Гость редакции «Вечернего Харькова» — психолог, председатель правления общественной организации «Харьковский фонд психологических исследований» Татьяна Грида.

Кто может стать больничным клоуном


— Татьяна, здравствуйте. Меня зовут Маргарита. Объясните, пожалуйста, кто такие больничные клоуны?

— Больничные клоуны – это профессия, которая начала развиваться лет тридцать назад. В Харькове она существует не так давно – скоро мы будем отмечать пятилетие нашей деятельности.

Больничные клоуны – это специально подготовленные люди, которые приходят в больницу и помогают изменить довольно неприятную атмосферу в сказочное пространство. Наши клоуны могут поиграть с детьми, поднять настроение, развеселить; используя сказку, принести улыбку, смех, чтобы детям было проще и легче переносить больничные будни.

— А кто этим занимается – педагоги, психологи?..

— В нашей команде примерно 10-15 человек. Это и психологи, и педагоги, и социальные работники, и медработники, и представители технических профессий. Это люди, которые мотивированы помогать детям, которым есть чем поделиться — хорошим настроением, своими знаниями, опытом. И, конечно же, они имеют желание поддержать детей и родителей.

— К вам может присоединиться любой желающий?

— В принципе да. Мы сейчас настроены на то, чтобы в нашу команду приходили веселые люди, которые готовы помогать и учиться. Мы обучаем этой деятельности, обучающий курс – примерно три-четыре тренинга с последующей супервизией опытных клоунов. После этого мы можем предоставить возможность работать в больнице с опытными клоунами.

Ребенок попал в больницу – стресс для всей семьи


— Добрый день. Меня зовут Виктор. Татьяна, скажите, какова главная цель больничных клоунов – развеселить ребенка или все-таки помочь выздороветь?

— Когда ребенок попадает в больницу – это всегда стресс для семьи. Не говоря уже о самом малыше, потому что это новая среда, чужие люди, которые присутствуют в его личном пространстве, болезненные процедуры, в некоторой степени потеря доверия к родителям, которые всегда защищали, а здесь, по сути, позволяют делать ему больно, проводить неприятные манипуляции. Больница – это зачастую и достаточно дорогостоящее мероприятие, особенно в онкологических отделениях, которые выкачивают из семьи все средства, приводя родителей в отчаяние. Имеет место и достаточная эмоциональная сдержанность врачей, которым нужно сделать свое дело – они настроены на выздоровление ребенка. Поэтому по сути эмоциональным состоянием ребенка заниматься некому – мама в стрессе, папа в стрессе, ребенок в стрессе, врач занимается своим делом. А маленькому пациенту страшно –  он нервничает, злится, когда ему делают больно.

Между тем все мы прекрасно понимаем, что от эмоционального состояния зависит очень многое. Настрой на выздоровление, согласие ребенка на лечение и то, насколько тяжело он переживает, — все это берут на себя больничные клоуны. Маленький пациент может просто удивиться и улыбнуться при нашем появлении, мы можем отвлечь его во время проведения болезненных манипуляций. По моему опыту, 80% детских криков и плачей вовсе не от того, что процедуры болезненны, а от того, что он боится.

Например, в европейских странах, которые имеют длительный опыт такой работы, в «обязанности» больничного клоуна входит психологически подготовить ребенка к операции, а затем встретить его. Очень важно, в какой атмосфере находится малыш.

— Случалось ли такое, что выздоровление ребенка связывали именно с вашей работой?

— За пять лет нашей деятельности случаи были разные. У нас есть опыт и при проведении манипуляций, и при перевязках после операций. И мамы, и медработники, привыкшие к тому, что ребенок переносит процедуры со слезами, а в нашем присутствии смеется. Это большая победа, я считаю.

Допустим, в зарубежных странах есть научные исследования, подтверждающие, что дети, которые получают смехотерапию, — потребляют меньше лекарств, быстрее выздоравливают. У нас таких исследований пока нет.

— А в каких больницах вы работаете?

— Уже четыре года мы работаем в 16-й детской городской больнице — в отделении гематологии. Иногда попадаем в отделение нефрологии, педиатрии в той же больнице. Кроме того, мы начали посещать детское отделение ортопедии Института патологии позвоночника и суставов имени проф. М. И. Ситенко АМН Украины – не так давно, но у нас уже установился хороший контакт с медперсоналом, врачи нас поддерживают. Мы там появляемся два раза в неделю – по средам и субботам. Сейчас планируем наладить регулярные визиты в городскую детскую больницу №5 на Новых домах – отделение  неврологии. Кроме того, там открылось хосписное отделение, и мы планируем посещать и его тоже.

Клизма превращается в сосуд для эликсира храбрости


— Татьяна, здравствуйте. Виктория Степановна беспокоит. Скажите, а есть ли у вас какие-то «профессиональные инструменты», с помощью которых вы развлекаете детей?

— У каждого больничного клоуна есть свой набор игрушек – небольшой, но действенный. Вот, например, волшебная рукавичка, в которой живет множество разных маленьких персонажей. Она помогает создавать маленькие сказки для деток от двух до пяти лет. А вот маленькая рыбка, которая умеет плавать и контактировать с ребенком… Это очень хорошие наборы, потому что в больнице не так много места для полноценной игры, там негде развернуться, чтобы поставить большой спектакль. А мы можем играть прямо на кровати, особенно если ребенку тяжело вставать. Мы ставим разные сказки. Нередко используем сюжеты, в которых, например, зайчонок победил свой страх. И малыш, который тоже очень боится, понимает, о чем речь, и ему становится легче справиться со страхом. Для малышей еще очень подходят мыльные пузыри, которые делают волшебным все вокруг. Детвора любит их пускать – это замечательный способ отвлечь крошку, наладить с ней контакт.

Обязательный атрибут — музыкальная шкатулка или музыкальный инструмент. Причем музыка должна быть очень мягкой, ненавязчивой. Когда мы входим в палату, дети слышат эти звуки и понимают, что пришли больничные клоуны. И что-то в воздухе начинает меняться. Они нас ждут, они рады нас видеть, они в предвкушении, что сейчас начнется что-то невероятное — будет смех и радость.

А еще у нас есть… клизма. Правда, у клоунов она приобретает совершенно иной смысл. Например, может превращаться в микрофон, или во флакон для духов, или стать цветочком. А еще с ее помощью легко впрыскивать эликсир смелости. Для чего это нужно? Мы используем медицинские предметы, чтобы дети перестали их бояться. Если  неприятные вещи трансформируются в нечто удивительное – ребенок воспринимает их совершенно по-другому, и ему намного легче контактировать с больничной реальностью.
Есть у нас и куклы для детей постарше. Например, зайчик Кузя, который может своими действиями передавать различные эмоции. Для ребенка очень важно, чтобы ему уделяли внимание.

— Насколько я знаю, вы – больничный клоун Апельсинка? Как клоуны выбирают свои образы?

— У нас есть специальный тренинг, на котором мы погружаемся в особое волшебное пространство и ищем свой образ. На самом деле существует много техник, которые помогают взрастить свое второе Я, если можно так сказать. Образ должен быть естественным, потому что дети всегда чувствуют фальшь и ложь. И если клоун будет изображать из себя супервеселого героя, когда у него кошки на душе скребут, – это не сработает вообще. Попадая в образное волшебное пространство, новички начинают проявлять себя по-особому. Мы замечаем эти удивительные особенности и помогаем их проявить.

Моя Апельсинка, например, очень ранимая и чувствительная. Но в то же время любит, когда ей уделяют внимание, хвалят, обожает руководить — у нее даже корона имеется .

— Сценарии готовите заранее – или это в основном экспромт?

— У нас есть определенные шаблоны. Их много. Например, один из клоунов становится животным — собачкой, кошечкой, а второй – дрессировщиком. И на этом строится маленькая миниатюра. В то же время всегда есть место экспромту, потому что мы никогда не знаем, кто лежит в палате, в каком он настроении, какие манипуляции ему предстоят. Поэтому приходится быть готовыми к импровизации.

Больничным клоунам нужна профессионализация


— Добрый день. Меня зовут Зоя. Татьяна, а с какими сложностями вам приходится сталкиваться в работе?

— Больному ребенку порой не очень весело – бывает, очень нелегко до него достучаться, он категорически не идет на контакт. Но на самом деле очень важно, чтобы ребенок во время нашего взаимодействия мог сказать: «Не надо! Не подходите ко мне, я не готов с вами контактировать сейчас». Когда он попадает в больницу, у него никто не спрашивает, можно ли ему делать уколы. Так решил доктор – и точка. И маленький пациент не может просто отказаться. И тут приходит такой клоун-дурачок, которым можно покомандовать, ему можно сказать «нет», ему даже можно сделать укол. И это, правда, очень важно для поднятия самооценки ребенка, для понимания, что к его мнению прислушиваются, его ценят. Но в целом дети идут на контакт практически всегда. Прежде чем войти в палату, мы стучимся и спрашиваем, можно ли войти. В 99% случаев получаем ответ «да!».
Еще мы можем сталкиваться с такими трудностями, как выстраивание отношений  с врачами, завоевание доверия. Например, в 16-й больнице мы работаем уже четыре с половиной года. Конечно же, есть некое устоявшееся мнение, что клоун будет мешать - это громко, это может быть небезопасно, это нарушит санитарные нормы… Но регулярной, аккуратной, деликатной работой мы завоевываем доверие. И слава богу, что врачи понимают – мы им в помощь. Кстати, в институте Ситенко я присутствовала на собрании врачей, участвовала в обсуждении каких-то текущих вопросов. И это здорово – именно такого взаимодействия хочется.

— Изменился ли формат вашего взаимодействия с детьми за пять лет?

— Конечно, мы стали опытнее, у нас больше удачных выходов. Мы стали намного увереннее. Много обучаемся и обучаем – к нам приезжали ребята из других городов Украины, из ближайшего зарубежья. Планируем приглашать к себе европейские команды – многие уже откликнулись и готовы к нам ехать, делиться опытом. У нас много контактов с украинскими командами — из Киева, Ровно, Днепра, Одессы, Запорожья, Николаева…

— Татьяна, добрый день. А как развито это движение в других странах? Перенимаете ли вы зарубежный опыт в своей работе? Меня Игорь зовут.

— Первоначально мы знакомились с больничной клоунадой итальянских специалистов, которые приезжали в Киев. Потом знакомились с опытом наших российских коллег. И, конечно же, ориентируемся на европейскую школу – школу профессионального больничного клоуна. Волонтерский формат очень интересный, но очень важно, чтобы эта сфера деятельности профессионализировалась. Например, в Израиле в медицинских вузах обучаются больничной клоунаде четыре года.

У нас в Одесском национальном медицинском университете больничная клоунада преподается на уровне факультатива, и нас приглашали туда проводить практические занятия. Была весьма удачная попытка проводить спецкурс в Харьковской государственной академии культуры. Очень хотелось бы, чтобы медработники изучали основы больничной клоунады и имели возможность применять знания на практике. Очень хотелось бы, чтобы в вузах обучали больничных клоунов, потому что потребность в этом виде деятельности очень большая.

В Харькове десять больниц с детскими отделениями. У нас много детских домов, где можно проводить такую работу, много учреждений для детей с особыми потребностями, где больничные клоуны могли бы быть незаменимы. Например, наши коллеги из Голландии прекрасно работают с детками с особыми потребностями. У нас есть специализированные дома для людей пожилого возраста и хосписы, в которых могли бы оказывать психологическую помощь больничные клоуны , как это практикуется за рубежом.

Профессия больничного клоуна должна войти в реестр профессий


— Татьяна, добрый день. Меня зовут Людмила. Поделитесь своими планами на будущее.

— Конечно же, мы хотим работать во всех больницах Харькова. И очень важно, чтобы эта деятельность была налажена. Хотим провести в Харькове фестиваль больничных клоунов. Планируем открыть курсы больничных клоунов с привлечением европейских специалистов. Также мы настроены на то, чтобы профессия больничного клоуна вошла в реестр профессий Украины. Мы хотим, чтобы эта отрасль у нас развивалась.

— В каких еще социально значимых проектах принимаете участие?

— Мы участвовали в мероприятиях, направленных на поддержку переселенцев – приезжали со спектаклями к детям, которые жили в харьковских летних лагерях,  помогали справляться с непростым эмоциональным состоянием. Принимали участие в проекте «Украина руками детей», который направлен на поддержку детей, попавших в тяжелые жизненные обстоятельства. Посещаем детские дома, специализированные дома ребенка, участвуем в разных проектах по темам, которые нам близки. Например, инклюзия и т.д.

Личное дело
Татьяна Валентиновна Грида – психолог (ХНПУ им. Г.С. Сковороды), биолог (ХГУ им. Каразина), магистр философии (диплом кафедры ЮНЕСКО «Философия человеческого общения»), гештальт-терапевт МИГИП, тренер Харьковского Фонда Психологических Исследований. Председатель правления ХФПД, cпециалист по семейным расстановкам ИИСТ (Россия, Москва). Специалист по работе с шоковой травмой и ПТСР. Проведение психологических тренингов – с 1999 года, индивидуальное психологическое консультирование – с 2002 года (TPC, ХФПД, Украина). Автор и ведущий программ раннего развития детей и профилактики психологической травматизации. С 2013 года – больничный клоун, работа в гематологическом отделении ГДКБ №16 Харьков. С мая 2016-го – координатор АРТЕ-центра психологической поддержки «Фрагменты».
Замужем, дочери 14 лет. Любит рисовать и петь, пишет рассказы.