Сегодня Харьковский железнодорожный узел невозможно представить без электричек и электровозов, которые тянут грузовые и пассажирские составы. А началась электрификация Южной магистрали ровно 50 лет назад.

Тогда, в середине 50-х, это было совершенно новое, неизведанное дело и многие нюансы железнодорожникам — строителям и энергетикам, локомотивщикам и связистам — приходилось постигать буквально на ходу. Но установка опор контактной сети, раскатка несущего троса и контактного провода, строительство тяговой подстанции «Новоселовка», все необходимые испытания прошли согласно плану, и 6 июля 1957 года, в 88-й день рождения Южной железной дороги, от перрона Южного вокзала отправилась в первый рейс с пассажирами электричка по маршруту Харьков — Мерефа.

В тот далекий летний день алую ленту перед первым электропоездом перерезал тогдашний начальник ЮЖД Константин Кожухарь. Так начался на Южной отсчет новой эры — эры электрической тяги.

В последующие годы были полностью электрифицированы магистральные направления: Казачья Лопань — Харьков — Лозовая, Харьков — Основа — Букино, Харьков — Граково — Купянск — Тополи, участки Харьков — Золочев и Мерефа — Красноград. А с 1993 года начата реализация еще одного крупного проекта — перевод на электрическую тягу направления Харьков — Киев, стратегически важного с точки зрения привлечения в Украину дополнительных транзитных вагонопотоков со стороны России, Казахстана, Китая и стран Восточной Европы.

После завершения электрификации будут созданы необходимые технико-экономические предпосылки для продления существующего транспортного коридора № 3, который свяжет страны Европы со столицей Украины: от Киева — через Гребенку, Полтаву, Харьков, Купянск — до Самары и дальше. Это кратчайший путь при перевозке транзитных грузов по территории Украины в направлении восток — запад и обратно, а после окончания электрификации он станет к тому же и экономически выгодным.

По случаю 50-летия начала электрификации магистрали в минувшую пятницу в центральном Доме науки и техники ЮЖД прошел торжественный вечер.

Поздравив «южан» со знаменательным юбилеем, начальник Главного управления электрификации и энергоснабжения «Укрзалізниці» Илья Малышко отметил: «Это очень выгодно для железнодорожников. Появится электрифицированный путь для транзитов, проходящих по территории Украины, развитие скоростного движения в стране поднимется на новую ступень. Причем выгода и экономическая, и экологическая. При электрической тяге на энергоносители расходуется в шесть раз меньше денежных средств, чем при тепловой».

Сегодня работы ведутся на последнем участке трассы — от Коломака до Совнаркомовской. По словам начальника службы электроснабжения ЮЖД Николая Козачка, все там планируется завершить до октября. Кроме комплекса строительно-монтажных работ, на станциях готовится к вводу в эксплуатацию высоковольтная линия напряжением 10 кВ на участке Полтава — Коломак, а на участке Коломак — Люботин продолжается ее строительство.

В начале сентября обещают ввести в эксплуатацию Полтавскую тяговую подстанцию, в октябре — ЛЭП-110 кВ от подстанции-330 «Миргород» до тяговой подстанции «Сагайдак» на Полтавщине, что позволит сделать более надежным и эффективным железнодорожное сообщение. В нынешнем году также намечено завершить электрификацию первой очереди станции Полтава-Южная.