На что идут бюджетные деньги и как любой человек, который платит налоги, может повлиять на распределение средств?

Решением этих вопросов занялась экспертная группа проекта «Прозрачный бюджет», проанализировав областную казну.

Бюджет страны, области, города, села – это бюджет каждого гражданина страны, ведь именно налоги составляют его большую часть. И каждый должен знать, кто и как тратит его деньги. Более того – иметь возможность влиять на распределение бюджета, уверены инициаторы проекта. Прозрачный бюджет – это качественные дороги, места в детских садах, справедливые цены на коммунальные услуги, это инвесторы, которые готовы играть по справедливым правилам и предоставлять рабочие места.

Для привлечения общественности к этому процессу в отношении областного бюджета Ассоциация частных работодателей создала группу бюджетного анализа. Активисты получили определенные знания в этом направлении, дабы применять их на практике. Причем присоединиться к процессу может любой желающий — законодательство Украины гарантирует право гражданам влиять на формирование бюджетов и контролировать эффективность использования средств на нужды своих громад.

Нужно получать данные, писать информационные запросы, посещать бюджетные комиссии и сессии местных советов по принятию бюджета, а также отчетов по использованию предыдущего бюджета, рекомендуют инициаторы проекта. Изменения возможны, если люди их хотят.

— На самом деле это начало большого и сложного пути, — говорит руководитель проекта, президент ОО «Ассоциация частных работодателей» Александр Чумак. — Работу мы начали еще в 2016 году и поняли, что вопрос этот достаточно сложный. Он требует определенного уровня знаний. Мы сделали для себя акцент на том, чтобы понять механизм формирования доходной части бюджета, расходной и влиять на процессы перераспределения бюджетных средств на решение необходимых социально-экономических вопросов — то есть практически участвовать в разработке целевых программ и их реализации. Мы увидели, что нужно глубже включиться в этот процесс, чтобы понять все механизмы — многие вопросы были для нас новыми и непонятными.

Увеличено финансирование на развитие предпринимательства


И все же определенных результатов общественникам достигнуть удалось, в частности в отношении поддержки предпринимательства за счет средств областного бюджета.

По словам эксперта бюджетного анализа Олега Драгунова, собралась группа неравнодушных харьковчан, которые решили понять, что же такое бюджетный процесс. Изучили законодательство, посмотрели цифры, просчитали доходно-расходную часть...

— В результате группа написала свои предложения. Часть из них — в отношении изменений бюджетного законодательства, потому что, по нашему мнению, некоторые статьи доходной части, которые формирует областной бюджет, – не совсем справедливы, — продолжает Олег Драгунов. — Например, бюджет Харьковской области мизерную долю выделяет на развитие предпринимательства. То есть наш проект, в принципе, первоначально был нацелен на то, чтобы найти источники для развития предпринимательства и посмотреть, что же там происходит в плане его поддержки. Ведь основная часть бюджета — это налоги, а налоги, как известно, платит в основном малый и средний бизнес. И мы увидели, что на поддержку предпринимательства Харьковской области выделяется до 500 тысяч в год. Это очень маленькая сумма. Мы предложили, чтобы из областного бюджета были выделены дополнительные деньги для развития предпринимательства. Нас услышали, деньги выделили, были проведены обучающие тренинги.

Есть предложение у группы экспертного анализа — также дополнительно выделить средства на компенсацию процентной ставки, чтобы областной бюджет покрывал ее часть, тогда предпринимателям будет легче развивать свой бизнес. Сейчас это предложение на стадии рассмотрения.

— Кроме того, мы пытаемся найти источники финансирования дополнительных программ и написали предложения, где искать в бюджете средства на их реализацию, — сообщил Олег Драгунов.

Как оценить финансовую состоятельность громад?


Во время исследования областного бюджета была разработана методика количественного и качественного оценивания финансовой состоятельности объединенных территориальных громад.

— Методика очень актуальна, поскольку бюджетные деньги направляются в районы неравномерно, — поясняет эксперт проекта, кандидат экономических наук, докторант Университета банковского дела Национального банка Украины Екатерина Орехова. — И получается, что в одни районы дотации направляются постоянно, а некоторые не получают помощи из бюджета высшего уровня.

Экспертная группа проанализировала бюджет Дергачевского и Харьковского районов и на основании полученных данных смогла построить систему показателей, которые позволяют количественно оценить финансовую состоятельность объединенных территориальных громад.

— 27 показателей были поделены на четыре группы – доходную часть, расходную часть, финансовую стойкость и социально-экономическое развитие района, — говорит Екатерина Орехова. — На их основе можно определить финансовое состояние бюджета: абсолютный, нормальный, нестойкий и кризисный. И в зависимости от уровня финансовой состоятельности объединенной территориальной громады и типа финансовой стойкости мы можем видеть, стоит ли направлять туда финансы из бюджета высшего уровня. Некоторые бюджеты имеют собственные деньги для развития, другие нуждаются в какой-то помощи, третьи — вообще в пересмотре социально-экономического развития громады.

По словам Екатерины Ореховой, это очень полезная методика для формирования и использования местного бюджета, а также для удовлетворения потребностей населения и потребителей.

Научить ОТГ писать проекты развития


По словам Александра Чумака, главная проблема территориальных громад – неумение распределить деньги, которые появились в результате децентрализации, когда часть средств остается на местах.

— Сельские головы говорят, что бюджет вырос в шесть раз, но как использовать эти деньги, которые раньше направлялись на ремонт сельской библиотеки и содержание сельсоветовской секретарши, они не знают, — сетует руководитель проекта. — Поэтому одним из направлений нашей деятельности в рамках проекта – помочь, научить территориальные громады писать проекты развития. Уже есть положительный опыт с Нововодолажской ОТГ, где нам удалось привлечь средства Мирового банка – помогли написать проект развития. Теперь хотим этот опыт распространить в других громадах.

Кроме того, в рамках проекта его инициаторы намерены поменять подход к формированию объединенных территориальных громад.

— Сейчас они формируются больше по количественному принципу – по числу людей, которых можно объединить в ОТГ. Мы же предлагаем формировать громады, исходя из экономических возможностей, — рассказывает Александр Чумак, — Чтобы, например, к городам не присоединять села с нулевыми бюджетами. Ведь в таком случае мы в пересчете на душу населения получаем уменьшение ресурса для реализации программ. И от этого страдает эффективность их использования. То есть наша цель – искать средства, за счет которых громады будут решать вопросы социально-экономическго развития.