Многие помнят вкус какао с детства. Этот продукт применяется при изготовлении выпечки, разнообразных напитков и всяческих десертов.

Еще не так давно «коричневый порошок» считался деликатесом, но со временем ситуация изменилась. Сегодня каждый может приобрести его в любом продуктовом магазине. Но, как всегда, возникает вопрос — как выбрать качественный?

Специалисты ГП «Харьковстандартметрология» оценили качество какао-порошка. На экспертизу попали десять образцов какао-порошка отечественных производителей, которые изготовляют продукцию согласно требованиям ДСТУ 4391:2005 «Какао порошок. Общие технические условия» или собственных технических условий, а также импортированная продукция: какао ТМ «Коммунарка», изготовленное по стандарту Беларуси (требования почти идентичные ДСТУ 4391), и какао ТМ «Dr. Oetker», на которое требования ДСТУ 4391 не распространяются.

В ходе экспертизы прежде всего была проверена потребительская маркировка. Замечания возникли лишь к одному образцу – какао-порошку производства ФОП Содома Л.И. Согласно ДСТУ 4391 какао на сорта не разделяют, тем не менее на маркировке почему-то указан «высший сорт». Возникает вопрос: или производитель сознательно вводит потребителей в заблуждение и таким образом выделяет свой продукт среди других аналогичных, или просто не владеет требованиями действующего стандарта? И то, и другое — не похвально.

Дальше определяли органолептические показатели: внешний вид и запах. Все образцы какао-порошка соответствовали требованиям стандарта. Следует отметить, что цвет порошка может быть в диапазоне от светло- до темно-коричневого и зависит от нескольких факторов: страны происхождения, ботанического вида какао-бобов и способа обработки. Обработанный щелочью какао-порошок имеет более темный цвет (темно-коричневый) и ярко выраженный вкус и аромат, что является следствием нейтрализации кислот.

Кроме того, в государственной испытательной лаборатории ГП «Харьковстандартметрология» все образцы были проверены по основным физико-химическим показателям, таким как: массовая доля влаги, золы и важнейший показатель для потребителей — массовая доля жира.

Массовая доля влаги всех образцов какао-порошка соответствовала установленной норме и не превышала 7,5%. Относительно других показателей возникли вопросы.
Содержание золы (более 9%) оказалось завышенным в образцах какао ТМ «Мрія», ТМ «Arriba» и ТМ «Добрик», что может свидетельствовать о наличии в составе продукта посторонних примесей.

Производители пожалели масла


Специалисты ГП «Харьковстандартметрология» проверили какао на жирность. По-настоящему ценным оказался лишь один продукт.



Еще один очень важный показатель, который определяли в государственной лаборатории ГП «Харьковстандартметрология», — это массовая доля жира, которая свидетельствует о наличии ценного какао-масла в составе продукта.

Согласно требованиям стандарта производитель может сам определять, с какой массовой долей жира производить свою продукцию, но конкретное значение должно быть указано на маркировке. По результатам лабораторных испытаний установлено, что в какао-порошке Amigo ТМ «Tao’s» массовая доля жира почти вдвое меньше указанной на маркировке и составляет 7,3% вместо обещанных 14%. Также заниженное содержание жира было выявлено в какао ТМ «Полная чаша» — 10,3% вместо указанных 14%.

Как отметил генеральный директор ГП «Харьковстандартметрология» Владимир Величко, с 1 января 2018 года вступил в силу приказ Министерства аграрной политики и продовольствия Украины «Требования к продуктам из какао и шоколада». В нем прописана четкая классификация и определено, что какао-порошок производится двух видов:
  • со сниженным содержанием жира, в котором массовая доля какао-масла составляет меньше 20 %;
  • с содержанием жира не менее 20%, то есть с высоким содержанием какао-масла.
Итак, оценив количество жира в какао-порошке разных торговых марок, специалисты сделали вывод, что все 11 образцов — это какао-порошок со сниженным содержимым жира (какао-масла) и лишь один образец содержит более 20 % какао-масла.
Цена имеет значение
Цены на какао-порошок варьируются в довольно широком диапазоне. Наиболее дешевый образец, который удалось найти экспертам в розничной торговой сети, — это какао ТМ «Розумний вибір» стоимостью менее 8 грн за 100 г, а наиболее дорогой — какао ТМ Dr. Oetker по цене более 50 грн за пачку такой же массы. В ходе экспертизы выяснилось, что это именно образцы с наименьшим и наибольшим содержанием жира, то есть ценного какао-масла.

В целом, оценив все образцы какао-порошка, эксперты сделали вывод, что цена продукта зависит от его качества.

Чем полезен вкусный напиток


Качественное какао является необыкновенно ценным пищевым продуктом. Помимо необходимых питательных веществ, оно содержит еще и бодрящий компонент теобромин, который действует гораздо мягче, чем кофеин.



Какао получают путем тонкого измельчения какао-жмыха до порошкообразного состояния. А поскольку полученная масса является очень жирной, то ее тщательно перерабатывают, чтобы в итоге получился сухой коричневый порошок.

Натуральное какао высоко ценится в пищевой сфере. Качественный продукт содержит все необходимые питательные вещества: жиры, белки, углеводы, клетчатку и минералы. Проведенные исследования доказали, что в состав какао-порошка входит теобромин. Это алкалоид, который бодрит, но действует мягче, чем кофеин. Поэтому какао может оказаться полезным тем людям, которые по какой-то причине не могут пить кофе. Теобромин практически не влияет на работу нервной системы, но в то же время стимулирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Ассортимент какао огромный, его предлагают разные производители, а стоимость варьируется в широком диапазоне. На что же обратить внимание при выборе?

— Прежде всего — на состав продукта, — рекомендует Владимир Величко. — Наиболее полезный — натуральный порошок, содержание жиров в котором достигает не менее 10%. На вид он должен быть коричневым или светло-коричневым, консистенция — однородной, без посторонних примесей.
Что проверяли
Для определения качества продукции в торговой сети были закуплены образцы какао-порошка различных производителей 12 торговых марок:
  • какао-порошок «Золотой ярлык» производства ПАО «ХПП», Киев;
  • какао-порошок ароматизированный ТМ «Украинская шоколадная фабрика» производства ЧАО «Монделис Украина», Тростянец, Сумская обл;
  • какао-порошок ТМ «ЭКО» производства ЧАО «Экотехника», Киев;
  • какао-порошок ТМ «Розумний вибір» производства ООО «Первая производственная компания», Днепр;
  • какао-порошок натуральный «СЛІ» производства ФЛП Содома Л.И, Львов;
  • какао-порошок ТМ «Мрія» производства ПАО «Укроптбакалея», Чернигов;
  • какао-порошок Amigo ТМ «Tao’s», расфасовано ООО «Укрфудальянс» (по заказу ООО «Анаід»),  Харьков;
  • какао-порошок «Арриба» ТМ Arriba, производитель ООО «Арриба-трейд», Харьков (расфасовано ООО НПП «Источник», Днепр);
  • какао-порошок «Золоті вітрила» ТМ «Добрик» производства ООО «Нова-пак», Дядьковичи, Ровенская обл;
  • какао-порошок ТМ «Полная чаша» производства ООО «Инвестпроект», Пролиски, Киевская обл;
  • какао-порошок «Коммунарка» производства СОАО «Коммунарка», Республика Беларусь;
  • какао-порошок темное ТМ Dr. Oetker, производитель «Др. Оэткер РО СРЛ», Румыния.