Почти полтора года Харьков существовал без городского УВД. Безусловно, это не лучшим образом отразилось на криминогенной ситуации в городе, и на днях управление было восстановлено. На наши вопросы отвечает директор Департамента по взаимодействию с правоохранительными органами Андрей Стародубцев.

 — Как вы видите работу правоохранительных органов в Харькове в настоящее время и была ли необходимость в ликвидации городского управления милиции? 
— На мой взгляд, такой необходимости не было и считаю, что это было чисто политическое решение. Все мы знаем, что когда что-то случается, люди прежде всего обращаются в милицию. А Харьков входит в тройку самых крупных городов Украины, и оставить такой мегаполис без городского УВД было, мягко говоря, неразумно. После упразднения управления, естественно, появилась необходимость перераспределения кадров, что повлекло за собой нарушения в структурах обмена информацией и другие негативные моменты. Однако ввиду объективных причин, после многочисленных просьб представителей харьковской громады, новым руководством Министерства внутренних дел Украины Харькову было возвращено городское управление милиции. На сегодняшний день правоохранительная система, включающая в себя органы внутренних дел, службу безопасности, прокуратуру и суды, работает очень серьезно и оперативная обстановка в городе остается стабильной, несмотря на ряд проблем, которые еще необходимо решить. 

— Чем будет отличаться структура нового управления и организация его роботы от того, которое было раньше? 

— Основное отличие нового управления от старого проявится в первую очередь в количественном составе. Естественно, уже трудно вернуть тот аппарат и численность, которые были. Личный состав нового управления будет насчитывать приблизительно 250-300 человек. Еще изменения будут наблюдаться в названии структурных единиц. Если раньше это были управления (например, городское управление уголовного розыска), то теперь они станут отделами. Что, безусловно, повлияет на потолки званий и оклады работников не в лучшую сторону. Тем не менее это не должно снизить качество работы УВД Харькова, т.к. его возглавил опытный человек — полковник Мартынов, уже назначены почти все руководители в отраслевых отделах, которые являются профессионалами своего дела. 

— Как будет проводиться финансирование этого управления? 

— Городское управление милиции будет финансироваться из бюджета Министерства внутренних дел. Но в то же время и городские власти не останутся в стороне от возрождения городского УВД, т.к. они заинтересованы в его функциональной работе и во взаимодействии между правоохранителями и органами местного самоуправления. Чтобы помочь городской милиции вернуть свой материально-технический уровень, будут закупаться автомобили для участковых инспекторов милиции, компьютеры, специальная техника и многое другое. Для этого используются как бюджетные, так и внебюджетные средства. Одним словом, мы предпримем все усилия, чтобы сотрудники органов внутренних дел могли эффективно выполнять свои обязанности по охране и защите прав харьковчан. 

— По вашему мнению, нужно ли Харькову создание такого структурного подразделения, как муниципальная милиция? 
— Муниципальная милиция представляет собой отдельное подразделение при мэрии. Эта структура существовала еще 10 лет назад. На мой взгляд, при нормальной работе городского УВД сегодня уже нет необходимости в создании такого подразделения. Для осуществления пропускного режима и охраны здания горисполкома достаточно тех 6-8 милиционеров, которые сейчас несут там свою службу. Для охраны общественного порядка во время проведения массовых общественных мероприятий — как политических, так и неполитических — также выделяется определенное количество личного состава. Поэтому вопрос о создании муниципальной милиции сегодня не является острым. 

— Как в общем обстоит криминогенная ситуация в Харькове и что делает руководство города для ее улучшения? 
— Статистика за этот год (в сравнении с аналогичным периодом 2006 года) показывает, что на территории города зарегистрированы 5804 преступления, или на 1,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Наблюдается уменьшение преднамеренных убийств, тяжелых телесных повреждений, разбоев, грабежей, краж государственного и коллективного имущества, незаконного завладения транспортом.
В числе проблемных вопросов отмечается увеличение количества краж из квартир, хулиганства и мошенничества, что прямо связано с темпами распространения алкоголизма, безработицы и бытовой преступности. Увеличилось количество преступлений, совершенных лицами, которые раньше уже совершали преступления.
Также требует особого внимания состояние безопасности дорожного движения. К сожалению, высоким остается уровень дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети. С начала года погиб один ребенок, травмировано 67. Это свидетельствует о том, что требуется проведение целеустремленной профилактической и разъяснительной работы с привлечением средств массовой информации, детских дошкольных, школьных и учебных заведений всех уровней, а также транспортных предприятий.
Кроме этого, негативным моментом остается нелегальная миграция, которая обусловлена особенностями нашего города. Это — близость к государственной границе, наличие на его территории одного из крупнейших в Украине торговых центров возле станции метро «Академика Барабашова».
Для улучшения криминогенной ситуации в Харькове решениями сессий городского совета и распоряжениями городского головы были введен в действие ряд документов, а именно:
— «Комплексная программа противодействия преступности и коррупции в г. Харькове на 2006-2010 годы»;
— временное положение «О порядке рассмотрения вопросов по организации и проведению собраний, митингов, походов и демонстраций в городе Харькове»;
— правила поддержания тишины в общественных местах города Харькова;
— «Городская программа предупреждения детской беспризорности и безнадзорности на 2006-2007 гг.».
На их основе в течение года систематически осуществлялись мероприятия по профилактике и ликвидации предпосылок к правонарушениям на территории города. Например, совместно с сотрудниками милиции при участии работников коммунальных предприятий города проверены приемные пункты по сбору металлолома. Выявлено 18 пунктов, которые работали незаконно. В интересах жителей в настоящее время при взаимодействии с милицией продолжается работа по ликвидации несанкционированной торговли на территории города, соблюдению санитарных норм и правил на рынках и торговых площадках. Еще хотелось бы отметить, что в настоящее время в Харькове действуют общественные формирования, способствующие раскрытию преступлений и задержанию правонарушителей, в работе которых принимают участие более 15000
харьковчан. 

— Городская милиция является частью общей оборонно-мобилизационной структуры города. На что главным образом направлена работа вашего департамента в этом ракурсе? 
— К основным направлениям деятельности Департамента в области оборонной работы следует отнести, во-первых, участие в организации и выполнении мероприятий, связанных с территориальной обороной. Так, 18 июля сотрудники Департамента принимали участие в командно-штабной тренировке штаба территориальной обороны зоны, проводимой по плану Генерального штаба Вооруженных сил Украины. Также мы взаимодействуем со всеми воинскими частями и учреждениями Харьковского военного гарнизона, с Государственной пограничной службой Украины в поддержании соответствующего режима на государственной границе, содействуем в организации призыва граждан на срочную военную службу.
Например, накануне весенней призывной кампании 2007 года была проведена рабочая встреча руководства городского совета с военными комиссарами города и области, председателями и членами районных призывных и медицинских комиссий. На рабочей встрече были определены цели и задачи органов местного самоуправления города и районов, подразделений МВД и Вооруженных сил Украины по качественному проведению призыва. По окончании весенней призывной кампании были подведены итоги совместной деятельности.
Отвечая на вопрос по поводу мобилизационной работы, можно сказать, что это специ-
фический вид деятельности Департамента. Он связан с произведением расчетов, разработкой различного рода документов — распоряжений, планов, схем, таблиц, направленных на подготовку органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий города к деятельности в особый период возникновения чрезвычайных ситуаций. Задача Департамента — своевременно внести изменения в расчеты и скоординировать данную работу с райисполкомами, учреждениями, организациями и предприятиями города. 

— Расскажите о проводимых мероприятиях, связанных с гражданской обороной. 

— Сегодня данная тема особо актуальна в разрезе возникшей техногенной ситуации под Львовом, которая квалифицируется как государственная. Исходя из полномочий департамента в сфере гражданской обороны, на территории города с целью поддержания на должном уровне системы защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера осуществлен ряд мероприятий. Так, руководством потенциально опасных объектов города была проведена закупка средств защиты на общую сумму 694432 гривны. Кроме этого, разработан и согласован с Управлением СБ Украины в Харьковской области план эвакуации населения г. Харькова с объектов, где возможны проявления терроризма в мирное время. В общеобразовательных школах обязательно проводятся «Дни гражданской обороны», а в дошкольных учебных заведения — «Недели безопасности ребенка». 

— Каких положительных результатов вам уже удалось достичь? 

— Мы начали с себя, обобщив опыт работы подразделений, на базе которых был организован Департамент: оптимизировали структуру и штатное расписание, произвели перераспределение основных заданий, в свете требований сегодняшнего дня определили конкретные практические задачи для каждого отдела и сектора. Параллельно с этой работой был проведен подбор специалистов, где основными критериями стали желание служить обществу, профессионализм, умение и практические навыки работы в команде. В полном объеме были пересмотрены должностные инструкции персонала и разработаны новые, что позволило более детально конкретизировать направления работы каждого сотрудника и департамента в целом.
Для координации совместной деятельности по обеспечению безопасной жизни граждан Харькова нами спланированы и регулярно проводятся рабочие встречи городских властей с руководителями правоохранительных органов, воинских формирований, которые дислоцированы на территории города, во время которых детально рассматриваются вопросы взаимодействия органов местного самоуправления и силовых структур.
Кроме этого, к положительным моментам следует отнести и то, что регулярными стали встречи с представителями средств массовой информации по вопросам, которые относятся к компетенции нашего Департамента.

Личное дело
Андрей Андреевич Стародубцев родился 14 декабря 1962 года в г. Харькове.
В 1982 г. окончил Харьковский электромеханический техникум, в 1991 г. — Украинскую юридическую академию, кандидат юридических наук.
С 1982 по 1984 года проходил воинскую службу в рядах Советской Армии. С 1984 по 2005 год проходил службу на должностях оперативного и руководящего состава в органах Министерства внутренних дел Украины. С 1996 по 1998 гг. занимал должность заместителя начальника Управления по работе с личным составом — начальник инспекции по личному составу УМВД Украины в Харьковской области. С 1998 по 1999 гг. — заместитель начальника Харьковского городского управления по работе с личным составом УМВД Украины в Харьковской области. С 1999 по 2001 гг. — начальник факультета Университета внутренних дел. С 2001-2003 — заместитель начальника Управления профессиональной подготовки Департамента работы с персоналом МВД Украины. С 2003 г. — начальник отдела по вопросам гражданства, эмиграции и регистрации физических лиц УМВД Украины в Харьковской области.
С 2005 по 2006 гг. — проходил службу в органах Службы безопасности Украины.
С сентября 2006 года — директор Департамента по взаимодействию с правоохранительными органами оборонной, мобилизационной роботы и гражданской обороны.