Внедрение единого электронного билета в харьковской подземке снова перенесли — система дает сбои и в троллейбусах, и в трамваях.

Когда можно будет проехать в метро по электронному билету, неизвестно. Чиновники дат не называют. Говорят, что сначала необходимо на все сто процентов наладить работу системы в наземном транспорте. Что для этого делается и как реагируют на новацию харьковчане, выяснял «Вечерний Харьков».

Харьковчане в большинстве своем идею с внедрения единого электронного билета в общественном транспорте восприняли с позитивом.

— Это по-европейски, — считает харьковчанка Татьяна. – Я только «за»! С удовольствием отказываюсь от налички — в кошельке ношу минимальную сумму, если придется что-то на рынке или в киоске купить. А в супермаркетах, торговых центрах расплачиваюсь исключительно карточкой. С удовольствием пользовалась бы электронным билетом и в транспорте. Если бы не проблемы…

Внедрение современной технологии , судя по отзывам горожан, действительно происходит не без проблем. Во-первых, установленные автоматы по продаже карточек не работают.

— На Салтовке такое сплошь и рядом, — замечает харьковчанка Виктория. — Но мне все-таки удалось найти действующий. Купить карточку очень просто – выбрала соответствующий пункт в меню и внесла 30 гривен. Получила карточку и право на одну поездку. Правда, сдачу автомат не выдает. Так что при себе нужно иметь точную сумму. Кстати, когда анонсировали внедрение системы, говорили, что карту можно вернуть и получить деньги назад. Однако как это сделать — непонятно: никакой инструкции, никаких разъяснений по ее возврату и компенсации стоимости нет.

Некоторые пассажиры, уже ставшие счастливыми обладателями карточки е-ticket, столкнулись с проблемами при ее пополнении. 

— По идее пополнить ее можно в том же автомате по продаже карточек. Но они работают со сбоями, часто подвисают на каждом действии. Стоишь, ждешь и не понимаешь — твои деньги канули в Лету или положительный результат все же будет. Чек о пополнении счета тоже выдается почему-то через раз, — рассказывает харьковчанин Анатолий.

Одним из препятствий для пассажиров стали валидаторы – зеленые автоматы, установленные на поручнях в салонах трамваев и троллейбусов. Подносишь к ним карточку — и они снимают с нее плату за проезд, о чем свидетельствует надпись на экране. Это в идеале. А на самом деле так происходит не всегда.

— Нередко валидаторы служат просто «украшением» электротранспорта, потому что не работают — на экране светится надпись «Out of order». Особенно этим «грешат» трамваи, — делится харьковчанин Олег. — Спрашиваю у кондуктора: «Как оплатить проезд?». Тот смотрит на меня, как на недоумка: «Деньгами, конечно». «Налички нет — есть карточка», — отвечаю. Кондуктор – в ступоре: пожимает плечами и порой даже предлагает проехать бесплатно.

— Мало того, — включается в разговор Анастасия. — Даже если валидатор — рабочий, оплатить карточкой можно проезд только одного человека. А как быть, если я еду, допустим, с детьми? Несколько раз подряд использовать одну карту на одном валидаторе не получится. Мне что, бродить по всему салону? А если работающий прибор вообще один на весь троллейбус?

Жалуются на неудобства и льготники.

— Купить льготную карту в автомате я не могу. Нужно пойти в «Мегабанг», Центр предоставления админуслуг или райадминистрацию, заполнить анкету, предоставить копию паспорта, идентификационнгого кода. И только где-то через месяц, как мне пообещали, я получу СМС, что могу забрать свою карточку. Но, насколько я знаю, пока еще ни одной карточки не выдали, — разводит руками инвалид I группы Михаил Степанович.

А вот льготникам из других городов придется платить полную стоимость проезда: им карточки не оформят, если об этом не позаботятся их местные власти. Правда это не распространяется на переселенцев — они имеют такие же права, как и члены территориальной громады.

С учетом всех проблемных моментов, тормозящих эффективную работу системы Е-ticket, даже страшно представить, что начнется, когда его введут в метро, опасаются читатели «Вечернего Харькова».

Именно поэтому городские власти и отложили внедрение системы единого электронного билета в подземке до тех пор, пока работа системы ни будет налажена в наземном транспорте на все сто процентов.

— Рискнуть таким достаточно сложным механизмом, как метрополитен, его системой мы сегодня не можем, — признается заместитель городского головы по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов.

Метро будет переходить на Е-ticket постепенно


Внедрение Е-ticket в метро откладывается уже во второй раз – сначала его пообещали горожанам с 1 января, потом – с 1 февраля. Теперь же, как сообщили в мэрии буквально 31 января, запуск переносится на неопределенный срок. Причина, по словам чиновников, — в сбоях, которые происходят в работе системы в наземном электротранспорте.

— Пока мы не доведем наземную часть до идеального состояния, включать систему в метро не будем. У нас есть все оборудование. Установку системы начнем тогда, когда будем уверены, что все работает. При установке мы вмешиваемся в рабочую систему метро. Рискнуть даже одним турникетом, проходом, особенно в пиковое время, мы не можем, чтобы не навредить работе метрополитена, — говорит Евгений Водовозов. — Отмечу, что метро тоже будет переходить на единый электронный билет постепенно — сначала один турникет, потом два.

В Харькове будут работать «этичные» контролеры


При этом вице-мэр отметил, что, исходя из зарубежного опыта — городов, где запускали систему единого электронного билета, — идеальное доведение проекта до механизма работы лучших часов занимает около года. В Харькове этот процесс стараются значительно ускорить. Что делают для этого чиновники? По словам Евгения Водовозова , ежедневно в городе устанавливают четыре-пять наземных терминалов. Общее их число должно быть увеличено до 600.

— Терминалы, которые были повреждены ранее (к этому приложили руку и вандалы: они в первый же день испортили часть терминалов – ред), уже восстановлены. Если возникают проблемы в их работе, их устраняют в течение дня, — заверяет чиновник. — Есть также несколько неработающих терминалов, поскольку они пока не подключены к электроэнергии, но это временное положение дел, связанное с техническими обстоятельствами.

Кроме того, постоянно совершенствуется программное обеспечение системы. По словам вице-мэра, на данном этапе загружается новая, более усовершенствованная версия программы.

— Сейчас устанавливают уже четвертую версию программы. Мы надеемся, что вскоре перезагрузка завершится. Потом будет произведена наладка системы в том виде и с теми замечаниями, которые мы сделали. Мы задали инвестору непростую задачу, и сейчас достаточно сложные системы дописываются разработчиками, — отмечает вице-мэр. — А с 1 марта в троллейбусах и трамваях начнут работу контролеры E-ticket. Кроме того, специалисты рассматривают вопрос, как оплатить несколько поездок одной картой.

Выдавать карточки льготникам еще не начинали


Что касается людей, у которых есть право на льготный проезд, по словам Евгения Водовозова, пока ничего не меняется.

— Пока система не заработает, все они продолжают пользоваться картами, удостоверениями для проезда. В отделениях ПАО «Мегабанк» продолжается прием документов для оформления льготных проездных, но только для жителей города, — напоминает он.

По словам вице-мэра, документы на оформление уже подали около ста тысяч человек, их данные обрабатываются. Выдавать карточки еще не начинали.

Пока система E-ticket не начнет работать, льготами по старой системе пользуются и жители области.

— В дальнейшем, чтобы получить льготный проездной, городским или поселковым советам в области необходимо будет выделить на эти цели средства, заключить с коммунальными предприятиями договоры, заказать нужное количество поездок и получить карты в своих населенных пунктах, — уточняет Евгений Водовозов. — Согласно уставу громады мы не имеем права финансировать жителей других городов за счет средств городского бюджета Харькова.
В метро все-таки начнут разменивать крупные купюры?
Кстати, в мэрии по-прежнему обещают решить проблему размена денег в подземке, которую пассажиры поднимали неоднократно.

Напомним, еще в начале октября прошлого года Евгений Водовозов, комментируя ситуацию, когда в харьковской подземке перестали принимать даже пятигривенные купюры, пообещал, что во второй половине октября в метрополитене появятся первые аппараты по продаже билетов, которые будут принимать все купюры, вплоть до 500 грн, и выдавать сдачу бумажными деньгами.

— Сначала эти терминалы установят на наиболее оживленных станциях, а до 1 декабря они будут стоять во всех 47 вестибюлях метрополитена. Действующие автоматы также будут работать, — заверял тогда чиновник. — Кроме того, в начале следующего года в метро появится возможность оплатить проезд с помощью банковской карты.

На сей раз вице-мэр снова заверил, что специальные аппараты прибудут в ближайшее время.

— Мы ожидаем буквально в течение семи-десяти дней поступления к нам на склады 49 аппаратов. И тогда на каждой станции появится аппарат, который может дать сдачу, — сообщил Евгений Водовозов 31 января.