Что такое фридайвинг и насколько опасен этот вид спорта, в программе «Персона» на телеканале Р1 рассказала чемпионка Европы, двукратная рекордсменка мира по нырянию на глубину Наталья Жаркова.

— Здравствуйте, Наталья. Мы не виделись несколько лет, и за это время вы добились высоких результатов. В октябре минувшего года вы стали чемпионкой Европы по фридайвингу, установили два мировых рекорда. Однако, я думаю, не все знают, что это за вид спорта.

— Да, действительно фридайвинг, или ныряние с задержкой дыхания – сравнительно молодой вид спорта и сейчас активно развивается. Он пришел из андеграундного увлечения определенной группы людей. Сейчас для многих это становится не просто увлечением, не просто спортом, а образом жизни. Я тренирую ребят, которые хотели бы попробовать себя во фридайвинге, и скажу, что желающие есть, хотя Харьков – отнюдь не морской город. Главное – желание, и мои успехи – прямое тому доказательство. Я харьковчанка, но мне удалось стать чемпионкой в, можно сказать, морском виде спорта. В Харькове мы тренируемся в бассейне. Но, конечно же, в море это делать намного интереснее. Фридайвинг подразумевает погружение на глубину без каких либо дополнительных приспособлений – баллонов с воздухом и т.д. Таким образом, можно любоваться подводным миром свободно, когда ничто не сковывает движений и не ограничивает обзор.



— Наталья, как думаете, почему сейчас набирает популярность именно фридайвинг – ныряние без акваланга? Человек хочет испытать свои силы? Сколько он выдержит без кислорода?

— Люди испокон веков ныряли на глубину без всяких приспособлений – чтобы достать еду или материалы для жизнедеятельности. Это потом уже появились разного рода приспособления, позволяющие человеку как можно больше времени проводить под водой. Большой прорыв в свое время совершил Жак-Ив Кусто, который, наверное, больше времени проводил под водой, чем на суше. И, конечно, когда люди занимаются наукой, им требуется пробыть под водой больше пяти минут. В этом случае баллон с воздухом незаменим. Так что это два разных направления подводного спорта, которые преследуют разные цели. Конечно, когда мы ныряем на задержке дыхания, тяжело проводить исследования или подводные работы.

— Видео, на котором вы погружаетесь на глубину без вспомогательных средств, имеет какое-то магическое воздействие. Такое ощущение, что я погружаюсь вместе с вами, очень переживаю за вас – ведь там, под водой, нечем дышать.

— Годы тренировок берут свое. И, конечно же, самоконтроль – это важно.

— 2017 год стал для вас триумфальным. Вы не только завоевали титул чемпионки Европы в двух дисциплинах, но еще и установили два мировых рекорда.

— Да, действительно – год выдался хороший. И я долго шла к такому результату. Занимаюсь фридайвингом десять лет. И соревнования, которые проходили в Турции, можно назвать Олимпом, к которому я шла все десять лет. Я завоевала две золотые медали и установила два мировых рекорда. Время моих погружений составило около трех минут, но хочу отметить, что во фридайвинге существуют разные дисциплины. На чемпионате в Турции время задержки дыхания отошло на второй план, поскольку внимание обращалось на глубину погружения. Есть другая дисциплина в фридайвинге – статическое апноэ, при котором спортсмен лежит на поверхности воды без движения, задержав дыхание. В погружении на глубину я установила лучшие результаты в мире – 85 метров в специальных ластах и 65 метров без ласт. Они стали абсолютными мировыми рекордами по версии Всемирной конфедерации подводной деятельности (CMAS).

— Каждый человек может задержать дыхание на определенное время, но не столь продолжительное, как вы. Как вы пришли к этому виду спорта?

— С рождения у нас есть определенный набор рефлексов на задержку дыхания, особенно в воде. Что касается меня, то я с шести лет занималась плаванием, меня водили в бассейн. Я профессионально занималась этим видом спорта до 17 лет, входила в состав сборной Украины, выступала на соревнованиях. А в 17 лет закончила карьеру профессиональной пловчихи. Два года искала себя и очень соскучилась по спорту. Решила попробовать себя в таком виде, как фридайвинг.

— Что вы чувствуете, когда погружаетесь на 85 метров без специальных дыхательных приспособлений. Таким образом доказываете себе, на что способны?

— В этом виде спорта как раз не надо ничего доказывать. Когда ты под водой, должно быть полное спокойствие. Поверьте, дышать там точно не хочется. Как только вы пытаетесь что-то доказать, прыгнуть выше головы – тогда начинаются проблемы.

— Когда вы погружаетесь на глубину, каким образом рассчитываете время? Как понимаете, что вам хватит сил и энергии подняться наверх?

— В свое время были составлены правила по фридайвингу, в которых четко оговорено: перед выходом  спортсмен должен знать, на сколько метров собирается погрузиться и сколько ему для этого необходимо времени. За сутки до старта спортсмен анонсирует глубину, погружение на которую он собирается выполнить. Свои возможности вы выясняете на тренировках, а соревнования – это уже их демонстрация. Поэтому на чемпионате Европы главным было сохранять спокойствие, не паниковать от мысли о величии соревнований, чтобы не занизить результат.

— Если в Харькове тренироваться задерживать дыхание можно в бассейне, то где вы тренируетесь погружаться на глубину?

— Начинать в любом случае нужно с бассейна, потому что новичкам опасно сразу погружаться в море. На начальном этапе достаточно тренироваться в бассейне. Сейчас я как раз тренирую группы в Харькове. А вообще раньше я выезжала на море тренироваться четыре раза в году. Но с недавних пор приняла решение бывать на море длительное время. Можно сказать, что я там уже живу. Я нашла уютное место на побережье Красного моря в египетском городе Дахаб. Это чудесное место для фридайвинга, поскольку там отсутствуют течения, в это важно, что бы никуда не тянуло, пока ты падаешь в бездну. Кроме того, там прекрасный подводный мир, приветливые люди. Там очень большой спортивный центр по дайвингу, фридайвингу, серфингу и виндсерфингу.

— Когда вы тренируетесь, вас кто-то контролирует, следит за тем, чтобы вы поднялись на поверхность?

— Главное правило фридайвинга – не нырять в одиночку. Это как минимум парный вид спорта, а вообще фридайверы любят выходить в море группой. Всегда нужна страховка.

— Какими уникальными способностями должен обладать фридайвер? Какие-то особенные легкие, может быть?

— Как я говорила, у каждого человека с рождения существуют инстинкты задержки воздуха. И все могут их развивать. Возможно, существуют какие-то особенности легких, не исключаю. Но каждый человек может добиться результата, к которому стремится, просто у кого-то уйдет больше времени, у кого-то – меньше. В этом виде спорта, это могу сказать точно, должна присутствовать осознанность. Человек, который погружается в воду на задержке дыхания, должен четко осознавать, где ему комфортно, а где уже нет. Спортсмен должен понимать, где он может еще поднажать, а с какого момента начинается угроза для жизни. Это качество, которое вырабатывается по мере тренировок.

— Каждый вид спорта может принести спортсмену свои неприятности со здоровьем. Всем известно о кессонной болезни, которая может случиться у неопытных дайверов при слишком быстром погружении. Существует также так называемое глубинное опьянение.

— В нашем виде спорта есть такая проблема, как обжим легких. Когда человек ныряет на глубину больше 30 метров и делает это достаточно быстро, не выравнивая давление, может возникнуть баротравма легких, проявляющаяся в одышке и кровянистых выделениях. Это не смертельно, но неприятно. Бывают также баротравмы ушей, в том числе среднего уха, лица, грудной клетки, трахеи, чего угодно. И тут снова хочется вернуться к вопросу осознанности – если пойти на поводу у своих желаний и начать делать что-то нереальное, могут возникнуть проблемы. Очень важно чувствовать скорость, с которой продвигаешься. Залог успеха и победы – не торопиться.



— Известны и трагические случаи. Несколько лет назад во время  погружения погибла российская спортсменка-фридайвер.

— Да, ушла Наталья Молчанова. Это был как раз случай нарушения техники безопасности. Она пошла погружаться одна. По официальной версии, попала в преддонное течение. Но здесь не спорт виноват, а легкомысленность людей. За всю историю соревнований известен лишь один летальный случай, когда в 2013 году американский спортсмен Николас Меволи умер от обжима легких. Всего лишь один год он прошел путь от нулевых результатов до рекордов своей страны. Для фридайвинга это очень быстро - организм не может так стремительно перестраиваться на такие глубины. После этого трагического случая многие профессиональные фридайверы начали активное движение по разъяснению правил.

К сожалению, новые методы ныряния и задержки дыхания приводят к трагедиям. Особенно этому подвержены молодые спортсмены, которые хотят быстро добиться высоких результатов.

— Наталья, а какой статус имеет фридайвинг в Украине?

— Сейчас как раз идет активное развитие нашего вида спорта. Кроме меня, есть еще несколько талантливых ребят, например, Саша Бубенчиков из Киева, он экс-рекордсмен мира по нырянию в бассейне. Поэтому идут разговоры о создании федерации по фридайвингу в Украине.

— Это же не олимпийский вид спорта? Какие у него перспективы?

— Пока это не олимпийский вид спорта, к сожалению, но я уверена – олимпийское будущее у него есть. Последние соревнования в Турции транслировались по олимпийскому каналу, в медийный век это очень важно – таким образом идет популяризация фридайвинга.

— То есть, возможно, я веду беседу с будущей олимпийской чемпионкой по фридайвингу?

— Я буду к этому стремиться, если фридайвинг станет олимпийским видом. А до этого буду активно принимать участие в популяризации этого спорта.

Знай наших!
В начале октября 2017 года в турецком городе Каш прошел первый в истории чемпионат Европы по фридайвингу по версии Всемирной конфедерации подводной деятельности (CMAS ). Харьковчанка Наталья Жаркова завоевала золотые медали в соревнованиях по нырянию с постоянным весом без ласт (65 метров) и в би-ластах (85 метров). Оба ее золотых результата стали новыми мировыми рекордами по версии CMAS. На счету спортсменки также бронзовая медаль в нырянии с постоянным весом в моноласте.