Украинско-финская программа развития для среднего образования ищет первую школу для участия в проекте «Измениться за семь дней».

Инициаторы проекта, общественная организация EdCamp Ukraine, объявляют конкурс среди всех украинских школ, готовых к изменениям по финской модели, признанной одной из самых успешных в мире, сообщает PR-агентство Bagels&Letters. Финские специалисты из компании Lumo Education «проживут» с выбранной школой неделю. Помогут сделать аудит сильных и слабых сторон, проведут ряд открытых уроков и тренингов (как для педагогического коллектива, так и для администрации и вспомогательного персонала) и будут стимулировать разработку собственной программы совершенствования. Они будут учитывать специфику и школы, и населенного пункта — то есть не ограничатся общими рекомендациями для всех, а будут работать с конкретной ситуацией.

Чтобы принять участие в конкурсе, кто-то из учителей после обсуждения со школьной администрацией должен заполнить регистрационную анкету и рассказать, что именно и почему следует изменить в их учебном заведении. Времени на это немного: до 2 февраля.
Результаты конкурса объявят 11 февраля, а уже 18-го группа ведущих финских педагогов приедет работать с выбранной школой.

По словам лидера движения EdCamp Ukraine, советника министра образования и науки Украины Александра Элькина, программа «Измениться за 7 дней» предшествует межправительственному украинско-финскому проекту, который должен начаться в этом году.

– Финский министр образования Киуру Криста договор уже подписала. Украинское министерство подписать пока не может – ждет, пока программу партнерства и финансовой помощи утвердит Верховная Рада, – рассказывает Александр Элькин. – Надеемся, что необходимые процедуры удастся завершить к июню 2018 года .

Финские эксперты, которые будут работать с украинской школой, имеют опыт как собственного преподавания, так и сотрудничества с правительственными учреждениями и адвокацией финских образовательных идей за рубежом. Все они являются разработчиками современных преподавательских методик, создавали программы преподавания для финских школ. Интересно, что именно члены Lumo Education занимались открытием и управлением первой международной финской школой в Персидском заливе, в Катаре. Поэтому они прекрасно понимают важность культурных особенностей регионов и всегда работают с учетом уникальности местных систем.

Региональный директор Lumo Education Ltd в Украине Дмитрий Науменко хорошо знаком и с финской, и с украинской системами образования, поэтому уверен, что создать в  Украине школу действительно финского качества абсолютно реально – было бы желание.

– Еще будучи школьником, я понимал: не все методы преподавания одинаково подходят каждому ребенку, – говорит Дмитрий Науменко. – В Финляндии школа подстраивается под детей, а не наоборот. Финны убеждены: школа должна давать ребенку не только знания и умения, но и счастье. Ребенок должен наслаждаться детством и учиться с помощью игры.

Тренинговая часть программы в выбранной школе продлится пять дней.

В первый день финская команда ознакомит педагогов и учащихся с принципами финской системы образования, которые включают: социальный конструктивизм, обучение через опыт, автономность и доверие.

На второй – финские учителя проведут открытые уроки в 4-6 классах – например  будут рассказывать о «пищевой цепочке» или «изменениях в численности популяции живых существ», используя не только биологическую науку, но и язык, математику. Каждый урок будет базироваться на игровых принципах.

На третий день учащимся предложат закрепить полученные знания с помощью экспериментов, создания коллажей и арт-объектов.

Четвертый день посвятят разговору с педагогическим коллективом о методике Сo-Teaching - так называемого соучительствования, то есть ведения интегрированных уроков несколькими педагогами вместе.

На пятый день состоится встреча с министром образования и науки Украины Лилией Гриневич. На встрече обсудят актуальные для новой украинской школы вопросы создания единой электронной платформы, системы обеспечения качества образования, трансформацию системы образования педагогов и дальнейшего повышения квалификации. Гости расскажут о таких типичных для Финляндии, но все еще непривычных для Украины вещах, как отсутствие домашних заданий, короткие школьные дни, большое количество ручного труда. Будут говорить и о праве на равенство: равное качество обучения в разных городах и селах, отсутствие различия между обучением мальчиков и девочек (например на уроках труда) и т. д.

– Финский подход успешен потому, что он нравится детям, пробуждает в них желание учить и учиться, – считает Александр Элькин. – Их не «натаскивают» на сдачу рутинных тестов, зато дают навыки, действительно необходимые для успешной жизни в XXI веке. Суть финской системы – в экологическом обучении. Не только в том, что изучать, но и в том, как изучать при индивидуальном подходе и совместной работе.

Партнеры проекта убеждены, что принципы проработаны на первом этапе проекта, могут быть впоследствии использованы и в других украинских школах.