Недавно в редакцию позвонил возмущенный читатель: «У вас же прогноз погоды неправильный». Но это как посмотреть. С одной стороны, прогнозы — это дело вообще неблагодарное, с другой же — в неправильном прогнозе тоже может быть определенный смысл. Люди прочли и возмутились, а это уже называется резонанс, пусть и негативный, зато есть реакция.

Еще народ наш присадили на астрологические прогнозы. Здесь люди в принципе понимают, что ничего конкретного потребовать нельзя, потому как астрологические предсказания составляются так, что под них можно загнать события, которые происходят в течение дня любого среднестатистического человека.

На грани астрологических прогнозов стали в последнее время и прогнозы политические. Причем уже впору чуть ли не к бабке-гадалке идти, чтобы выяснить даже самые элементарные вещи. К примеру, будет предвыборная кампания или нет? Будут выборы 30 сентября или нет?

Судя по телевизионным роликам и публикациям в периодике, а также по организационным мероприятиям на местах, подготовка к предвыборной кампании идет полным ходом.

О том, что официальный старт избирательного процесса по внеочередным парламентским выборам намечен на 2 августа, заявлял ранее заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Андрей Магера. Он пояснял, что непосредственно день выборов также входит в 60-дневный срок, указанный в соответствующих документах, вышедших из-под президентского пера. Однако он еще во вторник днем не решался официально объявлять о старте предвыборной гонки, мотивируя это тем, что Законом о выборах народных депутатов предусмотрено оглашение ЦИК о начале избирательного процесса при проведении только очередных выборов. «В отношении внеочередных выборов, к сожалению, действующий закон несколько туманно излагает эту норму», — добавил он.

Магера также сообщил, что ЦИК пока не утвердил календарный план основных мероприятий по подготовке и проведению внеочередных выборов в Верховную Раду. «Пока не утвержден, но я надеюсь, что волей большинства членов комиссии он может быть утвержден. Будем общаться. Это не зависит персонально только от меня», — отметил он.

По его словам, смету на организацию и проведение выборов ЦИК тоже еще не утвердил. Он напомнил, что средства на проведение выборов предусмотрены изменениями, которые были внесены в Закон о госбюджете на 2007 год. Вместе с тем, по его словам, в связи с внесением изменений в избирательное законодательство возникла проблема с финансированием программы «Единая информационная система «Выборы».

«Необходимо будет заключать договор с организацией, а разрешение на переброску средств в пределах госбюджета дает только Кабмин. Насколько мне известно, такого разрешения до сих пор нет», — отметил член ЦИК.

Но у многих экспертов еще до вчерашнего дня оставалось немало вопросов. В том числе размыт был и основной: так стартует ли со 2 августа предвыборная кампания? Для самых непонятливых Президент Украины Виктор Ющенко издал четвертый указ о назначении досрочных выборов на 30 сентября.

Новым указом от 31 июля президент внес изменения в указ от 5 июня. В частности, название указа изложено в такой редакции: «О назначении внеочередных выборов в Верховную Раду в связи с неполномочностью Верховной Рады и досрочным прекращением ее полномочий».

Статья 1 дополнена словами «в связи с неполномочностью Верховной Рады и невозможностью ее восстановления, что вызвало досрочное прекращение полномочий Верховной Рады».

Кроме того, уточнена ссылка на законодательные нормы, которыми руководствовался президент при роспуске парламента.

Так, слова и цифры «пунктом 7 части первой статьи 106 Конституции Украины» заменены словами и цифрами «частью второй статьи 77, частью второй статьи 82, частью второй статьи 102, пунктом 7 части первой и частью третьей статьи 106 Конституции».

Также президент уточнил дату начала избирательной кампании, заменив формулировку «в шестидесятидневный срок до даты, указанной в статье 1 этого указа» словами и цифрами «со 2 августа 2007 года».

В секретариате пояснили, зачем нужен новый указ. Заместитель главы секретариата, представитель президента в Центральной избирательной комиссии и Конституционном суде Марина Ставнийчук поясняет, что изменения к указу президента о досрочном прекращении полномочий парламента и назначении внеочередных парламентских выборов от 5 июня, опубликованные в среду на официальном сайте президента, носят формально-правовой, технический характер и обусловлены «коллизией между Законом о выборах народных депутатов и изменениями к нему».

Об этом Ставнийчук сообщила на брифинге в среду в Киеве. В частности, по ее словам, в Законе о выборах народных депутатов речь идет о том, что избирательный процесс по внеочередным выборам начинается со следующего дня после дня опубликования указа президента по досрочному роспуску парламента.

В то же время в изменения к Закону о выборах народных депутатов содержится ссылка на ч. 2 ст. 82 Конституции, в соответствии с которой Верховная Рада является полномочной при условии, что в ней насчитывается не менее 2/3 от конституционного состава. Правда, при этом в изменениях указывается, что он вступает в действие при условии юридического подтверждения неправомочности Верховной Рады.

Ставнийчук напомнила, что на сегодняшний день вступили в действия судебные решения, которые подтверждают законность решений съездов БЮТ и «Нашей Украины» о досрочном прекращении полномочий более 150 депутатов этих фракций.

«Таким образом, есть все правовые основания для вступления в действие изменений к Закону о выборах народных депутатов, а также изменений к госбюджету, предусматривающих финансирование избирательной кампании», — считает Ставнийчук.

Она подчеркнула, что на сегодняшний день также есть основания для прекращения полномочий Верховной Рады на основании п. 3 ч. 2 ст. 90 в связи с тем, что парламент в течение 30 дней очередной сессии не собирался на пленарные заседания, поскольку с начала июня он является неполномочным после того, как съезды БЮТ и «Наша Украина» прекратили полномочия депутатов своих фракций.

Однако президент в своем новом указе не ссылается на данную норму, поскольку она означала бы конституционно-правовую ответственность парламента. Вместе с тем, по словам постпреда в КС, глава государства в случае необходимости может воспользоваться и данной нормой (п. 3 ч. 2 ст. 90).

Председатель же Харьковского облизбиркома Николай Селезнев не так уверенно оперирует датами и фактами. Еще вчера он не взялся сказать что-то конкретное, причем подчеркнул, что даже на прогнозы не способен, поскольку привык давать прогнозы, только опираясь на четкие юридические формулировки.

1 августа вечером он уехал за разъяснениями в столицу, в Центризбирком, и перед отъездом предположил, что до вечера 2 августа ситуация для него должна проясниться. Что ж, хоть какой-то прогноз. Надеемся, что все же завтра утром он вернется в Харьков уже с точной информацией и уже в одном из ближайших номеров можно будет с уверенностью ответить хотя бы на один вопрос — так будут выборы или нет, и если да, то как именно будет проходить подготовка к ним?