Еще пару лет назад массовая остановка лифтов в харьковских многоэтажках была типичным явлением. Такие ситуации затрудняли доступ к больным бригад «скорой помощи», ремонтников-аварийщиков, буквально блокировали пенсионеров и инвалидов в их квартирах, да и доставляли немало неудобств остальным жителям, оказавшимся заложниками остановившихся лифтов.

Ситуацию изменить коренным образом удалось всего за полтора года, с момента создания коммунального предприятия «ХарьковГорЛифт». В этом заверяет его руководитель Анатолий Кандауров.

Главное – запущен механизм

Для начала немного статистики. По словам Анатолия Кандаурова, когда предприятие только создавалось, из шести с половиной тысяч городских лифтов не работали больше тысячи. Теперь в списке неработающих осталось уже 367. Из них до конца года директор обещает отремонтировать 287 — выделенную на эти цели из госбюджета субвенцию в размере 16 миллионов гривен предприятие должно вот-вот получить. При этом часть денег пойдет на капитальный ремонт 120 лифтов, оставшиеся средства израсходуют на закупку новых.

Однако отремонтировать лифт — это все-таки половина дела (хоть и очень важная). Между тем не менее серьезной задачей является создание организации, которая, работая как часы, смогла бы поддерживать имеющуюся технику и оборудование в рабочем состоянии. Анатолий Кандауров заверяет, что четкий механизм в Харькове уже работает. В подтверждение этому он рассказал о том, что на руководимом им предприятии создан, если можно так сказать, полный цикл технического обслуживания лифтов.

Например, после получения сигнала о поломке на место оперативно выезжает дежурная бригада электромехаников, причем делает это круглосуточно и в любое время года. Для этого на предприятии есть свой автопарк из 15 УАЗиков. Все машины новые, оборудованы радиостанцией и системой GPRS, которая показывает на диспетчерском пульте место их пребывания. Последнее необходимо для того, чтобы диспетчеры могли видеть, где в настоящий момент находится автомобиль, и не отправили на соседние улицы две машины. Такое ноу-хау дает существенную экономию топлива: как подсчитали на предприятии, около 15%.

Кстати, человеческий фактор тоже никто не отменял. Теперь несанкционированно уехать с маршрута по своим личным проблемам шансов нет. Хотя и раньше до подобного доходило редко, отныне, получая высокую заработную плату, работники предприятия дорожат своим местом.

Собственный мини-завод

В случае, если прибывшие на место аварии электромеханики установили, что поломка серьезная и устранить ее на месте невозможно (например, сгорел двигатель), то и это не смертельно — на предприятии создан мини-завод по их ремонту. О нем Анатолий Иванович рассказывал с особенной гордостью, ведь, чтобы наладить это производство, пришлось серьезно потрудиться.

Причем самым сложным было найти хороших специалистов с большим стажем работы. После того как их разыскали (вернули из России и Польши, где они были на заработках), работа закипела: в течение нескольких месяцев было отремонтировано около 200 двигателей.
Вдохновленные успехом, в «ХарьковГорЛифте» решили на этом не останавливаться и пойти дальше: создать второй цех — по ремонту кабин. Необходимых для этого специалистов уже нашли, базу создали, посему новый цех вскоре приступит к работе.

Как превратиться из убыточных в прибыльные

Но предприятие сильно не только своей ремонтно-производственной базой. Чтобы цикл обслуживания лифтов был полным, здесь создали еще одну важную структуру — «ХарьковГорЛифт-экспертиза». Ее возникновение было обусловлено правилами ГОСТа, которые требуют раз в два года проводить техническую экспертизу каждого лифта. Стои-
мость подобной экспертной оценки достаточно высокая, и для одного лифта она составляет больше тысячи гривен. Поначалу предприятию ничего не оставалось делать, как нанимать частные фирмы и платить им за работу. Но вскоре нашли возможность создать подобную структуру у себя. Эффект громадный, ведь себестоимость работы «своих» экспертов составляет всего 50 гривен за один лифт. Отсюда несложно подсчитать экономию для городского бюджета.

К слову, пока это коммунальное предприятие дотационное и ему нужна поддержка из городской казны, но такое положение дел, уверен Анатолий Кандауров, будет продолжаться недолго. Как заверяет этот опытный хозяйственник, постепенно «ХарьковГорЛифт» перейдет на самоокупаемость и не только перестанет просить в городском бюджете деньги, но еще и сможет отчислять туда солидные суммы. А ему в этом можно поверить, ведь он до этого не один год работал в бизнесе.

Сейчас по городу работает 64 диспетчерских пульта. В планах предприятия — создание единого диспетчерского центра, на который будет подаваться информация о техническом состоянии каждого городского лифта. Подобный центр, состоящий из десяти компьютеров, связанных между собой в одну сеть, будет находиться в одном помещении и управлять им будут несколько человек.

В более отдаленном будущем на предприятии хотят создать информационно-аналитический департамент, который оперативно оценивал бы техническое состояние лифтов и мог предсказывать возможные сбои в их работе.