Гость редакции газеты «Вечерний Харьков» — председатель общественной организации «Городские реформы» Александра Нарыжная.

— Добрый день. Меня зовут Сергей Владимирович. Александра, я слышал, что намечается какое-то грандиозное преобразование парка Машиностроителей — бывшего парка Артема. И когда получим обновленный парк?

— Прежде всего, хочу отметить, что в своей работе мы используем методы партиципации (от лат. participatio участие – причастность, приобщение, попытка сделать кого-либо соучастником в чем-либо. – ред), каждый раз разрабатывая более удачную модель для работы. Смысл в том, что мы получаем какое-то публичное пространство не как подарок, а все вместе его создаем.

И сейчас как раз идет работа над созданием стратегии развития парка Машиностроителей, в которую вовлечено большое количество людей, в том числе и жители районов, которые находятся в непосредственной близости к парку. Кроме прочего, мы проводим опросы в интернете, приглашаем жителей города поучаствовать в дискуссиях на тему развития парка. Точно так же вовлекаем и будущих пользователей этого места — представителей уличных культур города Харькова, для которых парк станет домом.

В конце минувшего года эта работа была завершена. В январе-феврале состоится презентация мастер-плана парка Машиностроителей. Это будет публичное мероприятие, открытое для всех жителей. Состоится оно либо в Харьковской школе архитектуры, либо в «ЕрмиловЦентре» — сейчас мы еще выбираем место. На презентации мы представим идею развития территории и сможем все вместе обсудить. Надеемся, что уже в 2018 году начнется первый этап реализации проекта парка.

— А что значит — парк станет домом для уличной культуры?

— Работа над парком началась по инициативе ГО «Центр уличных культур» в кооперации с нами как урбанистической командой и представителями третьего сектора Харькова. Уличные культуры — это культуры, которые изначально родились на улице — граффити, брейк-данс, скейт, паркур и так далее. В 1990-х они зарождались на улице и сейчас стали важной частью жизни многих людей, начиная от детей 5-6 лет. Харьков является центром уличных культур для всей Украины, и именно здесь команды объединились для создания чего-то большего.

Изначально идея была в том, чтобы создать центр уличных культур. Мы рассматривали разные варианты в Харькове и поняли, что парк Машиностроителей может стать таким местом по нескольким причинам. Во-первых, создание такого центра – очень мощная точка развития для молодежи города. Во-вторых, появление такого центра послужит мощным толчком развития для района, в нашем случае – территории вокруг парка. Но при этом парк должен оставаться в первую очередь парком. Мы не можем закрыть его забором и сказать, что это место занято. Но в парке появляется такой мощный пользователь, как уличные культуры.

Парк меняют сами пользователи


— Александра, здравствуйте. Меня зовут Анастасия. Я надеюсь, что в обновленном парке найдется место всем, а не только уличным культурам?

— Безусловно! Получилась очень интересная концепция развития парка Машиностроителей, в которой действительно есть место для всех. Мы обсуждали с жителями близлежащих домов, какие у них есть потребности и пожелания, интересовались, как они пользуются парком сейчас. Потом провели два воркшопа с жителями, на первом из которых занимались зонированием территории и определяли места, где бы они хотели отдыхать, где бы им хотелось прогуливаться, какие у них есть ценности в этом парке, которые нам необходимо сохранить и развивать. А во вторую очередь обсуждали наполнение территорий – как именно они там будут проводить время. То есть стратегия развития парка формируется на основе очень плотной работы с жителями, со всеми пользователями этого места.

— Вот интересно, активно ли люди участвуют в разработке новой концепции парка?

— Очень активно. В Харькове, по сути, это первый пример реальной коллаборации урбанистов, горсовета, общественных организаций и будущих пользователей парка. Наша организация выступает разработчиком концепции и модератором этих связей. И наша работа показала очень хороший результат в плане того, насколько активно вовлекаются люди в работу по изменению городского пространства, насколько верят в новые возможности.

Честно говоря, в самом начале работы многие не верили, что работа с пользователями территории может быть продуктивной. На самом деле с людьми работать нужно, и некоторые скептические настроения, которые были у отдельных жителей вначале, попросту пропадают, когда ты реально начинаешь работать, обсуждать, создавать что-то вместе, придумывать, как это будет жить. Примерно процентов пять людей приходят с устоявшимся скепсисом – мол, что вы нам рассказываете, это невозможно. Большинство же достаточно открыты и быстро вовлекаются в работу. Очень важно грамотно подходить к процессам вовлечения жителей, пользователей территории в планирование развития.

— Александра, добрый день. Меня зовут Евгений. Скажите, как городская власть отнеслась к идее кардинальных изменений парка? Поддерживает вас?

— Работа над проектом как раз и началась, когда нашу организацию как основной двигатель направления уличных культур в Харькове пригласили представители городского совета, а именно — Департамента семьи, молодежи и спорта. До этого мы совместно работали по нескольким направления, например, разрабатывали концепцию развития велосипедной инфраструктуры Харькова. Некоторое время назад в департаменте создали программу развития уличных культур и привлекли нашу организацию на стадии выбора места в Харькове. Мы имеем опыт разработки стратегических проектов для развития территории, поскольку являемся профессиональной общественной организацией и работаем в сфере урбанистики. Это междисциплинарная команда, костяк которой состоит из архитекторов-урбанистов. С нами работают юрист, социолог, историки и другие специалисты. У нас есть опыт такой работы, также в своей практике мы всегда используем методы обсуждений и совместной работы непосредственно с пользователями. Вот нас и пригласили как команду. Мы совместно выбрали место в Харькове, которое будет домом для уличных культур, и дальше уже вступили в работу.

Какие новации появятся в парке?


— Добрый день. Меня зовут Нина Семеновна. Александра, расскажите, какие основные изменения предполагаются в парке Машиностроителей?
 
— Парк станет местом для всех, где каждому будет интересно и комфортно. Будь то мама с ребенком, сотрудник близлежащего предприятия, человек преклонного возраста или активный молодой человек.

Там будет спортивная зона, зона лесных прогулок, зона для быстрых обедов, потому что достаточно большое количество людей работает вокруг этого парка на двух заводах. Более 25 тысяч человек, которым нужно каждый день где-то перекусить в обеденное время. Кроме того, в близлежащем районе живет порядка 5600 человек, которые тоже являются прямыми пользователями этого парка. И для каждого из них появится свое место.

Ядром парка будет центр уличных культур. Ребята хотят создать такой новый формат ДК — Дома культуры XXI века, где дети смогут учиться, развиваться в конкретных направлениях. Там будут как закрытые помещения, так и открытые площадки – для скейта, паркура, воркаута, место для соревнований и для концертов, которые там обязательно будут проходить. В принципе мы настаиваем на том, чтобы там появился небольшой спортивный центр, который объединит воркаут и другие спортивные секции.

— Александра, здравствуйте. Светлана Марковна меня зовут. Я живу недалеко от парка Машиностроителей, и меня интересует, не планируется ли дополнительное озеленение территории? Ведь у нас все-таки промышленная зона, повышенное загрязнение атмосферы, лишние деревья нам не помешают.

— Конечно, планируется. Сегодня деревья в парке, можно сказать, в критическом состоянии. Мы проводили анализ, но это был достаточно быстрый срез, а когда начнется проектирование территории – нужно будет делать более серьезное дендрологическое исследование буквально каждого дерева. Сегодня в парке обнаружено 138 ценных пород деревьев. В парке когда-то частично высаживались саженцы из Ботанического сада, но сегодня многие деревья устарели и не выполняют главной функции, их нужно просто заменять более важными породами для этого места и экологии в целом. Восстановление зеленого потенциала – большая серьезная работа, и достаточно важная. Потому что сегодня в парке находится порядка десяти тысяч деревьев, а на такой территории должно быть около сорока тысяч.

— Какие именно виды планируется высадить?

— Чтобы решить этот вопрос, мы будем привлекать ландшафтных консультантов, обсуждать, какие деревья актуальны именно для этого места. Потому что одна из ролей дерева – это очистка воздуха от выбросов. Тем более парк действительно находится между крупными промышленными территориями города. Да и транспорт, который ездит вокруг парка...

— А как насчет цветочных клумб?

— Это будет достаточно развернутая стратегия высадки зеленых насаждений. Для каждого конкретного места – конкретный тип насаждений.

Кстати, в парке когда-то было много белок, но сейчас их практически не осталось, уменьшается количество птиц и животных, что, в принципе, является показателем ухудшения экологической ситуации. И наша задача — чтобы всем животным, которые были там исторически, нашлось место, чтобы они начали возобновляться, и парк начал жить. Это очень важная часть целостной экосистемы.

Тенденция планирования городов – отказ от архитектора-бога


— Здравствуйте. Николай беспокоит. Александра, вы используете достаточно необычный подход к преобразованию парка Машиностроителей. Это европейская практика или находка вашей команды?

— Методики подхода в нашей ситуации мы разрабатываем сами, но, опираясь на общемировые тенденции. Мир изменился, и сегодня каждый житель города может привнести важные идеи в любой проект развития территории, особенно опираясь на тот факт, что конкретные люди будут пользоваться тем или иным местом. Ни одна территория не может измениться без вовлечения в разработку самих пользователей, такая идея принята практически во всем развитом мире. И это основная тенденция планирования в XXI веке.

Сейчас украинское законодательство тоже меняется. Совсем недавно в первом чтении были приняты изменения в закон о градостроительной деятельности, предполагающие изменение формата документации строительной деятельности. На самом деле появляется проект развития территории, который обсуждается. Причем это не такие общественные слушания, как обычно, – людей собрали, и все проголосовали. Нет, это должна быть дискуссия. И я думаю, что Украина через три-пять лет придет к тому, что любые изменения в городе будут проводиться с нормальным обсуждением, с вовлечением в дискуссию жителей на всех этапах планирования.

Мы изучаем практики партиципации достаточно плотно. Например, очень тесно сотрудничаем с немецкими фондами, что дает нам возможность непосредственно участвовать в таких практиках. Мы изучали, как муниципалитет Берлина подходит к развитию территории центра города. Сейчас его хотят переосмыслить, и делается это в несколько стадий – привлекаются эксперты, приходят люди, участвуют в воркшопах по разработке развития конкретных территорий. И такие практики могут касаться как больших территорий, так и какой-нибудь маленькой улицы. То есть, если мы, например, хотим как-то изменить улицу – то создается офис этой улицы, где постоянно проводятся выставки, обсуждения, воркшопы, тестирования, разрабатывается экспериментальный проект.

Сегодня вообще основная тенденция планирования городов – отказ от архитектора-бога, который рисует картинки и выносит единственное правильное решение. Происходит переход к архитектору-участнику, когда архитектор, планировщик является рядовым  участником процесса. Да, со своим экспертным мнением, но наравне с пользователями территории, которые разрабатывают стратегию.

Велосипедная инфраструктура Харькова – дорожка вдоль Лесопарка


— Александра, что сейчас сделано, чтобы улучшить ситуацию с велоинфраструктурой Харькова? Иван меня зовут.

— Это очень долгий процесс, особенно в Харькове. У нас нет политической воли на это. Поэтому все подобные решения продвигаются очень сложно. Велосипедной инфраструктурой мы занимаемся уже три года. Разработали стратегию для центра города, отдельно – маршруты. Потом взялись разрабатывать концепцию развития велосипедной инфраструктуры в Харькове. В ноябре минувшего года ее приняли и сегодня, по прошествии года, уже есть положение в горсовете по созданию рабочей группы по разработке Программы велосипедной инфраструктуры в Харькове. Когда у нас появится программа – на нее выделят конкретное финансирование, и уже тогда мы конкретно начнем реализацию велосипедной инфраструктуры. Все это можно было сделать за три месяца – и программу разработать, и концепцию, а у нас этот процесс длится три года. Но надеюсь, что в первой половине 2018-го мы сможем утвердить и написать эту программу, и возможно с середины года уже начнется какая-то ее реализация.

Хотя наличие концепции уже обязывает и горсовет, и Департамент инфраструктуры включать в проекты реконструкции улиц велосипедную инфраструктуру. При реконструкции улиц в городе Харькове должна появляться велосипедная инфраструктура, если это прописано в концепции, в проект она уже включается. Но на практике мы этого не видим. Например, при реконструкции Московского проспекта, других улиц, велосипедная инфраструктура не включена, хотя на момент проектирования концепция уже существовала, и это было предусмотрено.

— А много ли улиц в Харькове, где велосипедная инфраструктура все-таки создана?

— У нас есть отдельная велосипедная дорожка вдоль Лесопарка — и на этом велосипедная инфраструктура города Харькова заканчивается. Между тем велосипедная инфраструктура – это сеть, которая должна связывать весь город. Иначе все бессмысленно. То есть веломаршруты должны быть связаны и давать возможность удобного перемещения по всему городу.

Личное дело
Александра Сергеевна Нарыжная родилась 18 января 1985 года в Харькове. Магистр архитектуры, окончила Харьковский национальный университет строительства и архитектуры в 2008 году. С 2005 года – практикующий архитектор. С 2009 по 2017 гг. – преподаватель в ХНУСА. С 2014 года по сегодняшний день – сооснователь и глава общественной организации «Городские реформы». С 2017 года – директор запуска Харьковской школы архитектуры.