По некоторым данным, китайские кораблестроители разработали два типа авианосцев В состав тренировочного комплекса может войти бывший советский авианесущий крейсер «Варяг».

Первый атомный авианосец появится на вооружении ВМС НОАК (Народно-освободительной армии Китая) к 2015 году, утверждает гонконгское агентство военных новостей KANWA со ссылкой на высокопоставленный источник в российских ВМС. Китай уже договорился о покупке четырех комплектов хвостовых крюков (гаков), которые используются при посадке на авианосец истребителей типа Cу-33. Также достигнута договоренность о поставке других технических элементов, которые используются при посадке истребителей палубного базирования.

Сообщения о начале постройки Китаем собственного авианосца появляются в региональной прессе регулярно на протяжении как минимум 10 лет. Сегодня эксперты практически не сомневаются, что авианосная программа в КНР существует, однако официальный Пекин упорно отрицает ее наличие.

Последнее по времени опровержение сделал недавно заместитель председателя Комитета оборонной науки, техники и промышленности КНР Чжан Гуанцинь в интервью агентству Синьхуа: «Я не знаю, откуда взялись эти сведения, однако, будучи главой судостроительной индустрии, ничего об этом не знаю», – сообщил чиновник.

По его словам, доля военных кораблей в общем объеме судостроения Китая не превышает 10%. При этом Гуанцинь отметил, что в настоящее время КНР уделяет повышенное внимание строительству современных военных кораблей, стремясь ускорить темпы технического переоснащения и информатизации ВМС.

Китаю принадлежат обширные морские пространства, и охрана безопасности государственных территориальных вод является священным долгом военно-морских сил. Между тем эксперты KANWA полагают, что соответствующее заявление, признающее существование авианосной программы, будет обнародовано по окончании летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине.

«До этого времени вряд ли мы услышим какие-то официальные заявления по этому поводу, кроме того, китайские доки пока еще не готовы к ведению проекта такого масштаба», – считает специалист по ВМФ НОАК Андрей Чан.

Собственно вопросов относительно китайских авианосцев остается только два: когда корабли вступят в строй и как они будут выглядеть.

Ранее в этом году финансируемая Пекином гонконгская газета Wen Wei Po сообщала о том, что авианесущие корабли могут быть поставлены флоту уже к 2010 году, однако такие сроки представляются излишне оптимистичными.

Вероятно, через три года Китай будет располагать лишь несколькими истребителями для тренировки морских летчиков на базе самолетов семейства J-11B/H (китайские клоны Су-27/Су-30, ранее для изучения на Украине была куплена одна из ранних версий палубного истребителя Т10К – прототип российского Су-33) и, возможно, аналогичным испытательным комплексом для тренировок летного состава.

По некоторым данным, в состав тренировочного комплекса может войти бывший советский авианесущий крейсер «Варяг» проекта 1143.6 (однотипный единственному российскому авианосцу «Адмирал Кузнецов»). Напомним, что «Варяг», доставшийся Украине на Николаевских верфях недостроенным, был передан этой стране согласно договору о разделе флота.

В 1998 году корабль был продан украинской стороной туристической компании из Макао Diversoes Chong Lot Limitada за 20 млн долларов – официально китайские коммерсанты собирались превратить его в океанское казино.

Однако пять лет назад «Варяг» отбуксировали в порт Далянь (Дальний) (на фото) на северо-востоке Китая. На спутниковых фотографиях видно, что на корабле ведутся работы в машинном отсеке, отремонтирована платформа для радарного комплекса.

В военной периодике высказывается мнение, что корабль, доставшийся китайцам без электроники и боевых систем, может быть превращен в учебный авианосец (каковым, по сути, является ныне его систершип «Кузнецов»). Кроме того, вероятно строительство наземного тренажерного комплекса, аналогичного оставшемуся в Украине советскому комплексу «Нитка».



Таким должен был быть тяжелый авианесущий крейсер "Варяг".

Как полагают некоторые издания, китайские кораблестроители разработали два типа авианосцев. Первый, известный как проект 085 с атомной силовой установкой, имеет водоизмещение 93 тыс. тонн, по облику и назначению сходен с недостроенным советским авианосцем «Ульяновск» и сопоставим по боевым возможностям с американским ударным USS Ronald Reagan (CVN 76).

Второй, проект 098, оснащенный классической силовой установкой, будет иметь водоизмещение 48 тыс. тонн, он, по мнению западных экспертов, является развитием проекта 1143.

Основу авиационной группировки составят тяжелые истребители на базе семейства самолетов марки «Сухой» (J-11) и легкие на базе J-10 – первого китайского истребителя четвертого поколения, построенного по национальному проекту (но с широким участием специалистов России и Израиля).

При этом, вероятно, будет использован уникальный российский опыт «оморячивания» (navalization) сухопутных самолетов: кроме стоящих на вооружении Су-33, отечественный авиапром строит палубные истребители МиГ-29КУБ для ВМФ Индии.

Такое сотрудничество с Поднебесной обещает российской стороне выгодные заказы: ранее Китай объявил о 17,8%-ном увеличении официального военного бюджета на 2007 год – до 350,92 млрд юаней (45,32 млрд долларов), хотя иностранные эксперты говорят, что реальные расходы Пекина на военный сектор могут быть в 3 или более раз выше.

Россия готова помочь Китаю в строительстве авианосца в случае обращения со стороны китайских властей, заявил осенью прошлого года на пресс-конференции в рамках международного авиашоу в Чжухае заместитель председателя Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ Александр Денисов, который возглавлял российскую делегацию на AirShow China – 2006.

Это обращение не противоречит никаким международным договорам и правилам, такое сотрудничество возможно, сказал он.