В ночь с понедельника на вторник специально созданная по распоряжению председателя областного совета Василия Салыгина комиссия провела рейд на карьер Староосновянского озера, где ведется добыча песка для нужд ООО «ЖБК-3». В работе комиссии приняли участие депутаты областного совета, правоохранительные органы, в том числе УБОП, ГАИ и журналисты.

ООО «ЖБК-3» имеет все необходимые документы, разрешающие добычу песка из Староосновянского озера. Но работники этого предприятия также ведут несанкционированную разработку песка и на берегу озера. Песок, добытый на берегу, имеет другой химический состав и, в отличие от добытого в озере, пригоден для производства строительных материалов. Чтобы несанкционированная добыча не бросалась в глаза, его вывозят по ночам. Следы такой разработки очевидны — постепенно исчезает песчаный холм, поросший вековыми соснами.

Участники рейда остановили два груженых песком грузовика и проверили документы у водителей. Заметив проверку, остальные автомашины решили переждать ее на подъезде к карьеру. Водители грузовиков отрицают несанкционированный забор песка с холма и говорят, что загрузили свои машины песком, намытым со дна озера. Место добычи перевозимого ими груза будет доказано с помощью химического анализа, для которого были взяты лабораторные пробы из задержанных грузовиков.

— Результаты экспертизы подтвердят, что песок добыт не на дне, а на берегу, вон под теми елочками, — рассказал журналистам заместитель председателя областного совета Александр Клюев. — Сразу вопрос к водителю: «Откуда у тебя песок?» Водитель скажет, что приехал к месту работы бульдозера. Естественно, что водитель бульдозера скорее всего ответит, что из-за темноты ошибся и брал песок не там, где положено… Эту ошибку оценят правоохранительные органы.

Члены комиссии говорят, что нарушения добычи полезных ископаемых зафиксированы в каждом районе нашей области.

— Например, кирпичный завод, находящийся недалеко от Роганского жилмасива, вел незаконную разработку глины для производства кирпича, — продолжил свой рассказ заместитель председателя областного совета Александр Клюев. — Разработка велась вообще без всяких документов. У них было разрешение, но на добычу глины в другом карьере, а из-за его удаленности там глину не добывали. Зато разрабатывали карьер сразу около завода. При этом руководители завода в своих отчетах, ссылаясь на удаленность сырья, показывали свое предприятие убыточным. На момент проверки в печах находилось около 100 тысяч кирпичей... И это не единичный случай. Чтобы в этом убедиться, достаточно выехать в Волчанский район и посмотреть, сколько карьеров там разрабатывается незаконно. Незаконная добыча полезных ископаемых в Чугуевском районе вообще привела к экологической катастрофе. Получив разрешение на разработку 0,8 гектара земли, работники местного предприятия разработали 4 гектара. В результате такой широкомасштабной добычи стала осыпаться земля и обвалы достигли жилых домов. Кроме этого, начался процесс заражения грунтовых вод: в ближайших колодцах было зафиксировано высокое содержание аммиака, железа и других химических веществ.

Из-за несанкционированной добычи песка на Староосновянском озере исчезает лес. Геологи, принявшие участие в рейде, после обследования территории карьера дадут официальное заключение, в котором четко покажут фактические границы выработок, в которых велась добыча песка. Скорее всего работники ЖБК-3 вышли за пределы отведенной им для разработки территории. Подтвердил несанкционированный забор песка и тракторист Петр Челомбитько. По его словам, песок со склона брали приблизительно с месяц назад, затем прекратили. Сегодня забор песка круглосуточно осуществляют три трактора, каждый из которых нагружает по 15-20 грузовых автомобилей за смену. Несложно подсчитать, что это около 400 тонн за ночь…

По приблизительным подсчетам Василия Салыгина, в результате незаконной разработки песка в карьере Страроосновянского озера было уничтожено около 10 гектаров леса, а ущерб составил около 2 миллионов гривен.

— Мы проверим все карьеры и добьемся того, что недра в Харьковской области будут использоваться так, как нужно, — прокомментировал результаты рейда Василий Салыгин. — Мы все понимаем, что идти и грабить банк — это преступление. Но разве не преступление загонять технику, КамАЗы, не платить деньги в бюджет за пользование недрами, за аренду земли по принципу «захочу и буду здесь копать»?! В следующий раз приедем — еще пятидесяти метров леса не будет, и никто не виноват… Так что же мы, граждане Украины, со своей землей делаем? — возмутился глава областного совета.