В 2006 году в Харьковской областной травматологической больнице умерла девочка — Кристина Задорожная. Ей делали операцию по удалению аппендикса. Трагедия произошла по вине врача-анестезиолога, который не перевел пациентку на искусственное дыхание.

К такому выводу пришла комиссия облздрава, впервые за много лет подтвердившая врачебную ошибку. Но вряд ли нам когда-нибудь станет известно, сколько таких ошибок от нас скрыли…

История Кристины Задорожной поразила меня сразу же, как только я услышала о ней. Конечно, в первую очередь мне стало очень жалко 17-летнюю девочку, жизнь которой только начиналась. Я увидела ее фотографию на экране телевизора и меня охватила невероятная грусть. Юная, симпатичная, с милой улыбкой… Каждый мог оказаться на ее месте. Даже я.

Согласитесь, сотням людей ежедневно удаляют аппендикс. Такую операцию вряд ли можно назвать редкой и тяжелой. Я словно почувствовала себя на ее месте — ведь это и мне могло внезапно стать плохо, это и я могла столкнуться с равнодушным и халатным врачом, это и мои родители могли пережить такой шок… Мне стало страшно. За свою жизнь, за жизнь моих родных и друзей.

Врач — это не просто человек своей профессии, которая, безусловно, имеет огромное значение для жизни людей. Но это еще и человек, к которому мы обращаемся со своими проблемами, которому мы доверяем самое сокровенное — свое здоровье, свой организм, своих детей… Мы делимся с ним своими чувствами и переживаниями. Для нас — это не просто специалист, это спаситель, от которого может зависеть наша жизнь, наше будущее.

Ведь в какой мере мы, обычные граждане, можем знать о человеческой жизни, о тех бесконечных и сложных процессах, которые бурлят внутри нас и которые даже наука часто признает «чудесами»? Поверхностное знание, тома энциклопедий, специальное образование — нас ничего не спасет. Спасти может только надежда — надежда на врача, «целителя». Мы уверены, что только он в силах помочь, только он сможет правильно определить, почему нам плохо и что надо сделать. У нас нет выбора.

Мы с мольбой смотрим в его глаза, на его руки и подсознательно верим, что только они нас спасут, что они могут все на свете, иначе бы их владельца здесь не было. В наше время люди, обращаясь к врачу, в первую очередь надеются на то, что он не останется равнодушен к их проблеме, что он действительно хороший специалист и его профессионализм не вызывает сомнений. Мы уверяем себя в том, что он в прошлом не учился на двойки и не покупал диплом за деньги, что он полностью отдается своей работе и соблюдает клятву Гиппократа.

Недавно, копаясь в Интернете, я обнаружила новые материалы, посвященные трагической судьбе Кристины Задорожной. Все былые воспоминания и тревоги тотчас вернулись ко мне. Прокуратура Фрунзенского района предъявила обвинение врачу-анестезиологу еще 1 декабря 2006 года. Задумайтесь, насколько велик был резонанс смерти девочки: в Харькове НИКОГДА прежде не возбуждали уголовное дело по статье о невыполнении врачами профессиональных обязанностей.

На мой взгляд, общественность недостаточно была проинформирована о данном происшествии. Слишком мало о нем было сказано, слишком долго тянулись медицинская экспертиза (3 месяца) и следствие прокуратуры (6 месяцев), слишком упорно умалчивалось (и умалчивается до сих пор) то, что случай с Кристиной может быть далеко не единичным…

Подобные трагедии происходят не только на территории Украины. В начале июля этого года в одной из московских больниц умерла 13-летняя девочка, которую врачи отказались оперировать из-за отсутствия у ребенка страхового полиса. Халатность, равнодушие, лицемерие — разве это не то, что разрушает все основы духовной жизни человека? А если это черты не просто человека, а того единственного, кому порой мы так беззаботно вручаем свою жизнь, — то это может разрушить и саму физическую нашу жизнь.

И мне захотелось обратиться ко всем врачам города Харькова и сказать им: «Дорогие мои, я знаю, что ваша профессия — одна из самых сложных и важных. Я хочу верить, что вы всегда делаете все, что в ваших силах, чтобы помочь людям. Но, пожалуйста, не забывайте, что ваша работа основывается также на человеколюбии, гуманности, огромной ответственности за каждое действие. Если вы называете себя врачом, то это значит, что ваш жизненный выбор не зависел от величины заработной платы. Это значит, что вы готовы полностью посвящать себя своим пациентам, максимально выполнять свои профессиональные обязанности, не забывая при этом, что человек вам доверяет, надеется на вашу доброту и заботу!»

Конечно, в наше время врачам Харькова очень трудно работать в условиях, когда больницы недостаточно оснащены необходимым качественным оборудованием. Видимо, нашим чиновникам не всегда до того либо они считают, что смерть одной девочки — это еще не повод, чтобы бить тревогу и переходить к решительным действиям. Зато на грандиозные праздники на площади Свободы, куда приглашаются лучшие артисты Украины и России, демонстрируются красивые фейерверки, средства всегда находятся, и немалые. Но вся эта «показуха» — просто красивая подарочная упаковка, и если ее развернуть, то можно увидеть всю убогость и нищету. В том числе и ту, в которой утопают многие харьковские больницы, где врачи — халатны и небрежны.

Фрунзенский суд недолго рассматривал дело Кристины Задорожной. А недавно стало известно, что врач-анестезиолог попал под амнистию и родители девочки уже не в силах ничего изменить. Мало того, он и до сих пор продолжает работать в одной из больниц Харькова…