Гости ВХ

  • 1418
  •  / 

Дмитрий Морозов: «В театр приходишь либо на 15 минут, либо на всю жизнь» (видео)

Дмитрий Морозов: «В театр приходишь либо на 15 минут, либо на всю жизнь» (видео)
Дмитрий Морозов: «В театр приходишь либо на 15 минут, либо на всю жизнь» (видео) Гость редакции «Вечернего Харькова» — главный дирижер Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. Лысенко Дмитрий Морозов.
— Дмитрий Петрович, здравствуйте. Меня зовут Ирина. Вы назначены главным дирижером ХНАТОБа относительно недавно – осенью минувшего года. А где работали до этого?

— Почти десять лет служил в харьковском театре оперы и балета — с 2002-го по 2010-й работал здесь дирижером. С 2004 года был главным дирижером Харьковского молодежного оркестра, работал в Днепре главным дирижером камерного оркестра и солистом-органистом Дома органной и камерной музыки. Затем три года был главным дирижером в Киевском национальном театре оперетты. Работал также главным дирижером оперного театра за пределами Украины. А потом вновь вернулся в Харьков. И вот с октября прошлого года возглавляю музыкальную часть ХНАТОБа.

— То есть в этом театре вы – не новичок и, скорее всего, знаете его досконально. Что бы хотелось поменять?

— Я уже многое начал менять. Во-первых, подход к формированию репертуара, отношение к рекламе и исполнителю в целом, то есть вообще к процессу. Я — человек, который мыслит стратегически. Я вырос в этом театре, знаю его потребности, достоинства и недостатки. Еще в студенческие годы, будучи учащимся музыкального училища, приходил сюда на репетиции, на спектакли. А в театр приходишь либо на 15 мнут, либо на всю жизнь. Наверное, я пришел на всю жизнь – загорелся театром, полюбил его от кулис.

Раньше здесь совершенно безобразно формировался репертуар. Он не был расписан более чем на три-четыре месяца вперед. В этом году мы пошли по европейскому пути и вместе с дирекцией, командой главных специалистов, сформировали репертуар до конца театрального сезона — до 8 июля 2018 года. Такой подход используют все крупные театры мира, которые во многом являются законодателями оперно-балетной моды.

А отсюда и все вытекающие последствия — это правильно сформированная реклама. Когда четко знаешь, что 25 марта у нас премьера «Отелло» — отдел рекламы уже понимает, когда запускать рекламную кампанию, как правильно поднять продажи. Естественно, спектакли, которые раньше считались некассовыми и были таковыми именно в результате неправильного формирования репертуара, становятся кассовыми. Потому что, какими бы сложными ни были времена, люди все равно будут стремиться к прекрасному. Ведь хочется как-то отключиться от обыденности, отдохнуть от быта – например, прийти в театр, увидеть что-то прекрасное, недосягаемое. Возможно, кому-то захочется связать свою жизнь с театром. Многие родители стремятся привести ребенка в театр, привить ему хороший вкус, приобщить к высокому искусству, к национальной культуре. У нас много спектаклей из национального репертуара – «Наталка-Полтавка», «Тарас Бульба», «Запорожец за Дунаем», «Черевички».

Таким образом, постепенное выравнивание репертуарной политики и правильное формирование рекламной работы приводит к тому, что постепенно мы превращаемся в посещаемый театр. И я уверен, что через несколько лет мы станем одним из лучших театров Европы.

В искусстве – как в спорте


— Добрый день. Меня зовут Евгения. Дмитрий Петрович, любой театр стремится ставить новые спектакли – есть ли у вас какие-то наброски?

— Безусловно. Мы уже знаем приблизительно, что хотим ставить и в каком ключе. Есть задумка ставить спектакли, которые больше нигде не идут. Это эксклюзив, наша марка. Долгое время спектакля «Отелло» не было в Украине – сейчас мы его поставили. «Самсон и Далила» – кроме нашего театра, нигде в Украине этот спектакль не идет. Мы первыми поставили «Турандот», а потом уже начали ставить и другие украинские театры. И вот эту эксклюзивность мы все время будем стараться поддерживать. Ну и, конечно же, — художественная ценность. Те сочинения, которых мы касаемся, проверены временем и действительно имеют музыкальную и культурную ценность.

— Что нового появилось в репертуаре театра?

— В феврале мы готовим премьеру оперы итальянского композитора Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Ставит ее Виктория Михайловна Лацюк, она из Киева. Будет выпускать спектакль и как дирижер, и как режиссер. Премьера состоится 24 и 25 февраля. В марте – ко Дню театра – мы готовим постановку оперы Джузеппе Верди «Отелло» без купюр. В двадцатых числах апреля — премьера балета Пуни «Эсмеральда, или Собор Парижской богоматери». В конце мая — премьера оперы Петра Ильича Чайковского «Иоланта». А затем еще одна балетная премьера и фестивальные дни -- мы покажем лучшие спектакли сезона. В каждый из спектаклей пригласим кого-то из звезд оперного и балетного искусства.

В этом году мы так распределили силы, что имеем возможность готовить премьеры в спокойном режиме, несмотря на плотный график текущего репертуара. Каждый месяц в нашем театре премьера – такого здесь не было давно. Режим работы, конечно, очень напряженный, но это интересно. Заходишь в театр и видишь, как четко организован процесс, все люди при деле. Балет, хор, солисты – работа кипит. Ты испытываешь какую-то радость и гордость, потому что только так можно совершенствоваться, добиваться постоянного роста. В искусстве нельзя стоять на месте. Это как в спорте – либо ты поднимаешься по ступенечкам вверх, либо резко падаешь. И сейчас у нас действительно  наблюдается подъем.

— Предусмотрены ли в репертуаре произведения современных композиторов?

— Конечно. Я специально не сказал об июньской премьере – запланирована постановка балета «Катерина Билокур» Леси Дичко. Пока завесу тайны я приоткрывать не буду. (Катерина Билокур – украинская художница-самоучка, которую Пабло Пикассо назвал гениальной. В 1983 году композитор Леся Дичко создала балет об этой удивительной женщине. – Прим. ред.)

На сцене ХНАТОБа поставят мюзикл


— Здравствуйте. Вас беспокоит Степаненко Евгений Алексеевич – постоянный зритель и читатель. Дмитрий Петрович, слышал, что вы собираетесь ставить мюзиклы. Стоит ли это делать на оперно-балетной сцене?
 
— Дело в том, что мюзикл – это очень сложный, непростой жанр. И чтобы его поставить, нужно подготовить труппу. В этом сезоне у нас был эксперимент, на мой взгляд, весьма успешный. Мы сделали совместный проект с американцами, который называется «Путь к Бродвею». Мы его показывали два вечера подряд, и каждый раз с аншлагом.

Американская команда привезла с собой ноты, подготовила здесь певцов и танцоров – непрофессионалов. У них такой нюанс, направленный на популяризацию своей американской музыки. Я возглавлял музыкальную часть. И как показал успешный опыт, наша публика имеет большой интерес к такого рода спектаклям и концертам. Однако чтобы поставить мюзикл, потребуется не год и не два. В планах следующего сезона — к Новому году сделать программу «По страницам золотых бродвейских мюзиклов», включив в нее самые популярные концертные номера – такие, как «Кабаре», «Целуй меня, Кэт», «Чикаго» и многие другие. Хочется сделать грандиозное шоу, которое, я уверен, будет пользоваться успехом как у харьковчан, так и у гостей нашего города.

— А не считаете ли вы этот жанр слишком легкомысленным для театра оперы и балета?

— У нас в стране очень однобокое, примитивное отношение к легкой музыке. Легкая музыка — легка для восприятия, но отнюдь не для исполнения. Почему-то Венская филармония не стесняется практически каждый год 31 декабря играть новогодний «Штраус-концерт». И все понимают — это национальная музыка, австрийский национальный герой. Однако сказать, что произведения Штрауса просты для исполнения, нельзя. Его музыка имеет свою специфику.
Так и в мюзикле – существуют свои сложности, и немалые: и стилистические, и жанровые. Ведь он построен больше на симфоджазовых элементах. А такую музыку надо уметь играть. Нужно, чтобы дирижер знал, как это все играется...

Нужны время и команда


— Дмитрий Петрович, добрый день. Меня зовут Виктор Павлович. Интересно, что входит в обязанности главного дирижера и насколько они отличаются от задач рядового дирижера?

— В принципе, обязанности отличаются немногим. Но это немногое включает в себя очень многое. Первое – это организация труда остальных дирижеров, правильное распределение сил и репетиций. Сегодня, например, у меня в театре шесть репетиций одновременно, и все продуктивны. Правильное распределение работы и нагрузки — залог успеха любого театра и главного дирижера, который возглавляет музыкальную часть. Настоящий главный дирижер должен прекрасно понимать, кто на что способен, и ставить  задачи сообразно талантам, способностям, характеру, темпераменту. Чем сильнее каждый в отдельности – тем выше по уровню наш театр, наша труппа.

Я часто общаюсь с людьми, которые посещают разные театры и могут себе позволить посмотреть спектакль, например, в Вене, Берлине или Париже. И многие отмечают: далеко не каждый европейский театр может сыграть, скажем, «Лебединое озеро» на таком же уровне, как наш оркестр. Чайковский – русская классика и требует определенной техники игры. А мы учимся у австрийцев исполнять Штрауса, Моцарта.

Я не очень люблю словосочетание «идем в Европу». Нам тоже есть что показать. И в Америке есть театры, и в Австралии есть театры, и в Эмиратах. Так что надо идти в мировую оперную культуру и занимать там свое достойное место.

— Насколько реалистичны столь амбициозные планы: доказать , что ХНАТОБ – лучший музыкальный театр не только в Украине, но и в мире?

— Его можно сделать одним из лучших. И это вовсе не амбициозные планы – это реалии. Я много смотрел, изучал, разбирался, как организуется процесс. И я понимаю, как его нужно организовать, чтобы добиться очень больших результатов. Для этого нужна команда – команда есть. Театр — это командная игра.

— Сколько времени потребуется, чтобы достичь результата и показать высокий уровень харьковского театра?

— Пять-семь лет.

— А что для этого необходимо?

— Работать. Каждый день работать. Правильно формировать репертуар, правильно подбирать команду, искать сильнейших. Есть главные дирижеры, которые любят работать рядом со слабыми, чтобы выделяться на их фоне. Я люблю сильных, даже тех, кто в чем-то сильнее меня. Я с ними расту, а со мной растет команда, да и весь театр в целом. Да, я не скрываю – хочу поставить Вагнера. И я его поставлю. Но мне нужно время. К этому надо подготовиться.
Приведу пример. Около десяти лет назад, будучи главным дирижером Харьковского молодежного симфонического оркестра, я взялся за Скрябина. Тогда мне все говорили, что это невозможно. А я записал. Никто на тот момент в Харькове, хотя брались многие, не мог его исполнить. Вторая моя победа – Балакирев. Тоже никто не мог записать – я записал. Для человека нет ничего невозможного – нужно только хотеть и знать, что ты профессионал. Для этого нужны время и команда – все остальное человеку подвластно.

Личное дело
Дмитрий Морозов – выпускник Харьковского музыкального училища (1995 г.) и Харьковского национального университета искусств им. И. Котляревского по специальности «хоровое дирижирование» (1999 г.). Совершенствовался в дирижерском мастерстве у лауреата Государственной премии СССР Евгения Светланова (РФ) и итальянского маэстро Луиджи Челегина. С 2002-го по 2010-й – дирижер ХНАТОБа им. Н. Лысенко. В 2010–2011 гг. – дирижер Воронежского оперного театра (РФ). В 2011–2014 гг. – главный дирижер Киевского национального театра оперетты. Является основателем фестиваля Оpen air 2012–2014 гг. в г. Буча Киевской области. Работал по контракту в Каирской национальной опере (Египет). С сентября 2015-го  – дирижер, а с  октября 2017-го – главный дирижер ХНАТОБа им. Лысенко.
На протяжении последнего десятилетия сотрудничает с Молодежным симфоническим оркестром ХНУИ им. И. Котляревского.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Лента новостей23 февраля

Вся лента новостей

Архив новостей

Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.7548 грн
100 USD 2698.87 грн
100 EUR 3319.33 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи