Театр «Березиль», основанный знаменитым режиссером-авангардистом Лесем Курбасом, впоследствии репрессированным, работал в Харькове с 1926 по 1933 год.

Выставка, которая открылась 18 января в центре современного искусства «ЕрмиловЦентр», – именно об этом, о харьковском периоде творчества великого Леся Курбаса.

В начале 1920-х годов в «Березиле» экспериментировали с движением и новейшими медиа в театре. Эти поиски сполна проявились в первых же спектаклях театра –  «Газ», «Джимми Хиггинс», «Макбет», поставленных еще в Киеве в 1923-1924 годах. Почти сто лет спустя режиссерскую концепцию спектаклей можно увидеть на выставке «Курбас в Харькове», говорят в «ЕрмиловЦентре». В экспозиции – музыка, сценография, костюмы, эскизы, афиши, фотографии из спектаклей.

– Лесь Курбас, интересный режиссер-авангардист, переезжает в Харьков со своим театром «Березиль» в 1926 году и меняет в городе понятие о театре. Коллектив ставит перед собой очередную цель – создавать новую украинскую урбанистическую культуру, представить Харьков как столицу Украины. Ярче всего это художественное задание проявилось в спектаклях «Народный Малахий» (1928), «Алло, на волне 477!» (1929) и «Мина Мазайло» (1929), которые и представлены на выставке, – рассказывают организаторы.

В «ЕрмиловЦентре» можно услышать уникальную запись первого действия спектакля «Народный Малахий» в исполнении ведущего актера театра Курбаса Иосифа Гирняка. Запись была осуществлена в 1960-е годы.

– Эта запись 1960-х годов – первая известная попытка документации постановки Курбаса — была сделана в Нью Йорке для радио-программы. Голос Гирняка переносит зрителей во времена создания спектакля и представляет тему – вход в урбанистическое пространство столицы, – рассказывают в «ЕрмиловЦентре». – Второй спектакль – «Алло, на волне 477!» –  это первый джаз-мюзикл в Украине, музыкальное ревю, которое представляло новую украинскую популярную культуру как часть новейших трендов Америки и Европы. Кураторы выставки нашли оркестровую партитуру композитора Юлия Мейтуса к этому спектаклю. Мейтус написал музыку к 13 спектаклям «Березиля» и считалось, что вся она уничтожена. Но мы записали его песню «Харьков, Харьков» – джаз-гимн города – с современными музыкантами. Также специально для этого проекта воспроизведена сценография художника-авангардиста Вадима Меллера к спектаклю «Алло, на волне 477!». А для спектакля «Мина Мазайло» мы осуществили реконструкцию фантастически-космической сценографии Вадима Меллера, которая раскрывает простор для сочетания мещанского прошлого с будущим.

Каждый период творчества Курбаса отмечается инновациями. Но именно во время работы в театре «Березиль» в Харькове Курбас продемонстрировал свое театральное мастерство как один из лучших режиссеров страны и мира. Его постановки формировали новое урбанистическое украинское лицо Харькова, считают организаторы выставки. Главная задача экспозиции – продемонстрировать именно те театральные модернистские инновации, которые определяют творчество Курбаса и ставят его в один ряд с наиболее известными авангардистами первой половины ХХ столетия.