Харьков

  • 850
  •  / 

Некоторые старинные здания Харькова еще можно спасти

Некоторые старинные здания Харькова еще можно спасти
Некоторые старинные здания Харькова еще можно спасти В январе состоится премьера фильма «Сохранить нельзя разрушить», посвященного проблеме сохранения культурного наследия в Харькове и еще девяти городах Украины. Запятую в названии документальной киноленты предстоит поставить зрителям.

Цель проекта – спасти культурное наследие Украины


Фильм снят в рамках национального проекта «Закон на защите культурного наследия Украины», который стартовал в прошлом году и продлится до апреля нынешнего года.

Украина обладает огромным и разнообразным культурным наследием, в котором отразилась ее сложная драматическая история. Разноцветная палитра направленных на нее в разные времена цивилизационных влияний особенно видна через архитектуру наших городов. В Харькове сплелись воедино и архитектура барокко, и конструктивизм, и украинский модерн. Каждое из сооружений является символом той или иной эпохи, которая отразилась на жизни наших близких и далеких предков, вообще истории. Однако тенденция роста правового нигилизма приводит к тому, что законным правам граждан, общества и интересам государства в целом наносится системный вред. По словам руководителя проекта Елены Рофе-Бекетовой, цель проекта — спасти культурное, архитектурное наследие Украины путем прекращения коррупционных действий чиновников, которые приводят к его разрушению и уничтожению.

— Проект состоит из двух основных частей. Во-первых, это съемки фильма «Сохранить нельзя разрушить». Они уже завершены, и в январе 2018-го документальная кинолента будет представлена на суд зрителей. Этот фильм — жемчужина нашего проекта и посвящен глубокому изучению проблемы культурного наследия Украины, причин ее возникновения, попытка понять, каким образом эти причины могут быть исключены, — рассказывает Елена Рофе-Бекетова. — Фильм снимался в десяти городах — Харькове, Днепре, Запорожье, Ужгороде, Ивано-Франковске, Львове, Одессе, Полтаве и Тростянце. В нем фигурируют объекты, которые обращают на себя внимание тем, что доведены до состояния полного разрушения. Есть такие здания, которые до конца нашего проекта могут быть уничтожены. И их намного больше, чем показано в фильме.

Документальная кинолента, по словам Елены Рофе-Бекетовой, состоит из интервью с профессиональными экспертами по вопросам архитектуры, реставрации; с представителями власти, которые отвечают за реализацию политики государства по охране культурного наследия; с общественными активистами, которые чаще всего бьют в набат, когда что-то происходит с тем или иным домом.

А во-вторых, проект посвящен изучению законодательства.

— Мы пытаемся понять, в чем причины той ситуации, которая сейчас имеет место на улицах Харькова и других городов Украины, когда мы видим, что объекты культурного наследия уходят из жизни населенных пунктов, — рассказывает Елена Рофе-Бекетова. – Итогом станет внесение изменений в законодательство, которые мы намерены подать на рассмотрение в Верховную Раду, которые должны залатать дыры в законодательстве.

Что и где пошло не так?


По словам юриста проекта Елены Купиной, юридическая сторона представлена в двух направлениях.

— Первое — изучение нормативно правовых актов. Второе: мы берем самые яркие примеры нарушения законодательства в отношении памятников культурного наследия, изучаем документы и смотрим, когда и что пошло не так, — рассказывает она.

По первому направлению юристы проекта подобрали около 80 нормативно-правовых актов, которые так или иначе связаны со сферой охраны культурного наследия, сгруппировали и выделили несколько основных направлений, по которым намерены в дальнейшем работать.

— Как присваивают какому-либо зданию статус памятника или выводят из реестра, как заключаются охранные договоры и ведутся взаимоотношения между собственником памятника и государством; порядок проведения каких-то работ на архитектурных памятниках и привлечение к ответственности лиц, которые нарушают законодательство, — уточняет Елена Купина.

По второму направлению юристы проекта взяли самые горячие случаи в десяти городах Украины, где намеренно уничтожали памятники культурного наследия – сносили, поджигали, либо же они разрушались сами, поскольку стояли, никому не нужные. Сделали запросы и изучили, в какой момент что-то пошло не так.

— Ситуаций, когда несовершенство закона позволяет манипулировать им и допускать нарушения, очень много, — рассказывает Елена Купина. – Самый простой пример. Допустим, человек является собственником здания памятника культурного наследия и хочет провести его реставрацию. В этом случае он должен подать в органы охраны культурного наследия научно-проектную документацию. Но в законе не написано, в какие сроки местный орган должен принять решение. Даже не регламентировано, выносится ли при этом решение или просто пишется: «Погоджено». Можно ли это обжаловать? Соответственно, люди пытаются найти какие-то лазейки, чтобы избежать этой процедуры, поскольку не понимают, сколько продлятся эти хождения по кабинетам, кто ответственный, кто принимает конечное решение по данным вопросам…

Итог проекта – изменения в законодательство


По словам юриста, самая настоящая неразбериха наблюдается в порядке ведения реестра и доступа к информации, является ли здание памятником культурного наследия.

— Министерство культуры, которое обязано вести госреестр, заполняет его несвоевременно, — уверяет Елена Купина. — Например, Госпрому 18 апреля 2017 года был присвоен статус памятника местного значения. Об этом как бы знали, но Минкульт не опубликовал официальный указ, здание не было внесено в реестр. Соответствующие изменения, когда мы реально смогли посмотреть документы, появились только в конце ноября 2017-го. Допустим, если человек хочет приобрести здание и узнать, является ли оно памятником архитектуры, он может просто не найти актуальной информации. А происходит это потому, что в законе четко не написано, в течение какого срока должны быть внесены изменения в реестр. Внесение поправки в закон по определению конкретных сроков может существенно повлиять на ситуацию.

Поэтому участники проекта намерены по итогу своей работы внести изменения в законодательство.

— При внесении изменений мы будем использовать методику проведения антикоррупционной экспертизы, утвержденную Минюстом, а также рекомендации международных организаций, — уточняет Елена Купина. — Мы предлагаем изменения не только в законы, но и в подзаконные правовые акты.

В критическом списке – 20 харьковских объектов


По словам административного директора проекта Елены Горошко, существует четыре вида собственности на объекты культурного наследия – национальная, муниципальная, областная и частная. Из-за этого зачастую и возникают проблемы со старинными зданиями и усадьбами.

— Например, здание Старого цирка – это национальная собственность. Относительно этого здания сложилась очень серьезная ситуация. Усадьба Сурукчи, где бывал Шаляпин, – это частная собственность. Этот дом спокойно разрушается. Была выведена из под охранного номера в 2006 году и усадьба на ул. Свободы. Она стала частной собственностью, а земля была перепрофилирована на июньской сессии горсовета — там будет вестись строительство. И вот это основная проблема, — говорит Елена Горошко. — С одной стороны, земля под зданием, которое находится в центре города, гораздо дороже, чем на окраине. А все старинные здания находятся в центре. Во-вторых, как выяснилось, многие здания, которые имели охранный номер, были переданы в частную собственность без выполнения охранного договора. Более того, даже закон как бы не может обязать его составить, и это серьезный пробел в законодательстве. Вот такая ситуация сложилась с домом Сурукчи… И подобных примеров в множество.

По мнению Елены Горошко, практические шаги должны быть предприняты для проведения научно-проектных работ, поскольку многие здания в очень плохом состоянии. Причем реставрационные работы должны быть произведены действительно на грамотном экспертном уровне. В критический список вошли 20 объектов, которые имеют не только архитектурную, но и культурную ценность, связанную с историей города, с его исторической памятью. И, конечно же, необходимо решить, что делать с этими зданиями? На чьем балансе они будут? Кто будет оплачивать коммунальные расходы и как дальше эти здания будут использоваться, потому что если дом не использовать – он умирает.

— Например, на улице Жен-мироносиц, напротив художественного музея, рядом с домом ученых стоит прекрасное здание с охранным номером. Сейчас его пытаются вывести из под охранного номера – там планируется строительство многоэтажки. Что делать? Харьковский художественный музей захлебывается, ему не хватает места для экспозиций. Почему нельзя историческое здание передать ему? Но для этого должна быть специальная программа, — говорит она. Потому что финансирование городом идет через определенные программы. И здания, которые сейчас находится в коммунальной собственности города, вполне могут быть профинансированы из городского бюджета. Ну не зоопарком же единым жив человек.

Кроме того, по мнению административного директора проекта, необходимо наладить работу с областным советом, с облуправлением культуры, на балансе которого находятся многие памятники культурного наследия.

— Это разные бюджеты, и здесь могут возникать сложности, — уточняет Елена Горошко. — Думаю, что если такая программа начнет работать, некоторые здания все же удастся спасти.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Лента новостей22 января

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 EUR 3534.93 грн
100 USD 2884.48 грн
10 RUB 5.0972 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи