Девять энтузиастов, членов общественной организации «Дети подземелья», в минувшую субботу провели уборку мусора в одном из сохранившихся фрагментов подземного хода, расположенного в центре города.

Общественная организация «Дети подземелья» уже несколько лет добивается придания статуса памятника сохранившимся фрагментам харьковских подземных ходов. Эта организация занимается поиском и исследованием подземелий не только нашего города, но и области. Пока бумаги о присвоении статуса путешествуют по инстанциям, ребята собственными силами пытаются сохранить найденные подземные галереи. Ведь отсутствие хозяина приводит к постепенному уничтожению подземелий. Основных факторов, влияющих на это, сохранилось несколько. Часто подземелья соседствуют с инженерными коммутациями (водопровод, теплотрасса, канализация) и из-за их изношенности образуются утечки, которые ведут к затоплению, а затем и к разрушению сводов и стен подземных галерей. Страдают подземелья и от обилия мусора, который попадает в них через провалы и отдушины. Скопившийся за многие годы мусор засыпает подземелья и делает их непроходимыми. 

Для субботника спелестологи выбрали хорошо сохранившийся фрагмент, вход в который ведет из подвала одного из домов, расположенных в самом центре города на улице Рымарской. Об истории этого подземного хода нам рассказал харьковский спелестолог Андрей Ковалев. 

— Этот участок известен с декабря 1910 года, — начал свой рассказ Андрей Геннадиевич. — Именно тогда в окрестностях жилого дома (бывшая усадьба Фремана) образовался провал, который вел в подземелье. Существование подземной пустоты было признано безопасным и городской инженер Д.И. Черкес распорядился засыпать и утрамбовать провал. Летом 1913 года при прокладке канализации к усадьбе Фремана на подземный ход наткнулись вновь. В то время провалы находили часто. Для их исследования даже создали специальную комиссию городской управы. В ответ на предложение комиссии обследовать место провала, Фрейман сообщил еще об одном ходе, который собирался приспособить под котельную. Работа комиссии свелась к осмотру подземелья, открытию отдушины и попыткам раскопать с поверхности недоступные участки. К слову сказать, методика раскопок предполагалась логичная и довольно безопасная. Собирались вскрыть шурфом участок подземной галереи, при необходимости расчистить ее, далее через каждые 10 саженей проходки рубить на поверхность отверстия для освещения, вентиляции и обеспечения безопасности. К сожалению, в раскопки вмешался непредвиденный персонаж — инженер Монвиж-Монтвид. С помощью специального прибора — «указателя» — он брался определить направление и глубину заложения подземных галерей. «Указатель» представлял собой никелированную палочку, изогнутую в виде кольца. Судя по описанию метода, Монвиж-Монтвид занимался лозоходством или, как говорят сейчас, биолокацией, а «указатель» был одним из вариантов «рамки», с помощью которой сейчас ищут не только подземные галереи, но и кабели, трубы, воду, полезные ископаемые и клады. Ищут с разной успешностью, вот только подземную пустоту определить не удавалось ни разу. Вернее, определяли много раз, но скважины, пробуренные по указаниям таких вот определений, неизменно искомых вещей не обнаруживали. 

Один из лозоходцев сообщил, что подобные подземные объекты окружены особой энергоинформационной защитой, поставленной как раз против попыток обнаружения подземелий именно таким способом. Кроме того, по его мнению, рамка может реагировать не только на реально существующие явления, но и на виртуальные, существовавшие только на бумаге или даже у кого-то в голове. 

Упоминание об этом фрагменте подземных галерей мы нашли и у харьковского краеведа В. Иволгина в книге «Старий Харків» (1929 г.) Согласно его описаниям, уже в то время ход был почти полностью засыпан печным шлаком и пробираться по нему можно было только ползком. 

Состояние подземных галерей с того времени существенно не улучшилось. Сегодня вход в подземелье ведет из подвала жилого дома. Вестибюль, откуда начинается подземный ход, сильно захламлен бытовым и строительным мусором. Именно его в ходе субботника и убрали ребята. За 4 часа работы на поверхность было поднято около 50 мешков с мусором. На просьбу энтузиастов помочь в проведении субботника откликнулись работники организации «Жилкомсервис». Они пообещали вывезти мешки с мусором на свалку. Спелестологи считают, что этот подземный ход можно использовать для создания музея или галереи. А пока видят свою задачу в сохранении этого памятника истории.

Справка "Вечерки"

Спелестология — это раздел научной спелеологии, предметом изучения которой являются искусственные подземные сооружения (подземные ходы, каменоломни, штольни, городские коммуникации). Спелестологи изучают заброшенные, выведенные из эксплуатации подземелья или занимаются поиском неизвестных искусственных полостей.