правила дорожного движения...
До сих пор еще не отработан механизм своевременной выплаты страховки, а многие люди просто не верят отечественным страховым компаниям, помня печальные примеры из относительно недавней украинской истории. На сегодняшний день на рынке обязательного автострахования монополии нет — уже зарегистрировано более двух десятков страховщиков, по некоторым данным, в ближайшее время к ним может присоединиться еще около сорока. Как известно, конкуренция «оживляет» рынок, делает его более «мягким» для потребителей. Возможно, если этот закон не отменят, условия страхования изменят к лучшему сами страховщики. Поживем — увидим.