Сегодня в сфере налогообложения действует около 2000 нормативно-правовых актов, часто нормы разных актов законодательства противоречат одна другой. Поэтому работать бесконфликтно и комфортно налогоплательщикам в запутанной правовой среде очень непросто.

Нестабильная налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальное напряжение.

Специалисты по налогообложению пришли к заключению, что отечественному бизнесу необходимы: меньшее количество налогов, более низкие ставки налогов, согласованные между собою нормы налогового законодательства. Они нашли выход — это принятие Налогового кодекса Украины!

При принятии этого документу можно реально достичь:
— стабильности и совершенства налогового законодательства;
— реального снижения налоговой нагрузки;
— сбалансирования налогового давления на разные категории налогоплательщиков;
— реального обеспечения прав налогоплательщиков;
— стимулирования инвестиционных и инновационных процессов и поддержки технологического обновления общества;
— устранения несогласования налогового законодательства с нормами законодательства других областей права, их гармонизации и взаимодействие;
— прозрачности и понятности причинно-следственных механизмов налогообложения;
— прозрачности процедур администрирования налогов;
— унификации бухгалтерского и налогового учета;
— повышения добровольной уплаты налогов;
— уменьшения количества непроизводительных налогов, затраты на администрирование которых превышают их поступления;
— избежания бессистемного и неоправданного предоставления налоговых льгот и привилегий.

С обсуждением проекта Налогового кодекса наметились положительные изменения для налогоплательщиков. Например: снижение ставки налога на прибыль предприятий при условии реинвестирования прибыли с 25 до 20 процентов. Планируется введение ускоренной амортизации для производителей высокотехнологической продукции и инновационных проектов. Нормами Налогового кодекса будут установлены льготы для предприятий, осуществляющих деятельность по энергосбережению; новые методологические основы определения объекта налогообложения, которые максимально приближены к бухгалтерскому учету. Будет возможным применение инвестиционно-инновационных налоговых кредитов для всех субъектов хозяйствования, которые осуществляют квалифицированное инвестирование инновационного направления.

Относительно налога на добавленную стоимость предусмотрены такие изменения:
— поэтапное снижение ставки с 20 до 18 процентов;
— особый порядок уплаты при перемещении через границы СЭЗ для инвестиционных проектов;
— сокращенный срок возмещения для плательщиков, которые имеют значительные инвестиционные затраты.

Также принятие Налогового кодекса предусматривает уменьшение в два раза ставки единого налога для юридических лиц за счет исключения из состава единого налога взносов в государственные целевые фонды и уменьшение до 20% размера надбавки, которая применяется к ставкам единого налога за каждого нанимаемого работника физического лица — налогоплательщика.

Положительные изменения внесет Налоговый кодекс и в жизнь каждого гражданина. Будет значительно легче получить налоговый кредит по налогу с доходов физических лиц. Будут освобождены от налогообложения унаследованные суммы обесцененных денежных сбережений — вопрос, который беспокоит многих. Также предусмотрено снижение ставки налогообложения дивидендов с 15 до 5 процентов.

Из перечня местных налогов и собрания будут исключены:
— «ипподромный» сбор;
— сбор за выдачу ордера на квартиру;
— сбор за проведение конкурсной распродажи и лотерей;
— налог с продажи.

С принятием Налогового кодекса будет упрощена процедура регистрации самозанятых лиц в налоговых органах через реализацию заявочного принципа.

Текстом Налогового кодекса предусмотрена и защита прав налогоплательщиков. С принятием этого нормативного акта будет возможно привлечение экспертов при проведении проверок. Налоговым кодексом четко определены:
— перечень причин для осуществления проверок;
— условия допуска служебных лиц органов ГНС к проведению выездных налоговых
проверок;
— права должностных (служебных) органов ГНС во время проведения проверок;
— периодичность и сроки проведения проверок;
— порядок обзора и изъятия документов;
— оформление результатов проверок.

С момента принятия этого документа представителям контролирующих органов будет необходимо получение разрешения суда на отдельные действия, которые существенно ограничивают права налогоплательщика, а в частности:
— на получение в полном объеме информации, которая является банковской тайной;
— на обследование жилых помещений;
— на приостановление расходных операций по счетам налогоплательщиков, которые не выполняют законных требований должностных лиц органов государственной налоговой службы.

Также предусмотрено усовершенствование процедуры защиты налогоплательщика от необоснованного взыскания начисленных сумм налоговых обязательств путем замены системы согласования/несогласования налоговых обязательств запретом на принудительное взыскание сумм, начисление которых обжалуется. Станет возможным прекращение уголовного дела против налогоплательщиков в случае уплаты ими противоречащей суммы, будут установлены ограничения размера налогового залога.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС – ДЛЯ НАЛОГОВИКОВ
Принятие Налогового кодекса внесет положительные и прогрессивные изменения и в работу налоговиков. С принятием этого акта будет установлена надежная преграда схемам уклонения от налогообложения, минимизации налоговых обязательств и т.п.. Прежде всего будет созданна целостная система информационно-аналитического обеспечения органов государственной налоговой службы. Законодательством будут закреплены методики применения косвенных методов определения налоговых обязательств. Будут очень четко определены случаи, когда могут применяться косвенные методы. Обычная цена будет определяться по методам, предусмотренным в положениях (стандартах) бухгалтерского учета.

За нарушение норм Кодекса будет внедрена четкая система применения штрафных санкций (финансовых санкций, штрафов).

С принятием Налогового кодекса большое внимание будет уделяться вопросам внедрения предоставления налоговой отчетности в электронном виде, что будет оказывать содействие улучшению администрирования налога на добавленную стоимость, своевременному выявлению безосновательно заявленных сумм к возмещению из бюджета, предотвращению минимизации налоговых обязательств, ускорению осуществления налоговыми органами проверки достоверности данных налоговой декларации.

Текстом Налогового кодекса будет введено понятие «погашенной налоговой накладной», которой считается накладная в случае включения ее в налоговую декларацию и проведения расчетов с государственным бюджетом по этой декларации, также будет установлен запрет относительно включения в состав налогового кредита сумм НДС, не подтвержденных погашенными налоговыми накладными. На основании Налогового кодекса будет возможно лишение налогоплательщика права на налоговый кредит и бюджетное возмещение НДС по операциям с субъектом хозяйствования, относительно которого принято судебное решение про прекращение его деятельности или которое является субъектом с признаками фиктивности.

Для плательщиков единого налога, сумма дохода которых превышает 300 тыс. грн., будет внедрено комбинированное налогообложение — по ставке 1% от суммы такого превышения (дополнительно к уже уплаченным на протяжении года суммам налога по фиксированным ставкам). Также будет установлен механизм ответственности в виде налогообложения сумм превышения предельного дохода, который дает право находиться на упрощенной системе налогообложения, по ставке налога с доходов физических лиц — для физических лиц или по двойной ставке единого налога — для юридических лиц.