Харьков

  • 1271
  •  / 

Некоторые старинные здания Харькова еще можно спасти

Некоторые старинные здания Харькова еще можно спасти
Некоторые старинные здания Харькова еще можно спасти В январе состоится премьера фильма «Сохранить нельзя разрушить», посвященного проблеме сохранения культурного наследия в Харькове и еще девяти городах Украины. Запятую в названии документальной киноленты предстоит поставить зрителям.

Цель проекта – спасти культурное наследие Украины


Фильм снят в рамках национального проекта «Закон на защите культурного наследия Украины», который стартовал в прошлом году и продлится до апреля нынешнего года.

Украина обладает огромным и разнообразным культурным наследием, в котором отразилась ее сложная драматическая история. Разноцветная палитра направленных на нее в разные времена цивилизационных влияний особенно видна через архитектуру наших городов. В Харькове сплелись воедино и архитектура барокко, и конструктивизм, и украинский модерн. Каждое из сооружений является символом той или иной эпохи, которая отразилась на жизни наших близких и далеких предков, вообще истории. Однако тенденция роста правового нигилизма приводит к тому, что законным правам граждан, общества и интересам государства в целом наносится системный вред. По словам руководителя проекта Елены Рофе-Бекетовой, цель проекта — спасти культурное, архитектурное наследие Украины путем прекращения коррупционных действий чиновников, которые приводят к его разрушению и уничтожению.

— Проект состоит из двух основных частей. Во-первых, это съемки фильма «Сохранить нельзя разрушить». Они уже завершены, и в январе 2018-го документальная кинолента будет представлена на суд зрителей. Этот фильм — жемчужина нашего проекта и посвящен глубокому изучению проблемы культурного наследия Украины, причин ее возникновения, попытка понять, каким образом эти причины могут быть исключены, — рассказывает Елена Рофе-Бекетова. — Фильм снимался в десяти городах — Харькове, Днепре, Запорожье, Ужгороде, Ивано-Франковске, Львове, Одессе, Полтаве и Тростянце. В нем фигурируют объекты, которые обращают на себя внимание тем, что доведены до состояния полного разрушения. Есть такие здания, которые до конца нашего проекта могут быть уничтожены. И их намного больше, чем показано в фильме.

Документальная кинолента, по словам Елены Рофе-Бекетовой, состоит из интервью с профессиональными экспертами по вопросам архитектуры, реставрации; с представителями власти, которые отвечают за реализацию политики государства по охране культурного наследия; с общественными активистами, которые чаще всего бьют в набат, когда что-то происходит с тем или иным домом.

А во-вторых, проект посвящен изучению законодательства.

— Мы пытаемся понять, в чем причины той ситуации, которая сейчас имеет место на улицах Харькова и других городов Украины, когда мы видим, что объекты культурного наследия уходят из жизни населенных пунктов, — рассказывает Елена Рофе-Бекетова. – Итогом станет внесение изменений в законодательство, которые мы намерены подать на рассмотрение в Верховную Раду, которые должны залатать дыры в законодательстве.

Что и где пошло не так?


По словам юриста проекта Елены Купиной, юридическая сторона представлена в двух направлениях.

— Первое — изучение нормативно правовых актов. Второе: мы берем самые яркие примеры нарушения законодательства в отношении памятников культурного наследия, изучаем документы и смотрим, когда и что пошло не так, — рассказывает она.

По первому направлению юристы проекта подобрали около 80 нормативно-правовых актов, которые так или иначе связаны со сферой охраны культурного наследия, сгруппировали и выделили несколько основных направлений, по которым намерены в дальнейшем работать.

— Как присваивают какому-либо зданию статус памятника или выводят из реестра, как заключаются охранные договоры и ведутся взаимоотношения между собственником памятника и государством; порядок проведения каких-то работ на архитектурных памятниках и привлечение к ответственности лиц, которые нарушают законодательство, — уточняет Елена Купина.

По второму направлению юристы проекта взяли самые горячие случаи в десяти городах Украины, где намеренно уничтожали памятники культурного наследия – сносили, поджигали, либо же они разрушались сами, поскольку стояли, никому не нужные. Сделали запросы и изучили, в какой момент что-то пошло не так.

— Ситуаций, когда несовершенство закона позволяет манипулировать им и допускать нарушения, очень много, — рассказывает Елена Купина. – Самый простой пример. Допустим, человек является собственником здания памятника культурного наследия и хочет провести его реставрацию. В этом случае он должен подать в органы охраны культурного наследия научно-проектную документацию. Но в законе не написано, в какие сроки местный орган должен принять решение. Даже не регламентировано, выносится ли при этом решение или просто пишется: «Погоджено». Можно ли это обжаловать? Соответственно, люди пытаются найти какие-то лазейки, чтобы избежать этой процедуры, поскольку не понимают, сколько продлятся эти хождения по кабинетам, кто ответственный, кто принимает конечное решение по данным вопросам…

Итог проекта – изменения в законодательство


По словам юриста, самая настоящая неразбериха наблюдается в порядке ведения реестра и доступа к информации, является ли здание памятником культурного наследия.

— Министерство культуры, которое обязано вести госреестр, заполняет его несвоевременно, — уверяет Елена Купина. — Например, Госпрому 18 апреля 2017 года был присвоен статус памятника местного значения. Об этом как бы знали, но Минкульт не опубликовал официальный указ, здание не было внесено в реестр. Соответствующие изменения, когда мы реально смогли посмотреть документы, появились только в конце ноября 2017-го. Допустим, если человек хочет приобрести здание и узнать, является ли оно памятником архитектуры, он может просто не найти актуальной информации. А происходит это потому, что в законе четко не написано, в течение какого срока должны быть внесены изменения в реестр. Внесение поправки в закон по определению конкретных сроков может существенно повлиять на ситуацию.

Поэтому участники проекта намерены по итогу своей работы внести изменения в законодательство.

— При внесении изменений мы будем использовать методику проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденную Минюстом, а также рекомендации международных организаций, — уточняет Елена Купина. — Мы предлагаем изменения не только в законы, но и в подзаконные правовые акты.

В критическом списке – 20 харьковских объектов


По словам административного директора проекта Елены Горошко, существует четыре вида собственности на объекты культурного наследия – национальная, муниципальная, областная и частная. Из-за этого зачастую и возникают проблемы со старинными зданиями и усадьбами.

— Например, здание Старого цирка – это национальная собственность. Относительно этого здания сложилась очень серьезная ситуация. Усадьба Сурукчи, где бывал Шаляпин, – это частная собственность. Этот дом спокойно разрушается. Была выведена из под охранного номера в 2006 году и усадьба на ул. Свободы. Она стала частной собственностью, а земля была перепрофилирована на июньской сессии горсовета — там будет вестись строительство. И вот это основная проблема, — говорит Елена Горошко. — С одной стороны, земля под зданием, которое находится в центре города, гораздо дороже, чем на окраине. А все старинные здания находятся в центре. Во-вторых, как выяснилось, многие здания, которые имели охранный номер, были переданы в частную собственность без выполнения охранного договора. Более того, даже закон как бы не может обязать его составить, и это серьезный пробел в законодательстве. Вот такая ситуация сложилась с домом Сурукчи… И подобных примеров в множество.

По мнению Елены Горошко, практические шаги должны быть предприняты для проведения научно-проектных работ, поскольку многие здания в очень плохом состоянии. Причем реставрационные работы должны быть произведены действительно на грамотном экспертном уровне. В критический список вошли 20 объектов, которые имеют не только архитектурную, но и культурную ценность, связанную с историей города, с его исторической памятью. И, конечно же, необходимо решить, что делать с этими зданиями? На чьем балансе они будут? Кто будет оплачивать коммунальные расходы и как дальше эти здания будут использоваться, потому что если дом не использовать – он умирает.

— Например, на улице Жен-мироносиц, напротив художественного музея, рядом с домом ученых стоит прекрасное здание с охранным номером. Сейчас его пытаются вывести из под охранного номера – там планируется строительство многоэтажки. Что делать? Харьковский художественный музей захлебывается, ему не хватает места для экспозиций. Почему нельзя историческое здание передать ему? Но для этого должна быть специальная программа, — говорит она. Потому что финансирование городом идет через определенные программы. И здания, которые сейчас находится в коммунальной собственности города, вполне могут быть профинансированы из городского бюджета. Ну не зоопарком же единым жив человек.

Кроме того, по мнению административного директора проекта, необходимо наладить работу с областным советом, с облуправлением культуры, на балансе которого находятся многие памятники культурного наследия.

— Это разные бюджеты, и здесь могут возникать сложности, — уточняет Елена Горошко. — Думаю, что если такая программа начнет работать, некоторые здания все же удастся спасти.

Лента новостей

Вся лента новостей

Архив новостей
Программа "Вечірні Новини"Вечірні Новини

программа комментарииЛого телеканал Р1
О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • youtube
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2783.71 грн
100 EUR 3141.42 грн
10 RUB 4.1902 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи