Пассажирам льготного контингента придется оплачивать поездку в трамваях, троллейбусах и метро наравне с другими пассажирами.
Правда, на эти цели они будут получать дотацию из местного бюджета. Что же представляет собой монетизации льгот на проезд в общественном транспорте и как она будет работать?На этой неделе Кабинет министров принял решение о реализации проекта по монетизации льгот на проезд всеми видами транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородных маршрутах.
Финансирование расходов по предоставлению обналиченных льгот ложится на плечи местных бюджетов. Как разъяснил вице-премьер-министр Павел Розенко, решение о монетизации будет принимать исключительно местный орган власти.
— Учитывая, что льготы на транспорт сейчас финансируются из местных бюджетов, Кабинет министров предоставил право именно местным органам решать вопрос о форме льгот. Только тогда, когда местный совет примет решение о монетизации, вступает в действие и «Порядок предоставления льгот в наличной форме…», который 14 марта был одобрен правительством, – отметил вице-премьер.
Порядок предоставления таких льгот в наличной форме распространяется на отдельные категории граждан, которые имеют право на льготный на проезд. Органы местного самоуправления могут расширить перечень таких лиц. Для людей, которые имеют право на несколько льгот, назначается ежемесячная наличная выплата самой большой из них. Размер выплат не учитывается при расчете общего дохода семьи для всех видов социальной помощи, в том числе для назначения субсидии.
Тем временем СМИ облетела информация, что размер выплат определяется путем умножения средней стоимости проезда в городском коммунальном транспорте на 30 поездок. Проще говоря, обычные пенсионеры, проживающие в городах, получат выплаты, покрывающие 30 поездок в месяц. То есть они смогут съездить куда-либо лишь 15 раз в месяц при условии, что добираться будут одним видом транспорта, без пересадок.
Это вызвало бурю возмущения у харьковчан.
— Я не согласна с таким решением, — говорит пенсионерка Надежда Павловна. – Я достаточно активный человек, дома не сижу. Посещаю различные выставки, хожу в театр, летом каждый день выезжаю в парк Горького или сад Шевченко, езжу на рынок, к дочери, чтобы внуков понянчить, и так далее. 30 поездок в месяц, а если туда и обратно, то получается 15 выездов из дома, – это очень мало!
Пенсионеры недовольны тем, что город покрывает им только 30 поездок в месяц.
— Я считаю, что если льгота предусмотрена законом, то ограничивать ее не имеют права, — возмущается инвалид II группы Антон Петрович.
— Я инвалид по зрению. По городу передвигаюсь, в том числе, и на общественном транспорте, в сопровождении поводыря. Льготный проезд распространяется и на него. А вот будет ли ему положена дотация? Или мне придется рассчитываться за него опять же со своих выплат? Тогда количество поездок сокращается в два раза! – волнуется Виктор.
Вице-премьер-министр Павел Розенко информацию об ограниченном количестве поездок опровергает.
— Никаких ограничений в «30 поездок в месяц» правительство не утверждало. Это дезинформация, которая активно крутится в обществе. Правительство утвердило минимальную социальную норму. Это гарантия, ниже которой местный орган власти не вправе рассчитывать монетизированную выплату льготнику, – пояснил он. – Льготы будут предоставляться либо в безналичной (как сейчас) форме, либо в наличной. Органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать любое количество поездок для льготников, но не меньше минимальной социальной нормы. То есть, если местный совет примет решение о монетизации льгот, он должен установить и соответствующие социальные нормативы.
Также вице-премьер добавил, что для людей, которые имеют право на льготы по оплате проезда на междугородных маршрутах, размер выплат увеличивается на 20%. Для людей с инвалидностью I и II групп, а также детей с инвалидностью, которые обучаются в высших учебных заведениях, учреждениях общего среднего и профессионального образования, размер выплаты удваивается.
Справится ли городской бюджет с нагрузкой
Многие льготники новацию поддерживают.
— Я – инвалид первой группы, из дома практически не выхожу, общественным транспортом, а соответственно и льготами — не пользуюсь. Считаю, что будет справедливо, если я буду получать вместо них какую-то сумму денег, которую смогу потратить на свои нужды, — говорит харьковчанин Евгений Николаевич.
— Мне это нравится, — утверждает и участник АТО Антон. – Я живу и зарегистрирован в области, а на работу езжу в Харьков. От вокзала и обратно добираюсь на метро. Но бесплатно пользоваться подземкой не могу – потому что не харьковчанин. Если льготы будут монетизированы – надеюсь, эта несправедливость уйдет.
Павел Розенко отметил, что «Порядок предоставления льгот в наличной форме…» вступит в силу только тогда, когда местный совет примет решение о монетизации.
— А в принципе монетизацию льгот я поддерживаю. Но это будет колоссальная нагрузка на бюджет, — говорит заместитель харьковского городского головы по вопросам охраны здоровья и социальной защиты населения Светлана Горбунова-Рубан. – В Харькове льготников 668 тысяч, из них бесплатным проездом могут пользоваться порядка 400 тысяч. Одних пенсионеров у нас сколько – 360 тысяч! И все пользуются бесплатным проездом. Да ни в одной стране нет таких льгот, как у нас. Назовите мне хоть одну страну, где ездят бесплатно в транспорте, который нужно содержать, ремонтировать, покупать и так далее.