Будут деньги — будут и дороги, напоминают нехитрую истину строители. В Харькове — 1538 километров дорог, из них только 834 — с твердым покрытием, остальное — пыльные грунтовые дороги или «направления».

Некоторые харьковские дороги не ремонтировались лет тридцать, — констатирует печальный факт нашей жизни директор Департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковского горсовета Евгений Гриневич. В этом году в городском бюджете предусмотрено выделить 53,8 млн. гривен на капитальный ремонт улично-дорожной сети города, что более чем в два раза превышает показатели прошлого года (в 2006 году на капремонт было заложено 26 млн. грн.)

Однако даже таких денег недостаточно для решения наболевшей «дорожной» проблемы. По словам Евгения Гриневича, 53 миллиона гривен составляют всего 50-60% от необходимого. А городу нужно «как минимум 150 миллионов гривен в год», чтобы лет через пять дороги у нас были как за границей — гладкие, ровные и красивые.

А пока в Харькове с марта месяца (начала сезона дорожных работ) до октября дорожники должны успеть капитально отремонтировать 95 объектов. Уже выполнены работы на 61 участке проезжей части общей площадью 124,4 тыс. кв. м (на сумму 9,911 млн. грн.) Среди отремонтированных: участки на улицах 23 Августа, Космической, Университетской, Чернышевского, Парижской Коммуны, Саперной, Вальтера, Энтузиастов, Академической, Омской, Героев труда, Командарма Корка, Кооперативной, Ак. Павлова, Конева, Володарского, Роганской, Плехановской, Социалистической и Муранова. Капитально отремонтированы проспекты Гагарина (старая пробивка) и Тракторостроителей, переулок Синельникова и Белгородский спуск.

Кстати, в этом году на участке проезжей части проспекта Тракторостроителей впервые был применен новый вид асфальтобетона. В качестве эксперимента здесь было уложено 200 тонн щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси. Новую технологию харьковчане присмотрели у россиян, а ХАДИ разработало состав применительно к украинским вяжущим и сыпучим веществам. «Посмотрим, как он будет себя вести» — пообещали дорожники.
Всего же на объектах капитального ремонта уложено 20,8 тыс. тонн асфальтобетона (за такой же период в прошлом году — 16,8 тыс. тонн).

«Дорога дороге рознь», — замечает директор Департамента строительства и дорожного хозяйства Евгений Гриневич. Средняя стоимость одного квадратного метра капитального ремонта покрытия составляет от 70 до 93 гривен. Сумма зависит от внутренней «начинки» покрытия. Так, в конструктив проспекта Ленина заложена максимально дорогая дорожная начинка — железобетонная плита, щебень и три слоя асфальта. Поэтому и стоимость квадратного метра проспекта раз в пять выше, чем обычной дороги с менее интенсивным движением. А при ремонте стандартной внутриквартальной дороги кладут 12-14 см щебня и один четырехсантиметровый слой асфальта. Кстати, цена асфальта (344 гривны за тонну) составляет 70% общей стоимости ремонта дороги.

Помимо капитального ремонта, дорожники производят текущий, или, как говорят в народе, «ямочный» ремонт. Всего же на текущий ремонт и содержание дорог из городского бюджета запланировано выделить 40,5 млн. грн. (в прошлом году было 38 млн. грн.)

Путь в Европу начинается с киевского направления
Возможно, вечную проблему плохих дорог поможет решить предполагаемое проведение в Харькове матчей «Евро-2012», а точнее, дополнительное финансирование из государственного бюджета.

Дорожники надеются, что сработает та же схема, которая помогла к 350-летию Харькова обустроить проспект Ленина. Тогда из государственного бюджета, напомнил Евгений Гриневич, город получил 70 млн. гривен на дороги, фасады и кровли. Директор Департамента сообщил, что Харьков уже направил в столицу соответствующую заявку на 380 млн. гривен. Оправдаются или нет ожидания строителей, покажет время и приближающиеся выборы.

Киевское направление — одна из концепций развития дорожной сети Харькова. В ней предусматривается к 2012 году строительство второй части моста через речку Уды при выезде на Песочин. В этом месте Полтавский шлях сужается и «зажимает» движение.
Для того чтобы по-европейски встретить гостей Харькова, необходим капитальный ремонт подъездных путей к городу, а также к спортивным сооружениям и гостиницам. Если Харьков деньги из госбюджета все же получит, будет обустроена территория вокруг «Металлиста» — со стоянками, дорогами, инфраструктурой. Повезет и соседним улицам: «Допустим, Богом забытая улица Державинская, — говорит Евгений Гриневич, — может получить в следующем году второе дыхание, потому что это заезд от аэропорта к стадиону «Металлист» вместо Кирова».

На капитальный ремонт киевского направления город выделил более десяти миллионов гривен. Кроме ремонта «титульного» Полтавского шляха, обновится покрытие на соседней улице Социалистической — здесь к 20 августа капитально отремонтируют 600 метров дорожного полотна. Пройдет дорожный каток также по улицам Елизарова, Клочковской и Котлова.

Продолжение киевского направления — спуск Пассионарии вверх до площади Свободы. Здесь намечено до 1 ноября капитально отремонтировать двухполосную асфальтовую дорогу с переустройством трамвайных линий. Вдоль трамвайного полотна, в межпутье, будет уложен вечный материал — гранитная брусчатка. Пешеходные дорожки, как и раньше, здесь не предусмотрены. Но рядом с дорогой обновится неширокий технический тротуар. Работы выполняет победитель тендера из Донецка — ООО «Дорожное строительство «Альтком».

Строители дошли до внутриквартальных дорог
Настоящим достижением назвал Евгений Гриневич тот факт, что наконец-то дорожники потихоньку начали двигаться вместе со спецтехникой в сторону частного сектора. Город обратил внимание на такие участки Харькова, где дороги, точнее, их направления, не видели ремонта более 30 лет.

Вот на улице Революции 1905 года в Ленинском районе дорога, похоже, не ремонтировалась именно с 1905 года. Местные жители с удивлением и радостью смотрят, как подрядчик ОАО «Харьковдорстрой» насыпает щебень, укладывает асфальт и формирует тротуары и бордюр в зарослях фруктовых деревьев частного сектора.

«Праздник на нашей улице» продолжится и в других районах — всего городским бюджетом в этом году на ремонт участков внутриквартальных дорог и тротуаров выделено четыре миллиона гривен. Из них освоено 511,8 тысяч гривен. По плану нужно выполнить ремонтные работы на 101 объекте. Силами подрядных организаций уже отремонтирован 21 участок, в том числе по улице Деревянко, 4а; Астрономической, 44; Героев труда, 17; Социалистической, 68; проспектам Гагарина, 94а и Орджоникидзе, 43/21. Выполнен ремонт тротуара в саду Шевченко и подъезд к 4-й неотложной больнице.

Закончить работы на «внутрикварталках» планируется до 15 октября.

Старым улицам – новую жизнь
На следующий год планируем капитально отремонтировать Пушкинскую, — сообщил Евгений Гриневич. Сейчас улица подвергается текущему, «ямочному» ремонту.
«Вопрос Пушкинской мы рассмотрели на техсовете, — рассказал директор Департамента строительства и дорожного хозяйства Евгений Гриневич, — сегодня преобладает решение оставить трамвай там… Я совсем недавно приехал из Дюссельдорфа и наблюдал, как на подобной улице спокойно разъезжаются трамвай и машины».

Улица Шевченко скоро изменит свой облик и станет «малым транспортным кольцом» Харькова. Идея перенаправить потоки машин из центра на «обочину» — улицы Шевченко и Клочковскую — давно витала в воздухе. Сейчас, согласно генеральному плану развития Харькова, улица Шевченко классифицируется как магистральная улица общегородского значения. После реконструкции ее проезжая часть будет четырехполосной, а ширина тротуаров составит три метра.

Реконструкция улицы Шевченко проводится в три этапа: участок от Московского проспекта до улицы Гражданской, потом 1,4 км — от улицы Гражданской до улицы Маршала Бажанова, затем от улицы Маршала Бажанова до Белгородского спуска. Сейчас даны заявки на проведение тендерных торгов по реконструкции улицы Шевченко на участке от улицы Матюшенко до Героев труда. Завершены ремонтные работы дорожного покрытия на улице Шевченко будут в сентябре, — сообщил нынешний подрядчик — управделами АО «Спецстрой-3» Виталий Ганжа.