В эти дни железнодорожники соседней России с широким размахом празднуют юбилей — 170-летие стальных магистралей своей страны. Торжества приурочены к их завтрашнему профессиональному празднику — Дню железнодорожника и сопровождаются крупными подарками.

В Челябинске сдали в эксплуатацию новый пригородный вокзал и рельсовый автобус до соседнего Екатеринбурга. В Москве возле Рижского вокзала открыли Центр инновационного развития ОАО «Российские железные дороги» и презентовали не имеющий аналогов в мире локомотив — газотурбовоз мощностью 11 тысяч лошадиных сил. А в Государственном историческом музее на Красной площади — выставку «Железные дороги России. Великий путь», экспонаты которой доставили из музеев всех стальных магистралей страны…

Отправной точкой для этого юбилея послужило открытие первой на территории Российской империи железной дороги Петербург — Царское Село, официальное открытие которой состоялось 30 октября 1837 года. Согласно проекту известного австрийского инженера Франца фон Герстнера, для Царскосельской дороги была выбрана колея шириной 6 футов (1829 мм), что значительно шире современной (1520 мм). Такое решение Герстнер обосновал необходимостью сделать шире подвижной состав, чтобы увеличить вместимость вагонов и тем самым получить возможность перевозить громоздкие грузы, в том числе и кареты.

Кроме того, такая колея позволяла в будущем увеличивать мощность паровозов, паровые цилиндры и движущие механизмы которых располагались внутри рамы. Начавшееся 1 мая 1836 г. строительство планировалось завершить к 1 октября того же года. Всего за один месяц 2500 рабочих и 1400 солдат уложили пятикилометровый участок железнодорожного полотна. Но к сроку закончить работы не удавалось, поэтому Франц фон Герстнер принял решение начать движение на готовом участке между Кузьмином и Павловском, где 3 ноября 1836 г. совершил первый рейс поезд на паровой тяге.

Эта небольшой протяженности дорога положила начало строи-тельству сети стальных магистралей на всем необъятном пространстве Российской империи, в состав которой входили и многие современные независимые государства, включая и Украину. И именно в рамках единого государства в течение полутора столетий строились новые линии и формировалась вся инфраструктура отрасли, вырабатывались единые нормативные документы.

Так, еще в 1885 году был издан и введен в действие на всех российских железных дорогах Общий Устав железных дорог. А нынешние технические нормативы «Укрзалізниці» в большинстве своем переписаны с аналогичных документов союзного МПС (только в переводе на украинский язык), поскольку условия работы железнодорожного транспорта в Украине, Белоруссии, России или Казахстане практически одинаковы.

Так что сегодняшний юбилей с полным правом могли бы праздновать и наши, украинские железнодорожники. Но почему-то не празднуют. Даже День железнодорожника, в отличие от соседей, россиян и белорусов, завтра не отмечают, по крайней мере официально. У нас свой праздник — 4 ноября. В этот день когда-то пришел во Львов первый поезд из Вены, вот и убедили руководители Львовской магистрали президента страны (еще в бытность Леонида Кучмы) перенести праздник с лета на осень.

Да вот какая закавыка получается. Первый поезд из Вены во Львов пришел в 1861 году, а в Украинской государственной академии железнодорожного транспорта преподаватели дисциплины «Общий курс железных дорог» датой пуска первой железной дороги в Украине называют 1865 год, когда была сдана в эксплуатацию линия Одесса — Балта. Так что харьковские ученые и педагоги отсчет истории украинских стальных магистралей и сегодня продолжают вести не от Австро-Венгрии, куда входила Галиция, а все-таки от Российского государства, составной частью которой и была многие столетия большая часть современной Украины.

Да и сами железнодорожники, во всяком случае на Южной магистрали, никак не привыкнут к новой дате и продолжают отмечать свой праздник летом, хотя и негласно. Впрочем, они еще лелеют надежду: ведь вернули же несколько лет назад День пограничника на 28 мая под давлением широких масс. Власти все же признали, что людям в зеленых фуражках этот день куда роднее, чем тот же день 4 ноября — дата подписания президентского указа о создании Погранвойск Украины. И дело ведь не в том, что людей тянет назад в империю. Просто железнодорожники привыкли отмечать свой праздник именно летом, когда и погода теплая, а значит, можно выехать на природу или организовать большой концерт где-нибудь на стадионе. А какие были концерты. Один из них мне запомнился на всю жизнь, когда во второй половине 70-х годов в День железнодорожника на харьковском стадионе «Динамо» одним из участников был легендарный спортивный телекомментатор Николай Озеров.

Кстати, День железно-дорожника является первым профессиональным праздником на пространстве «одной шестой части суши». Он был учрежден в Российской империи еще в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I (25 июня), начавшего строительство железных дорог в России. Приказ по Министерству путей сообщения от 9 июля 1896 года за № 58 гласил: «Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения. Министр путей сообщения князь М. Хилков».

Праздновался День железнодорожника ежегодно 25 июня вплоть до 1917 года. В этот день железнодорожники отдыхали, а вечером, как правило, в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный прием с концертом. После 1917 года праздник был забыт почти на двадцать лет. Традиция чествовать железнодорожников возродилась в СССР лишь в 1936 году. А связано это было с тем, что в 1935 году впервые за много лет был перевыполнен план перевозок. В конце июля в Москве собрались передовики и руководители производств, 56 из них получили ордена. Тогда руководство ряда дорог обратилось к правительству с просьбой отмечать ежегодно трудовые успехи. Постановлением правительства от 28 июля 1936 года был установлен день профессионального праздника железнодорожников 30 июля.

Позднее празднование перенесли на ближайший выходной день. И по сей день многие харьковские железнодорожники, прежде всего ветераны, праздничные «сто граммов» выпивают в кругу семьи именно в этот день. Так что если завтра, в первое августовское воскресенье, поздравите своих знакомых тружеников стальных магистралей, думается, они будут только радоваться, как делали это на протяжении многих десятилетий своей трудовой биографии. Так спрашивается, стоит ли государству навязывать людям свою волю?