Праздничная ярмарка, блины с пылу с жару, конкурсы с розыгрышем призов, сожжение чучела Марены — харьковчане готовятся к Масленице, которую целую неделю будут праздновать на площади Свободы.

А как традиционно встречали весну на Слобожанщине? Оказывается, без блинов и с коллективными драками.

Празднование Масленицы в Харькове продлится с 12 по 18 февраля. В программе — ярмарка, выступление районов города, конкурсы и, конечно, блины, сообщили в пресс-службе горсовета. С 12 февраля на площади Свободы начнет работу масленичная ярмарка. Основные же мероприятия Масленицы запланированы на субботу, 17 февраля. В этот день с 12.00 начнутся выступления творческих коллективов города. Для гостей праздника пройдут розыгрыши с призами. А в 18.30 в центре площади состоится торжественное сожжение чучела Марены, символизирующей зиму. В воскресенье, 18 февраля, в последний день празднования Масленицы, на площади выступит группа «Місто».

— Темой праздника в этом году станут 12 месяцев года, — рассказали в мэрии. — Каждый из районов города будет представлен как один из девяти месяцев, а зимние месяцы на главной сцене площади представит город.

— На площади, конечно, всегда присутствуют фантазийные, режиссерские моменты – это сочетание традиций и современных трактовок, — говорит ведущий методист лаборатории исследований нематериального культурного наследия Харьковского областного организационно-методического центра культуры и искусства, руководитель фольклорного ансамбля «Муравский шлях», заслуженная артистка Украины Галина Лукьянец. — Порой бывают откровенные нелепости, но и моменты наследования обычаев, конечно же, присутствуют.

Как же на самом деле праздновали Масленицу на Слобожанщине и какие традиции дожили до наших дней?

Вместо блинов — вареники




— На большей части Слобожанщины и особенно в украинских селах традиционной едой на Масленицу считались не блины (это самый большой миф!), а вареники, — отмечает Галина Лукьянец. — И все масленичные приговорки, припевки – были связаны именно с варениками. Царствовали на столе, конечно же, вареники с творогом. Их варили и ели каждый день, чтобы уж насытиться до отвала. Потому что после масленичной недели начинался Великий пост, когда многие продукты есть было нельзя.

Мясо заканчивалось раньше


Кстати, на масленичной неделе, по словам эксперта, мясных блюд уже не употребляли.

— Мясоедство заканчивалось накануне – в последнее воскресенье перед Масленицей. Этот день назывался «Ніжкові заговини», — продолжает Галина Лукьянец. — Потому что уже доедали зарезанную свинью, варили холодец из ножек и оставшихся продуктов. А на Масленицу оставалась уже только молочная пища и вареники.

В русских селах, по словам Галины Лукьянец, на Масленицу ели, конечно же, преимущественно блины. В украинских – блины тоже иногда пекли, но в основном гречишные. Со сладкой начинкой их не готовили – ели со смальцем и салом.

Не успел жениться – будешь наказан


Второй относительно живой компонент Масленицы, который до сих пор в форме игры и шутки вспоминают во многих селах, — вязание колодки. На западе это называлось «Колодій», а у нас, на Слобожанщине, по словам Галины Лукьянец, такого термина не было. Просто говорили «вязать колодку».

— Группа женщин ходила по домам, где есть не женившиеся парубки и не вышедшие замуж девушки во время мясниц – за несколько недель перед Масленицей, когда гуляли свадьбы. Те, кто не связал себя узами брака, порицались и наказывались – в форме шутки, конечно. К ногам провинившихся вязали колодки. Колодка – это такая дровыняка, большое полено, к которому на пастбище привязывали за ногу коров. В качестве колодки для людей могло использоваться и какое-то угощение – бублик, например, или бутылка водки и т. д. Колодку вешали ненадолго – до откупа. Откупиться можно было магарычом, опять-таки каким-то угощением, в частности варениками, — рассказывает Галина Лукьянец.

Кроме того, Масленица была традиционным временем визитов к родственникам – в частности к родителям мужа, жены.

— Особенно это касалось молодых пар, которые поженились как раз накануне масленичной недели, — продолжает эксперт. — Время это было праздное, по хозяйству старались ничего не делать, поэтому оставалось свободное время, чтобы и принимать гостей, и самим ходить в гости.

В веснянках было много юмора


Есть еще один очень красивый масленичный обычай, который, к сожалению, до нашего времени не дожил.

— Масленица на Слобожанщине – это не просто конец зимы, а праздник четкого начала весны. На Масленицу у нас начинали петь веснянки, — рассказывает Галина Лукьянец. — Если была теплая полгода – группы девушек выходили на улицу, взбирались на холмы и устраивали эдакие шуточные песенные баталии. Это были своеобразные девичьи переклички представительниц разных улиц. Даже сами тексты веснянок содержали не просто обращение к весне, там было много шуток, вставлялись конкретные имена. Это был своеобразный формат общения, когда одна группа что-то пела, а другая отвечала. Иногда шутки были очень даже недобрые – высмеивали конкуренток или неудачливых приставучих парубков. Это было смешно и очень красиво.

Паровальные игры позволяли выразить симпатию




Один из вариантов веснянок, который начинался с Масленицы и длился до Пасхи, а то даже и до лета – паровальные игры.

— В украинской культуре девушки не были ограничены в передвижениях – туда не ходи, то не делай. Тем не менее эти игры давали возможность выразить свою симпатию парню, который тебе нравится. И наоборот, — рассказывает Галина Лукьянец. — Это был хороводный формат, когда кто-то постоянно выбирал кого-то, и они целовались.

И особенно ценный, специфический слобожанский обряд – весеннее вождение козла.

— Молодежь бралась за руки и водила хороводы. Но ходили не по кругу, а по селу. Обходили дворы, где молодежь было принято угощать и одаривать. Как во время колядования и щедрования. А возглавлял хоровод козел, в которого обряжали какого-нибудь парня: солому привязывали, рога накручивали, — просвещает Галина Лукьянец. — Самое интересное, что еще в 1980-х – начале 1990-х годов на Харьковщине, хотя и редко, но этнографы записывали это вождение козла с песнями, в которых присутствовали восхваление девушки либо насмешка над парнем.

Привычку драться позаимствовали у русских




Масленичные гулянья на Слобожанщине раньше отмечались… коллективными драками, которые устраивались для того, чтобы немножко выпустить пар.

— Это русская традиция, но ее охотно заимствовали и в украинских селах, — отмечает Галина Лукьянец. — Это был не спонтанный, а организованный бой, так называемые кулачки – могли быть как коллективные игрища, так и индивидуальные. На смерть никто не дрался, по правилам – до первой крови.

А вот чучело Марены на Слобожанщине никогда не сжигали.

— То, что Масленица – баба, которую нужно сжечь, пришло к нам из советских традиций. В Слобожанских селах ничего подобного даже не вспоминали, никакого сжигания чучела не было – это я вам точно говорю, — продолжает Галина Лукьянец. — Возможно, в каких-то населенных пунктах, по соседству с русскими, это и присутствовало, но не повсеместно. Вместо этого на Слобожанщине просто жгли костры на высоких участках местности. Это гораздо более древний и правильный обряд – огнями и кострами отмечались многие календарные даты. Именно такой обряд нашему коллективу удалось записать в Двуречной.