Гость редакции «Вечернего Харькова» – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой комбустиологии, реконструктивной и пластической хирургии Харьковской медицинской академии последипломного образования Григорий Олейник.

Как правильно одеться на морозе?


— Григорий Анатольевич, здравствуйте. Меня зовут Николай. Несмотря на потепление, зима все же продолжается, и возможность получить холодовую травму пока остается высокой. Объясните, пожалуйста, какие части тела наиболее подвержены отморожению?

— Конечно же, открытые – лицо, ушные раковины, руки, особенно кисти. Однако если обувь тесная, одежда подобрана неправильно и передавливает или сжимает те или иные участки тела, возможность получить холодовую травму возрастает. Нарушается кровообращение, питание тканей, сосуды не доставляют нужное количество кислорода к периферии, и человек может получить отморожение. Поэтому если придется пребывать какое-то время на холоде, не лишним будет обработать открытые участки тела смягчающими мазями – кисти рук, лицо, шею, ушные раковины.

— Добрый день! Григорий Анатольевич, как правильно одеться взрослому человеку, чтобы избежать холодовых травм? Татьяна Михайловна меня зовут.

— Зачастую нам – специалистам, которые занимаются холодовыми травмами, – приходится сталкиваться с тем, что больше всего страдают именно верхние и нижние конечности. Ношение тесной обуви, особенно в период повышенной влажности, даже при плюсовой температуре может привести к отморожению ног. Отморожение кистей рук может быть связано с ношением тесных перчаток. Потому что в перчатке каждый палец находится в отдельности, да к тому же пережимается, и это способствует получению локальной холодовой травмы – отморожению пальцев. Поэтому я бы рекомендовал ношение более свободной обуви и при низкой температуре надевать не перчатки, а рукавички, чтобы пальчики согревал друг друга.

— То же, вероятно, касается и детей?

— Вы знаете, дети в этом плане более защищены. Современные комбинезоны, которые изготавливают из специальных материалов, предусматривают защиту от потери тепла. Ребенок, как вы знаете, находясь на улице, подвижен – он мобильный, играет в снежки, катается с горки. И главная задача – не укутать его, а защитить от внешней потери тепла, сохранить тепло, вырабатываемое организмом. Современные комбинезоны позволяют это делать.

Также одежда не должны быть тесной, чтобы ребенок имел возможность проявлять физическую активность. Если при низкой температуре он будет обездвижен – то риск не просто замерзнуть, но и получить локальную холодовую травму возрастает.

Чего нельзя делать при обморожении?


— Григорий Анатольевич, день добрый. Александр беспокоит. Скажите, при какой температуре можно получить отморожение? Слышал, что это не обязательно должен быть 20-градусный мороз. Такое может произойти даже при плюсовой температуре. Так ли это? При каких условиях это возможно?

— Это действительно так, и тут все зависит от тех условий, в которых находится пострадавший. Повышенная влажность воздуха, промокшая одежда, обувь, сильные порывы ветра, которые способствуют потере тепла – все это может даже при плюсовой температуре вызвать у человека общую холодовую травму или даже отморожение нижних конечностей.

Такой опасности подвержены представители некоторых профессий, которыми занимается человек – те же рыбаки, моряки, которые находятся в повышенной влажности при низкой температуре. Все это может способствовать образованию иммерсионной стопы (отморожению от действия холодной воды) – в основном за счет мокрой и тесной обуви и одежды.

— А если человек уже получил отморожение, что делать? Куда обращаться?

— В Харькове за многие десятилетия очень хорошо организована комбустиологическая служба. У нас налажена связь отделением экстренной помощи и медицины катастроф. Любой больной с подозрением на общее переохлаждение или локальную холодовую травму обязательно осматривается врачом – специалистом ожогового центра.
Ожоговый центр расположен в больнице скорой и неотложной медицинской помощи и оказывает круглосуточную помощь как харьковчанам, так и жителям области. Больные доставляются непосредственно в приемное отделение, где их осматривает врач-комбустиолог и решается вопрос о наличии либо отсутствии у пациента общей или локальной холодовой травмы. Если обошлось без отморожения, больной отправляется на амбулаторное лечение, а больные с холодовой травмой или подозрением на нее госпитализируются в отделение, где проводится соответствующая терапия.

Лечение данного контингента больных желательно начинать как можно скорее. Дело в том, что течение общей или локальной холодовой травмы имеет несколько периодов. И самым важным при подозрении на отморожение конечностей или других участков тела является дореактивный период. Это этап, когда еще можно управлять процессом. То есть от правильно проведенной консервативной терапии, оказания первой помощи зависит, как будет протекать выздоровление. Иногда удается даже избежать отморожений. Иными словами, дореактивный период – это период от получения травмы до согревания.
Как раз в этот период при оказании доврачебной помощи очень часто допускаются ошибки, которые серьезно усугубляют ситуацию. Люди – естественно из благих побуждений – стараются растереть пораженные участки. Это категорически запрещено! В дореактивном периоде необходимо использование термоизолирующих повязок. Это повязка, которая как раз способствует защите пораженных участков от внешнего воздействия тепла.

Следует вспомнить наработки предков, когда наши бабушки и дедушки, понятия не имея о термоизолирующих повязках, просто пораженные участки опускали в ведро с холодной водой – то есть защищали их от внешнего воздействия тепла. Горячую же воду нельзя использовать ни в коем случае! При использовании горячей воды или растирании пораженного участка, допустим, шерстяными изделиями или снегом – мы добиваемся восстановления температуры поверхностных слоев участков поражения при нарушенном кровообращении. Отогревшиеся участки требуют повышенного питания, а нарушение кровообращения в данном участке не способствует достаточному поступлению питательных веществ к пораженному участку. В результате он начинает отекать. А отек верхних или нижних конечностей – это уже первый признак формирования отморожения.
Второй период протекания отморожений — реактивный, когда ткани отогреваются. В некоторых изданиях, например, когда сравнивали разные методы оказания первичной помощи, даже проскакивали такие сообщения, что пораженные конечности отогревали в СВЧ-печах. Но хорошего эффекта от этого, конечно, не получали.

Поэтому подчеркиваю: главная задача при подозрении на отморожение тех или иных участков тела – термоизолирующие повязки, чтобы оградить пораженный участок от внешнего воздействия тепла.

Кто находится в зоне риска?


— Здравствуйте, меня зовут Антон. Григорий Анатольевич, а как распознать отморожение? Ведь руки могут просто сильно замерзнуть.

— Распознать отморожение в дореактивном периоде – до согревания — практически невозможно, его еще нет. Поэтому и нужно защитить «подозрительный» участок от внешнего воздействия тепла, чтобы отморожение не возникло. А уже когда мы видим пузыри, наполненные прозрачным, гемморагическим содержанием — это сформированное отморожение второй, третьей степени.

— Как проходит медицинский курс реабилитации с такими травмами?

— Больные в дореактивном периоде, которые поступают непосредственно с улицы, помимо термоизолирующих повязок получают обязательно курс сосудистой терапии, препараты разжижающие кровь и инфузионную терапию – для того чтобы не сформировалось отморожение участков, которое подверглись холодовому воздействию.

— А кто больше всего рискует получить отморожение?

— Чтобы не получить холодовую травму, нужно соблюдать некоторые правила. Утром перед тем как выйти на улицу при низкой температуре необходимо обязательно позавтракать, хотя бы немного – пусть даже просто теплый чай с бутербродом. Голодным на холод выходить нежелательно.

Кроме того, есть люди, которые имеют сопутствующие патологии – заболевания сердца, сосудов головного мозга, сахарный диабет. Этот контингент часто подвергается именно общей холодовой травме. Дезориентация происходит за счет спазмирования сосудов либо из-за гипертонического криза. Люди не могут сориентироваться в пространстве, в температуре воздуха, они не воспринимают холод как такой, от которого нужно защищаться.

Было госпитализировано около двух десятков пострадавших


— Григорий Анатольевич, здравствуйте. Меня зовут Анна Петровна. Скажите, сколько пациентов поступило этой зимой в больницу с обморожением? Насколько тяжелая степень? Есть ли летальные исходы? Что это за люди и по каким причинам получили обморожение?

— Начиная с первых чисел декабря, когда началась календарная зима, и по сегодняшний день в Харькове в ожоговый центр обратилось 59 пострадавших. Из них 18 были госпитализированы. Всем остальным оказали помощь в амбулаторных условиях и отпустили для лечения дома. Такому достаточно большому количеству пациентов, поступивших в ожоговый центр, способствовали несколько затянувшиеся праздники — Новый год, Рождество, Старый новый год… Большинство пострадавших получили холодовую травму, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Было несколько больных без определенного места жительства, остальные – вполне благополучные.
Следует отметить, что за счет продуктивной подготовки, которая была проведена в Харькове перед Крещением, ни одного обращения в стационар к комбустиологу не наблюдалось.

— И как же проходила эта подготовка?

— Возле каждой купели, которая официально зарегистрирована в Харькове, находилась машина скорой помощи. Медики следили за людьми, которые купались в проруби и при необходимости могли оказать помощь на месте.

— Добрый день, Григорий Анатольевич! Подскажите, если уж совсем замерзаешь, можно как-то согреть на морозе лицо, пальцы рук и ног – организм в целом? Виктория меня зовут.

— Прежде всего нужно найти место, где можно укрыться от порывов ветра, от дождя, снега. Если чувствуете, что промерзли основательно, нужно обязательно вызвать скорую помощь, которая транспортирует в специализированное учреждение.

— А какую первую помощь нужно предоставить человеку с признаками отморожения до приезда скорой?

— Необходимо помнить, что поражение нижних конечностей, особенно когда ноги находились в промокших ботинках — ни в коем случае нельзя ставить пострадавшего на ноги. Он должен находиться только в лежачем положении, в том числе и при перемещении. Потому что замерзшие сосуды нижних конечностей при физической нагрузке могут потрескаться и восстановить их проходимость будет уже невозможно. То есть нашли такого больного – перевернули его на бочок. Ни в коем случае не укладывайте его ни на живот, ни на спину – именно на бок. Вообще, если есть подозрение на наличие отморожений тех или иных участков тела, не раздумывайте – пострадавшего должен проконсультировать врач.

— Какова вероятность остаться инвалидом при отморожении?

— Зачастую это происходит из-за неправильного оказания помощи больным при общей холодовой травме, замерзании, когда больного, например, резко перекладывают с земли на носилки. Нельзя делать резких движений – потому что таким образом провоцируется сердечная мышца, которая может дать остановку сердца.

Иногда происходит глубокое поражение верхних или нижних конечностей — стопы, голени, коленных суставов, а иногда даже бедра, – которое заканчивается либо ампутацией, либо потерей каких-то фрагментов конечностей.

Как спасти язык, примерзший к металлу?


— Григорий Анатольевич, здравствуйте! Меня зовут Галина Дмитриевна. Я слышала, что существует «железное» обморожение. Можно ли его получить, лизнув металлический предмет на морозе? Насколько это серьезно? Как спасти ребенка, у которого язык примерз к металлу?

— Действительно, дети зачастую настроены, скажем так, на «приколы». Вот один из таких «приколов» – попросить своего товарища лизнуть при низкой температуре железо, допустим, металлический столб. И зачастую язык прилипает. А когда его резко пытаются оторвать, безусловно, образуются раны.

Если это происходит во дворе, рядом с жилыми помещениями – возможно использование теплой воды, которую льют на металл, чтобы безболезненно освободить язык «из плена». Можно использовать внешнее дыхание для согревания участка смерзания языка с металлом. Если помочь некому, можно укутать участок с примерзшим языком шерстяным шарфом — температура повышается, и язык самостоятельно отлипает.

Хочу отметить, что это очень жестокие шутки и желательно, чтобы их никто не практиковал.

Личное дело
Григорий Анатольевич Олейник родился 10 января 1954 года в пос. Кулиничи Харьковского района. В 1976 году окончил Харьковский медицинский институт. В 1976-1977 годах работал в ЦРБ в Таджикской ССР. С 1977-го по 1978-й был школьно-участковым врачом 16-й детской больницы. С 1978-го по 1983-й год – врач-хирург в Харьковском институте эндокринологии, затем главным врачом клиники. 1983–1992 годы –  ассистент кафедры комбустиологии Харьковского института усовершенствования врачей (ХИУВ). С 1992-го по 2002 год – врач ожогового отделения больницы скорой помощи. С 2002 года –  доцент кафедры комбустиологии, реконструктивной и пластической хирургии ХМАПО, с 2011 года – профессор кафедры, с 2014-го –заведующий кафедрой. Доктор медицинских наук, профессор.